Форум » Болтушка » Правда о постановке трюков в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера". » Ответить

Правда о постановке трюков в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера".

Белошвейка: Мы привыкли слышать, что драки и бои в фильме ставил Владимир Балон. На самом деле в картине был единственный постановщик всех боёв - Николай Ващилин. Мушкетероманы решили восстановить справедливость.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

Калантэ: Ленчик - если на съемках шпор не было, то, возможно, речь шла как раз о том, чтобы опробовать лошадей по максимуму. И сели на них как раз каскадеры, и после этого от шпор на съемках отказались? Ну а что еще может сделать постановщик трюков, если ему за полдня до съемок привели лошадей и объявили - а других не будет! Только самому все проверить. Вообще наплевательское отношение к работе каскадеров в нашем кинематографе (и не только) - практически норма. У наших был случай, когда на каком-то шоу организаторы уже после начала трюка категорически приказали переставить страховочную группу. Трюк - горение. Человек бежит и горит, бежит по заранее оговоренной и отрепетированной траектории, на финише его будут тушить, у него нет времени искать глазами страхующих, тем более в темноте, а лишние минуты горения - это уже критично, и где искать, если вокруг площадки публика? Живой факел! В общем, если каскадер в Европе, скажем, рискует только в самом трюке, то наши рискуют еще и потому, что работают с дураками... :-(

Ленчик: Калантэ, я про Фому, а мне про Ерёму Да, нет у меня претензий к Ващилину, как к каскадеру. НО! С лошадью должен работать конник, а не каскадер. В вышеописанном случае кони никакие не "чертяки". Они дали нормальную реакцию испуганного животного - избавиться от источника страха и удрать домой. Один вопрос "знакома ли данная конкретная лошадь с управлением шпорами?" уже существенно уменьшил бы риск. Мне доводилось перед фотосессиями приучать копытных "моделей" двуногим в плащах и платьях со шлейфами. Это не долго (самым истеричным оказался фриз - вокруг него плясали с бубном почти полчаса), но существенно облегчает дальнейшую жизнь всем участникам процесса. Помню дикие глаза Тимохи (конь знает меня 5 лет), когда он увидел меня в свадебном платье. Там аршинными буквами читалось: "Я тебя, мать, конечно, узнал... но ближе чем на 10 метров не подойду, хоть убей!" Я к тому времени уже была выпимши шампанского и настаивать не стала. В следующий раз на трезвую голову минут за 10 убедили коня, что платье, конечно шуршит и трепыхается на ветру, но мелких бурых лошадей оно не ест. Конфликт был исчерпан.

Калантэ: Ленчик - не, я тоже про Фому, просто криво сформулировала. Ленчик пишет: С лошадью должен работать конник, а не каскадер. - конечно, вот только это в смету фильма не внесли! ПО принципу - на кой ляд уменьшать риск для каскадеров, это ж их работа! В норме постановщик боев и спец по конным трюкам - это разные люди, а тут все на одного свалили... В идеале, конечно, готовит лошадь конник, приучает к костюмам и оружию он же, а каскадер потом только падает с этой лошади, как нужно в фильме. Но это в идеале... Экономия, понимаешь!


Джулия: Народ, так поняла, что стоит попытать бедного Николая Николаевича маньячными вопросами? Если согласится - с радостью. Может быть, еще и список вопросов составите? :)

stella: Юля, если согласится- будем очень благодарны.

Ленчик: Джулия, конечно стоит!

Эшли: Джулия пишет: Народ, так поняла, что стоит попытать бедного Николая Николаевича маньячными вопросами? И просьбами о фотографиях...

Белошвейка: Думаю, пару моментов я могу прояснить. 1. Оплата за исполнение трюков в договоре не прописана, а трюк высшей категории сложности оценивался в 50 руб (и мог быть исполнен лишь 1 раз за съемочный день, а не вышел - так из экономии в картину могли поставить и неудачный с точки зрения исполнения трюка дубль). 2. Они были в костюмах мушкетеров, поскольку в тот же день с утра на этих конях снимались в части проскачек для "засад". 3. С Ходюшиным был заключен договор по работе с лошадьми, подробностей не знаю.

Roni: Спасибо за интервью и фото! Очень-очень интересно!!!

Эжени д'Англарец: Джулия пишет: Сетка и запутавшийся в ней противник – это эффектно. В тот день они уехали в Ильичевск снимать на берегу, я приехал позже. Думал, что они за пару часов все снимут. Приезжаю – съемка все еще продолжается. Они, понимаете ли, продолжение придумали! Это Балон должен был в сетке запутаться, Боярский – убежать. И все! А они наверху пофехтовали, затем Мишка в сети барахтался, зачем-то на мокрые камни полезли… Хил их поддержал, я решил не вмешиваться. В итоге сцена вышла слишком затянутая для такого фильма… Говорите что хотите, но вот с этим я не согласна. Что значит «Балон должен был в сетке запутаться, Боярский - убежать. И все!»?! Если мне не изменяет память, цель д'Артаньяна — отобрать у де Жюссака пропуск. Пропуск у де Жюссака под камзолом. И как, интересно, д'Артаньян заберёт у него пропуск, если де Жюссак запутался в сетке? Значит, надо его сначала распутать, правильно? А если его распутать, чёрта с два он отдаст пропуск без боя. А это значит, что надо делать, как у Дюма — чтобы отобрать пропуск, надо, чтобы де Жюссак хоть на секунду отключился, что в итоге и происходит. Правда, как мы помним, перед тем, как потерять сознание, де Жюссак всё-таки уколол д'Артаньяна в грудь в отчаянной попытке защитить пропуск, после чего бессильно сполз с камней на землю. Почти как в книге, не правда ли? А запутаться в сетке — это не вариант. Эффектно — да, но в данном случае не вариант. При всём моём уважении к Николаю Николаевичу.

Эжени д'Англарец: Джулия пишет: Уж если начистоту, то никто не сделал бы Балона постановщиком трюков. И Ходюшина никто не сделал бы. Нужно было соответствовать целому ряду требований: высшее образование, спортивная подготовка, опыт… Наконец, была еще характеристика. Хорошим человеком нужно было быть. Надежным. Меня в тот момент надежным считали. Я уже много лет в кино работал. Чтобы с каскадером маститые режиссеры за руку здоровались? Со мной – да, здоровались. Я с Козинцевым работал, с Бондарчуком… А три сцены, которые делал именно Балон - это наглядное пособие по кретинизму с точки зрения фехтования. Возможно, я ошибаюсь, но если верить послужному списку Балона, к моменту съемок «Мушкетеров» он тоже в кино работал не первый год. И даже не второй. Он начал ставить фехтование в кино еще во время своей спортивной карьеры. Может быть, с ним за руку и не здоровались, но его приглашали такие режиссеры, как Иван Пырьев (в фильм «Белые ночи») и Ян Фрид («Двенадцатая ночь»). Наконец, Эльдар Рязанов, который и дал ему «путевку в киножизнь» в фильме «Гусарская баллада». Все это, как мне кажется, имена ничуть не ниже Козинцева и Бондарчука. Да, еще Александр Митта (фильм «Звонят, откройте дверь», где был небольшой кусочек спортивного фехтования, и Балон фехтовал с Сергеем Никоненко) и другие режиссеры, и во многих фильмах он участвовал как каскадер и постановщик трюков (кажется, он засветился как каскадер даже в «Неуловимых» в сцене фехтования, кто не помнит - начало второго фильма). И насколько я понимаю, во всех этих фильмах Балон был не один. И наверняка там были люди более опытные, которые могли и должны были направлять его и заставлять работать над ошибками. И мне кажется, что если бы этого не было, если бы он действительно был полный ноль в этом отношении, он бы сдулся еще до «Мушкетеров» и Юнгвальд-Хилькевич его бы просто не позвал, несмотря на всю симпатию (они были знакомы еще до Мушкетеров, Балон снялся у Хилькевича в фильмах «Дерзость» и «Петька в космосе», что характерно - там о шпаге даже помину нет). Однако он снимался и ставил трюки, и сам выполнял некоторые из них. Сразу оговорюсь - все это я знаю по нескольким интервью самого Балона. Конечно, можно предположить, что он это все придумал, чтобы набить себе цену, но с другой стороны, «не может же он каждую минуту врать»! Кроме того, хочу сказать, что господин де Тревиль руководитель студии Эспада, где я занимаюсь, Алек Мовшович, сам опытный спортсмен и постановщик трюков, заслуженный тренер, профессор и прочая, и прочая - относится к Владимиру Яковлевичу с уважением, и мне кажется, это что-нибудь да значит. Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение слова Николая Николаевича, к которому я прониклась глубоким уважением и которого благодарю за столь подробный рассказ о съемках (и я не вру!), но я хочу знать правду, а некоторые известные мне факты заставляют сомневаться. Если все, что мне известно, не стоит и гроша и все это вранье, пожалуйста, раскройте мне глаза, потому что я действительно хочу знать правду, какой бы горькой она ни была. Калантэ пишет: Неужели обладателя многих спортивных титулов учили по-другому? Калантэ Вот в это я не верю. В одном интервью Балон говорит, что подразделять фехтование на историческое, спортивное и артистическое - то же самое, что выделять в балете народный танец, классический балет и т.д. - видов много, основа одна. А раз одна основа, то и правила техники безопасности должны быть одни. Конечно, в спортивном фехтовании проще, там есть маски и специальные костюмы, но мне кажется, что и тем, кто занимается спортивным фехтованием, на первом же занятии объясняют, что шпага - не игрушка, а грозное оружие, которым можно покалечить. И Балон наверняка не был исключением. Возможно, наличие маски и специального костюма притупляет чувство опасности (не знаю, никогда не примеряла это снаряжение, хотя занимаюсь фехтованием. Артистическим.), но надо все-таки и свою голову на плечах иметь и понимать, что когда специального снаряжения нет, надо быть вдвойне осторожным. И по-моему, Балон не производит впечатления человека, который этого не понимает. По крайней мере, мне так показалось. Но я могу ошибаться. После этого можете считать меня романтической наивной дурочкой, которая по уши втрескалась в Балона и всячески ищет для него оправданий.

Эжени д'Англарец: Джулия пишет: Вот Володя и засадил Боярскому в рот клинком. А я слышала, что это был Борис Клюев. И слышала это не только от Балона (я имею в виду в интервью), но и читала в книге Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Хотя, возможно, они сговорились рассказывать одно и то же, но мне это кажется маловероятным. ИМХО (как и написанное выше).

Джулия: Нисколько я не умаляю достоинств и талантов Владимира Яковлевича Балона. И если мне дозволено высказать свою собственную точку зрения, то скажу вот что: Ващилин, который требовал четкости и дисциплины, попросту "пришелся не ко двору" примерно со второго месяца съемок. Он был параллельно занят и постановкой трюков на "Сибириаде", причем сам признается: там ему было интересней в профессиональном отношении. А компания во Львове приняла как родного Балона. Именно поэтому в титрах Ващилин указан третьим, хотя фактически нес ответственность именно он. Речь идет не о том, чтобы унизить Балона, а о том, чтобы правильно расставить акценты: ПРИДУМАЛ подавляющее большинство стычек и погонь именно Ващилин. Придумал, отрепетировал, подобрал команду. Именно это в итоге у него украли.

Калантэ: Эжени д'Англарец пишет: что подразделять фехтование на историческое, спортивное и артистическое - то же самое, что выделять в балете народный танец, классический балет и т.д. - видов много, основа одна. А раз одна основа, то и правила техники безопасности должны быть одни. - совершенно верно. Но постановка боя для кино - это НЕ ФЕХТОВАНИЕ, не поединок, это - спектакль! В фехтовании цель - нанести укол, а в постановочном трюке - прямо противоположная, не наносить, только показать! Это же и Ващилин сказал... Мне несколько раз приходилось ставить поединки с бывшими спортсменами. Целиком подтверждаю - рефлексы другие, старается достать, и ничего удивительного в этом нет, но это очень трудно и неприятно. Один такой юноша при отработке поединка оставил мне здоровенную гематому на ноге - там, куда он, по сценарию, должен был попадать. Ну он и попадал. Изо всех сил. Каждый раз. И хоть ты тресни - никакие слова не помогали...

Эжени д'Англарец: Джулия пишет: Речь идет не о том, чтобы унизить Балона, а о том, чтобы правильно расставить акценты: ПРИДУМАЛ подавляющее большинство стычек и погонь именно Ващилин. Придумал, отрепетировал, подобрал команду. Именно это в итоге у него украли. Это я поняла. И с этим я не спорю. Кстати, я об этом узнала еще раньше на мушкетерском форуме, правда, в общих чертах. И если я позволила себе так выступить, то лишь потому, что меня немного задел тон, которым был раскритикован стиль Балона. Я понимаю, конечно, что у Ващилина наболело, но все же мне показалось, что он был уж слишком строг. Послушать его, так Балон вообще полный ноль в этой индустрии, ничего толкового сделать не может и вообще непонятно, как его туда пустили. Так мне показалось по тону Николая Николаевича, не знаю, может, я преувеличила и не так поняла (в таком случае прошу прощения), но это меня немного смутило. И вообще я думала-думала над этой историей и поняла, что мне это напоминает. Долго думала, говорить - не говорить, но раз уж зашел разговор, скажу. Эта история очень напоминает мне... Дюма и Маке. Оба талантливые люди, только у одного профессионализм, у другого просто талант и чутье. И если один из них отошел в тень, то только потому, что двух первых номеров в обойме быть не может. Так и здесь - мне почему-то кажется, что специально никто ничего не замалчивал и никто ничего себе не присваивал. И если многие запомнили Балона, в то время как Ващилин отошел на второй план, значит, так распорядилась судьба. И никто специально против Ващилина не интриговал. Я не говорю, что это хорошо или плохо, просто так получилось. Мне кажется, дело еще и в том, что у Балона а) фактурная внешность и б) он не только ставил трюки и все такое, но и снимался. Я думаю, не сыграй он де Жюссака (или Жака в «Гардемаринах») - и его могла бы постигнуть та же участь, он был бы известен только в узких кругах, потому что, на мой взгляд, зритель лучше запоминает экранный образ, чем тех, кто остается за кадром (я имею в виду каскадеров, костюмеров и т. д.). Еще один яркий пример - Александр Иншаков. Мне кажется, не сыграй он в «Крестоносце» и не засветись в эпизодических, но ярких ролях у Тарасова, он не был бы тем, кто он есть сейчас. Поэтому, мне кажется, яркий образ на экране - половина популярности каскадера. ИМХО.

stella: Был еще один фактор, о котором я бы не стала говорить, если бы сами герои не смаковали происходящее за кадром. Я не раз слышала в интервью, как Боярский рассказывал о попойках. Споенный коллектив- это страшный риск. А они , наверное, и на съемки шли, не протрезвев. Их просто Бог хранил. Пьяному - и море по колено! Я не ищу подтверждения своим словам, потому что, кажется и в интервью Балона это было- как они пили.

Эжени д'Англарец: И кстати, раз уж зашла речь о дополнительных вопросах - хотелось бы все же уточнить один момент. Насчет того, кому принадлежит львиная доля идей и постановки боев, я вроде поняла. А вот кто придумывал для каждого из четверки мушкетеров его манеру фехтования исходя из его возможностей и характеристики Дюма: Портос все делает сплеча и шпагу использует по минимуму, Арамис ставит подножки и вообще действует хитростью и т.д. Во всех интервью Владимир Яковлевич приписывает это себе. Это правда или нет? И еще можете передать, что многие фильмы с участием Николая Николаевича я знаю и люблю (в том числе такие, как «Интервенция», «Даурия», «Стрелы Робин Гуда» и «Остров сокровищ») и теперь буду еще внимательнее пересматривать их :) И кстати, я всегда помнила, с первых просмотров еще в детстве, что в первых «Мушкетерах» Балон не один, только не знала подробностей, а теперь знаю.

Эжени д'Англарец: stella пишет: кажется и в интервью Балона это было- как они пили. Было-было. Он рассказывал о том, как они, случалось, приходили на площадку пьяные вдрызг, но перед камерой трезвели за минуту. Если интересно, могу рассказать один случай, который привел Балон.

stella: А вот что за минуту можно протрезветь перед камерой- не верю. Это надо быть актером высочайшего класса, чтобы за минуту собраться в кулак, а они на тот момент еще зеленые были. Это теперь можно сказки рассказывать, какие они были. Камера все выявляет- это не театр.

Джулия: Я сама, собственными ушами это слушала, и НИ ОДНОГО настоящего оскорбления в адрес Балона не услышала. НИ ОДНОГО. Даже если произносились какие-то неприятные для того вещи. Николай Николаевич очень уважительно ко всем относится. Кстати, штрих к портрету: упоминалась масса фамилий. Он помнит буквально всех каскадеров, которые работали на картине. Так что "вообще непонятно, как его (Балона) туда пустили" - это ваше личное восприятие. Пустили как раз по заслугам, и чисто актерские эпизоды дали отыграть. Манеру фехтования для каждого из четверки придумывал Ващилин. То, что я привела в интервью - его прямые слова. Я читала интервью Балона, на которое вы ссылаетесь, и несколько раз читала, причем внимательно. Вопрос был задан не просто так - на слова Балона я и опиралась, поскольку они меня крайне заинтересовали. И ответ получила несколько иной. Можете сравнить. Эпизоды, за которые отвечает Балон, и только он, приведены в тексте: сцена поединка д`Артаньяна и Жюссака в Дешо, сцена их же поединка на берегу, сцена прорыва гасконца в Лувр после его фехтования у стены (где влюбленная парочка целовалась). Остальное ставил Ващилин.



полная версия страницы