Форум » Болтушка » Правда о постановке трюков в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера". » Ответить

Правда о постановке трюков в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера".

Белошвейка: Мы привыкли слышать, что драки и бои в фильме ставил Владимир Балон. На самом деле в картине был единственный постановщик всех боёв - Николай Ващилин. Мушкетероманы решили восстановить справедливость.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

Камила де Буа-Тресси: Ого!!! Вот это информация!! Продолжения! Безумно интересно, в особенности для такого поклонника фильма, как я!

stella: Ужасно обидно, что его обходят молчанием. А человек столько лет молчал, не раскрывал истины! Порядочный он человек, скажу вам!

Джулия: - Что еще вы изменили бы? - Многое… Вот костюмы, например. Я еще на «Ленфильме» подошел к Татьяне Острогорской, которая была художником по костюмам. Попросил ее сделать резиновые накаты на сапогах. Мало ли в каких условиях придется драться. Она пообещала. Но когда Старыгин на лестнице полетел на ступеньки – я на подошвы его сапог посмотрел. Наката не было… И вот еще сцена, где мушкетеры перед боем в Дешо пальцами так делают (Н.В.показывает)… это Хил такой жест придумал. Полынников руки снимает крупным планом. А перчатки у мушкетеров из дерьмовейшего дермантина. Я к Тане: «Что ты делаешь?! Они же дворяне, не дворовая шпана! Ну, давай купим им чешские перчатки!». Она мне: «Не учи меня жить, не лезь в чужие дела!». А плащ у Портоса в той сцене! Это же позор! Первый фильм – бедность ужасная. Вот во втором фильме у них были костюмы так костюмы… - Зато у них там оружие украли. Пришлось фехтовать на плохих шпагах. - Они и здесь фехтовали непонятно чем. Это, кстати, заслуга Балона. Я ставил шпажное, «широкое» фехтование. Шпага – оружие скорее рубящее, чем колющее. Вот Боярский во время сцены прорыва в Лувр с подвесками именно так фехтует. Как мы отрабатывали. Но в какой-то момент Балон велел заменить шпаги на рапиры. Старыгин в сцене засады в лесу фехтует рапирой – а удары шпажные! Ну, Балон – отдельная тема. - Понимаю – наболело… - Да дело даже не в том, что наболело или нет. Понимаете, человек – спортсмен. А я – каскадер. Это две совершенно разных профессии. Спортсмен всегда нацелен на результат, он действует на поражение соперника. А каскадер – напротив. Он обязан ударить, но так, чтобы не попасть. Красиво, эффектно. Но мимо. На каскадеров специально учат, спортсменам это сложно. Это психика, рефлекс, доведенный до автоматизма. Еще Павлов вывел все эти особенности. Рефлекс очень трудно, почти невозможно преломить. Вот Володя и засадил Боярскому в рот клинком. Он и позже, на «Гардемаринах», Жигунову едва глаз не выбил. Если мне говорить о том, о чем я действительно сожалею, так скажу: о том, что Балона и Ходюшина выпустил из-под контроля. В итоге в титрах видим крупным текстом: фехтование – Владимир Балон, конные трюки и драки – Анатолий Ходюшин. И третьим: драки - Николай Ващилин. Помилуйте! Фехтование – это не трюк! Не было в советском кино такого трюка! Уровень опасности – разный, и тебе за это платят. Были – драки с оружием. С самым разным оружием. Есть же этика авторского права! Эти двое ни за что не отвечали, ответственность была на мне. Если бы что-то случилось, то спросили бы с меня. И за травму Мишки, и за то, как Веня с коня упал на всем скаку… Если бы не замяли по обоюдному согласию. Кстати, Балон проткнул Боярского уже без меня. Повторяюсь: все эти безумные сцены в Лувре на балу, бой на винтовой лестнице, беготню по перилам они снимали уже в мое отсутствие. Теперь вы понимаете? Я бы за все ответил – головой. Они же из себя постановщиков трюков изображали. Уж если начистоту, то никто не сделал бы Балона постановщиком трюков. И Ходюшина никто не сделал бы. Нужно было соответствовать целому ряду требований: высшее образование, спортивная подготовка, опыт… Наконец, была еще характеристика. Хорошим человеком нужно было быть. Надежным. Меня в тот момент надежным считали. Я уже много лет в кино работал. Чтобы с каскадером маститые режиссеры за руку здоровались? Со мной – да, здоровались. Я с Козинцевым работал, с Бондарчуком… А три сцены, которые делал именно Балон - это наглядное пособие по кретинизму с точки зрения фехтования.


Джулия: - Что за сцены? - Про Лувр уже говорил. Вторая сцена – поединок д`Артаньяна и Жюссака в Дешо. Все, начиная с того момента, когда они убегают в другой двор. Третья сцена… - Бой на берегу, да? - Да, бой на берегу. Хотелось сделать что-то в стиле английской постановки с Йорком. - Этот бой очень напоминает по своей хореографии и по самой постановке сцену из фильма с Джином Келли. Там тоже берег, рыбацкие сети… - Я смотрел фильм с Келли, но когда мы ту сцену делали, вообще не вспомнил, что там есть такой эпизод. Как раз накануне мы на съемках «Сибириады» ставили драку на берегу, где герой Соломина противостоит своим врагам. И я сказал ребятам, что можно нечто подобное изобразить у нас. Сетка и запутавшийся в ней противник – это эффектно. В тот день они уехали в Ильичевск снимать на берегу, я приехал позже. Думал, что они за пару часов все снимут. Приезжаю – съемка все еще продолжается. Они, понимаете ли, продолжение придумали! Это Балон должен был в сетке запутаться, Боярский – убежать. И все! А они наверху пофехтовали, затем Мишка в сети барахтался, зачем-то на мокрые камни полезли… Хил их поддержал, я решил не вмешиваться. В итоге сцена вышла слишком затянутая для такого фильма… - Давайте еще чуть-чуть поговорим про фехтование. У нас на форуме собрался народ пристрастный, дотошный. Многие сочиняют сами в жанре фанфикшен, тоже придумывают драки, дают описания каких-то приемов… Вот драка у Дешо – кто как дерется в смысле принадлежности к школе? - Я реализовывал итальянскую школу фехтования на шпагах у гвардецев кардинала и французскую - на рапирах - у мушкетёров. Но только, чтобы заявить стиль. Сама же драка четырех против восьми была построена на широкой географии, прятках, подножках, бросании подушек и прочей смешной чепухи вроде метания рапиры Портосом и полета с крыши гвардейца. «Взаправдышное», к тому же рапирное фехтование Балона с Боярским, да еще с вкраплением ударов под зад и метанием ножа выглядело удручающе. - Портос не мог метнуть шпагу в противника? - Мог. Мне мои учителя постоянно повторяли, что в кино возможно все, но в жизни часто случается то, что киношники даже придумать не могут. Это, знаете, из того же разряда, что и драки в фильме «Остров сокровищ». - Где Федя Стуков главную роль играет, и Олег Борисов… - Да, там. Так вот, там мы придумали: пусть будет то, чего не может быть. Вроде как мальчику все снится. Все эти геройства… Вот и с Портосом то же самое. Хороший эпизод вышел: Портос кидает шпагу, гвардеец, схватившись за живот, летит вниз, а проходящий мимо Арамис делает жест одобрения. Это штрих к их отношениям, а насколько все реально – уже неважно. - Под конец съемок мушкетеры уже уверенно держали в руках оружие? - Да. Вот «Красная голубятня», там потрясающе фехтует Атос. Видно как оператор безграмотно его снимает, но даже Полынников не смог испортить схватку Атоса с гвардейцем и бросок гвардейца в камин, посредством захвата гарды и разворота. И в начале съемок у них успехи были. На рабочих материалах в Дешо есть важный фрагмент, который зарезали в фильме - как Атос отступает за памятник к лестнице, отбиваясь от гвардейцев. Я поставил Вене отличное фехтование у памятника, но Хил не взял этот секундный кусочек и разрушил сцену погони за Атосом.

Джулия: - Если выставлять оценки за фехтование, сколько бы получил Атос – Смехов? - Четыре с плюсом. Вене не хватило мощности в движении. Как я уже говорил, пластический рисунок характера Атоса подбирался исходя из фехтовальной подготовки актера - скупо и «немногословно». Один точный удар и… все. Если бы вы знали, что такое держать в руках боевую шпагу и драться ею в толпе прыгающих людей! Это кошмар. Вот эти драки в трактирах... Если сегодня в ресторане пацанам дать такие шпаги и попросить понарошку подраться три против пяти - гора трупов будет после первого движения. Наши мушкетёры в этом деле - герои. Я не преувеличиваю. Могу сказать, что Смехов был в худшем положении, чем остальные, он редко приезжал на съемки. Вене в пару я подобрал фейхтмастера Иосифа Кринского, моего коллегу из ЛГИТМИКа. У Миши основным партнером был Балон. Наличие таких партнёров помогает актёру сделать красивые вещи. Это очень важно. Бывает что партнер портит все, может и убить. Такое бывало. Как я уже говорил, Веня, по моему замыслу должен быть сдержан в движениях, не махать экспансивно шпагой налево и направо, как Боярский. - Вениамин Борисович в одной из телепередач рассказывал, что ему на съемках задели шпагой глаз. - Не знаю. Если это и произошло, то без меня. Могу примерно представить, при каких обстоятельствах такое оказалось возможно: в кабачке, где они дерутся вдвоем с Мишей во время поездки за подвесками. Засаду на Веню я придумал и заранее отрепетировал рисунок фехтования Атоса в Питере с его партнерами. Его визави Кринский рассказывал мне, как они без меня воплощали мой замысел и просили Балона придти на площадку помочь, поскольку я уехал, а Вене неожиданно дали дни для съемок и было решено отрепетированное снять. Веня фехтует там замечательно, и даже с дагой, что было задумано, чтобы облегчить ему рисунок. Защищаться двумя руками проще, чем одной. Мне уже задавали раньше этот вопрос, поэтому я специально пересмотрел эту сцену - шпаги у гвардейцев строго в пол. В лицо ему никто не тычет. Но это так мгновенно и так непредсказуемо - движение клинка. Преступлением с моей стороны было согласиться работать с таким оружием. Я рассчитывал и реализовал одиночные уколы и удары в низ, с переходом ко второму удару кулаком или гардой. Или подушкой, или посудой. Не знаю, где Смехов травмировался. Но шансов было много, ведь репетиции через месяц прекратились вообще. - А конная история с падением Смехова – это при вас было? - Это – при мне. Дело в том, что по меркам 1978 года коневоз был очень дорогим транспортом. Одну, две лошади перевезти – еще не такая проблема. Но больше… Мы заранее присмотрели дорогу, по которой могла ровно ехать съемочная машина, вдоль тянулась обочина, пригодная для скачки на лошадях. Пейзаж вокруг сильно напоминал просторы Северной Франции. Местечко это было километрах в пятидесяти от Львова, на перевозке лошадей решили сэкономить, взяли местных. Про это я говорил тоже: нам не приходилось выбирать. Что дадут, на том и работаешь. Как раз Смехову не повезло. Спокойный, добродушный, уже испытанный им Воск остался во Львове. Местные же кони были такие чертяки… Днем мы с Ходюшиным на них сели в костюмах мушкетеров, и лошади испугались. У нас еще шпоры были огромные, со звездочками… Словом, лошади кинулись в лес, буквально содрали нас о деревья и убежали. Их долго искали, нашли в родной конюшне и насильно привели назад на съемочную площадку. Это было днем. К вечеру приехали актеры. Мише Боярскому привезли его Хаскана, а Вене подвели того зверя, который ссадил меня днем. Я поделился с Хильевичем своими опасениями, но он их отверг, оправдывая риск необходимостью снять крупные планы скачущих мушкетеров. Оставалось снять только проскачку д`Артаньяна и Атоса вдоль дороги на хорошем галопе. Мотор, камера – лошади понеслись вперед. Боярский чувствовал себя совершенно комфортно, а Смехову было тяжко, он подпрыгивал над седлом и приземлялся, когда лошади под ним уже не было. Держался он только за повод, от чего его лошадь несла, закусив удила. И вдруг на пути мушкетеров - огромная яма. Миша мягко повернул, а Смехов еще крепче вцепился в повод, осадив коня на задние ноги и потеряв контакт с поводом. Конь рванул из под Вени, оставив его искать землю. Веня ее и нашел – ударился он при этом опасно, сильно, и хорошо, что дело обошлось без серьезных последствий. Но скакать верхом больше не обещал. К счастью, крупные планы скачущих мушкетеров были отсняты чуть раньше. В финале второй серии Атос снят как раз на той, другой лошади.

Белошвейка: Не все хорошо видно или понятно в статике, но так будет проще ориентироваться в видео. Менг: в рабочих материалах есть много элементов, не вошедших в фильм

Белошвейка: Атос в Дешо: Один противник заходит справа, Атос его отбивает, второй заходит слева, отбивает (второго пропускаю), потом отходит за памятник и из-за памятника бьет третьего, потом, отбиваясь, лезет наверх

Белошвейка: Портос в Дешо: Сейчас он схватит противника за ногу и отбросит спиной к камере

Белошвейка: Дружба :) Портос должен бить противника скамейкой, а она у него в руках разваливается. В фильме в итоге он бьет скамейкой, а после монтажной перебивки добивает только сиденьем. Недостающий кадр с артикуляцией. По фильму слова "Мушкетеры, задержите миледи!" должны принадлежать Атосу, но произнесены голосом, похожим на Портоса и звучат из пространства

Белошвейка: Несколько фотографий из альбома Николая Николаевича. Договор с Одесской киностудией. Герой рассказа - в образе гвардейца.

Белошвейка: Николай Ващилин режиссирует сцену засады на Арамиса. Николай Ващилин дублирует Валентина Смирнитского в роли Портоса. Николай Ващилин постановщик трюков в "Трёх мушкетёрах" репетирует сцену фехтования в монастыре Дешо с Игорем Старыгиным /Арамис/. (Кстати, по документам у тех, кто Дюма читал невнимательно - "Де Шо"). Атос дерётся в Дешо с гвардейцем Иосифом Кринским.

Джулия: - И, наконец, самое больное: откуда пошел этот поток лжи, в котором оказались замешаны едва ли не все исполнители главных ролей, сам режиссер, ваши помощники? Почему вся страна до сих пор считает, что трюки ставил Владимир Балон? - Мне обидно и горько об этом думать. Потому что все документы и договора, доказывающие мои права, у меня на руках. Но это не будешь рассказывать моим внукам, потому что для них прав телевизор, а дедушка врет… Вранье началось не сразу. Примерно года с 1992-го. Врать стали все, и до того доврались, что сами поверили: так оно и было. Я ничего не говорю про «Двадцать лет спустя». Я к этому фильму не имею никакого отношения. Ситуация сложилась некрасивая, но показательная. Скажем так: есть люди, на стороне которых сила и власть. Есть те, кто честно делает свое дело, и оказывается неправым. Первым противостоять сложно. Но если вы играли мушкетеров, если у вас «Один за всех и все за одного», а не «все на одного» - признайте, что все было иначе. Иначе все слова о дружбе и порядочности останутся только словами. - Но ведь, насколько мне известно, Георгий Юнгвальд-Хилькевич нашел в себе силы признать, что вы правы. - Да, и это – бальзам на раны. Ващилин ставит запись телефонного звонка. Разговор между режиссером и постановщиком трюков в «Трех мушкетерах» идет на вполне дружественной волне, и Юнгвальд-Хилькевич действительно говорит открытым текстом, что трюки в «Трех мушкетерах» ставил Николай Ващилин, а Владимир Балон делал это в «Двадцать лет спустя». Пожалуй, это все, о чем хотелось написать. Разумеется, для форумного варианта интервью я выбирала именно то, что всем нам следовало бы знать. Несколько вопросов были заданы только для «внутреннего употребления». Вряд ли широкому читателю будет интересно читать про шпажное и рапирное фехтование, про то, как в рисунке боя раскрывается характер персонажей. «За кадром» остались буквально несколько эпизодов разговора. Если вам интересно – я еще кое-что выложу. Возможно, сочтет нужным дополнить меня Лена, которая больше общалась с Николаем Николаевичем – еще раньше. В любом случае – тема не закрыта.

Белошвейка: В этом же телефонном разговоре Г.Юнгвальд-Хилькевич согласился дать интервью, которое через несколько дней было записано Udgin. Ссылка на видео - в начале темы.

Калантэ: Во-первых - спасибо! Во-вторых - вот честно, я в шоке. Каюсь, не знала, что Балон - спортсмен, а не каскадер. В таком случае, просто чудо и промысел Божий, что на съемках сцен, которые он делал, было так мало травм! Я сейчас даже не об этической стороне вопроса - кто ставил и кто в титрах. Я фехтованием занималась не просто историческим - а еще и в школе каскадеров. И первое, чему нас учили - это останавливать удар! Повторяя слова Николая Ващилина - цель спортсмена этот удар нанести, а цель каскадера - остановить его вовремя! Бой разыгрывается как по нотам, малейшая ошибка - это возможная травма, а для спортсмена ошибка противника - это повод атаковать... То есть ты замахиваешься со свистом клинка, но коснуться противника изволь бережно. Остальное он отыграет сам. Пошла импровизация - тем более! А тут... Ну что, просто так вот хотелось покрасоваться и собой полюбоваться, да? Вот чего я не понимаю и никогда не пойму. Меня начали учить со слов: это железо, это оружие, оно не понимает шуток. И ты отвечаешь за безопасность твоих партнеров, как и они за твою. Неужели обладателя многих спортивных титулов учили по-другому? В-третьих... Так это идея Балона заменить шпаги на рапиры?! О Господи! Глаз же режет. Зачем, а? Ну и в-четвертых. Джулия пишет: Вряд ли широкому читателю будет интересно читать про шпажное и рапирное фехтование, про то, как в рисунке боя раскрывается характер персонажей. - будет!!! Очень интересно!!!!! И огромное спасибо Николаю Ващилину - за то, что ему удалось сделать!

stella: Согласна с Калантэ . Обязательно расскажите про про фехтование. это , возможно, остановит совсем уж дикие ляпы в фанфиках. А Ващилину- отдельный поклон. Истина рано или поздно выплывает на свет Божий. и пусть люди знают, что ложь и глупый авантюризм еще никому не принесли пользы. Еще хочу добавить, что это не развенчание фильма. Это просто желание все поставить на свои места. Я вот почитала договор и мне стало стыдно. За такие гроши, и то- не сразу, такой труд и такой риск! Над людьми просто смеялись.

Ленчик: Огромное спасибо за интервью У нас еще шпоры были огромные, со звездочками… Простите мой французский, но вот это тоже непрофессионализм и чрезмерный риск. Зачем, ну зачем, было впервые лезть на незнакомых лошадей со строгии шпорами?! Особенно, заранее не будучи уверенным, что животное знакомо с таким методом подачи команд, а всадник может умело его использовать? К работе под шпорой лошадь приучают неделями (в самом быстром варианте). Это не "педаль газа", черт возьми, а такое же средство управления, как повод/шенкель/корпус/голос, в конце концов. К сожалению, мало кто это понимает.

Камила де Буа-Тресси: Калантэ пишет: будет!!! Очень интересно!!!!! ПРИСОЕДИНЯЮСЬ! И правда поможет для фиков и общего развития!!!

Калантэ: stella - увы, "гроши" за работу каскадера в то время были нормой. В нашей стране, я имею в виду. Но вот такое замалчивание куда обиднее, чем скупая оплата. Ленчик - возможно, шпоры были обязательным элементом костюма, и тут уж слово постановщика трюков против слова режиссера... Дескать, твое дело десятое, машешь оружием - ну и маши себе.

stella: Калантэ - гроши и замалчивание- обычное дело! Но я как вспомню, какие гонорары имели подонки от литературы или управленцы! Когда-то, году в 85 мы устроили забастовку- нам выделили премию в ЦУМе - 3руб. 80 копеек, за многочасовую и очень тяжелую работу по оформлению. Орготдел из то-ли 5, то ли 6 человек получил от 100 ( начальница) до 50 руб.(остальные) Мы всей мастерской(14 человек) просто отказались получать премию. А она уже прошла по ведомости. Как все начальство перетрусило! Мы деньги не взяли, не помню, как это все на тормозах спустили, но мы заявили прямо, что такого унижения не потерпим. Как же умели ( и умеют) унижать людей! Хорошо хоть истина восторжествовала!

Ленчик: Размер оплаты, конечно, убил... 197 р. в месяц за ежедневный риск свернуть себе шею. Калантэ, речь шла не о съемке дубля, как я поняла, а о пробном выезде. И шпор ни на фотографиях, ни в фильме я не видела. ИМХО, потратить 10-15 минут на приучение лошади к человеку в костюме не так трудно. Другое дело, что, как и говорится в интервью, общий уровень работы с лошадьми в нашем кинематографе удручает... апдейт поста - цитата полностью: Местные же кони были такие чертяки… Днем мы с Ходюшиным на них сели в костюмах мушкетеров, и лошади испугались. У нас еще шпоры были огромные, со звездочками… Словом, лошади кинулись в лес, буквально содрали нас о деревья и убежали. Их долго искали, нашли в родной конюшне и насильно привели назад на съемочную площадку. Это было днем. К вечеру приехали актеры. Т.е. речь действительно не о съемке :(



полная версия страницы