Форум » Болтушка » Интервью с актерами, исполнявшими роли в "Трех мушкетерах" » Ответить

Интервью с актерами, исполнявшими роли в "Трех мушкетерах"

Джулия: Тему завожу потому, что у многих из нас имеются подборки материалов про съемки советского фильма и его продолжений. Сюда можно выставлять ссылки на Интернет-источники, фрагменты интервью и фотографии. Большая просьба - указывайте, по возможности, источник (название газеты, журнала, номер) и фамилию того, кто это интервью брал. Сама обещаю сразу по возвращении в сеть выложить фрагмент интервью с Игорем Старыгиным, которое сама и брала - кажется, 2006 год был, ноябрь, фестиваль "Фрески Севера". Увы, всего шесть или семь вопросов, но это все, что успела спросить за десять минут. Дело было еще до съемок "Возвращения мушкетеров", и Старыгин там даже отрицает возможность создания этого фильма.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Белошвейка: "ВЕНИАМИН СМЕХОВ". Встреча мне была назначена у служебного входа в Театр на Таганке. Смехов появился как и обещал, за час до начала спектакля. Сегодня играли "На дне", и на этот вечер ему предстояло быть Бароном. Перед тем, как пройти вместе со мной в свою гримуборную, Вениамин привычно протянул руку за пачкой писем, ожидавшей его на столе вахтера. С писем и начался наш разговор. - Наверняка все - по поводу "Трех мушкетеров". И наверняка ничего интересного, одно и тоже: "Пришлите себя черно-белого, если нет цветного", "Вы, наверное, такой же храбрый как Атос, давайте с вами дружить". Или так: "Слушайте, я вам написала уже три письма! Почему вы не отвечаете!! Вы, значит, не такой мужественный?!! Вы… просто даже не знаю, кто вы! Вы - обыкновенный!!!". А серьезных писем очень мало. То есть мало писем, адресованных актеру, который по-хорошему избалован своей театральной судьбой и с иронией относится к себе на экране. Когда-то, посмотрев "Здравствуй, это я!", мне захотелось написать снимавшимся в фильме актерам и режиссеру Ф.Довлатяну, хотя я знал их лично и мог бы все сказать при встрече или по телефону. Но мне захотелось написать им письмо с благодарностью за их замечательную картину, за то настроение, которое у меня после нее возникло. Вот таких писем я получаю совсем мало (правда, и ролей соответствующих в кино не играл), зато множество их читал у В.Высоцкого, и это всегда был праздник. Если же вернуться к Атосу, то по-моему, он у меня не вполне получился (а если и получился, то только для тех, кто не видел меня, так сказать, основного - в театре. Очень обидно, что в наш маленький зрительный зал я не мог пригласить всех тех, кто видел "Мушкетеров"). На то, правда, были объективные причины. Съемки фильма начались одновременно с репетициями в театре, от которых я не мог освободиться. Я чуть было не расстался с этой картиной… Но все-таки как-то выкручивался. Приходилось летать на съемки к "мушкетерам" по выходным дням. Не могу сказать, чтобы в этот период я был "долгожданным" на съемках или в театре - я был, кажется, нелюбим везде. Без меня работали тут, "за меня" работали там. Я всюду опаздывал. Хотя с детства ненавижу опаздывать и быть кому-то обязанным. В общем, все это было просто несчастьем. Так что для меня "Три мушкетера" - в первую очередь, то, что делали на этой картине другие люди, не я. Это отвага, с которой работал режиссер Юнгвальд-Хилькевич (потому что только отвагой можно объяснить работу вопреки всем предреканиям провала). Это неистовость Боярского, который был душой фильма (если бы настоящий, живой Д'Артаньян попал к нам на съемки, уверен, он захотел бы сыграть роль Боярского). Это великолепная игра любимых мной Алисы Френдлих, Олега Табакова, Льва Дурова… В целом я отношусь с теплотой к этой картине, в которой воплотились наши детские пристрастия. Но, разумеется, это не шедевр и очень далеко от совершенства. А уникальное кино - это когда рождается что-то, доселе невиданное. Это Золотухин в "Бумбараше", это Высоцкий в "Служили два товарища", Дмидова в "Шестом июля", Смоктуновский в "Девяти днях…". Отчего так происходит? Может, нужна какая-то особая атмосфера на съемках? Такая, я знаю, царит у Н.Михалкова, который вообще в этом смысле создал аналог театральной труппы в кино, когда актеры и режиссеры работают, весь съемочный период не разлучаясь. - Судя по заинтересованности, с которой вы говорите о кино, вы все-таки его любите. Так почему же так мало снимаетесь? За многие годы только "Смок и Малыш", "Служили два товарища", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Сказка странствий", еще два-три фильма и все. - На самом деле я очень люблю, просто себя считаю человеком театра и литературы. К себе на экране отношусь (пока!) с чувством юмора. От большинства предложений, поэтому отказываюсь и существую в ожидании чего-то стоящего. Часто бывает, что роли, которые мне нравятся, отдаются другим актерам, режиссеры, с которыми мне было бы интересно работать, зовут других актеров. Что делать? Для этого, наверное, есть много, очень много причин. Но я убежден: главное, самое необходимое актеру качество - терпение. Оно меня никогда не подводило. Так что, может быть, что-то серьезное еще впереди (а серьезное для меня - это, например, фильмы Н.Михалкова, Э. Климова, В.Абдрашитова, А. Митты, С. Соловьева). - Вы сами назвали себя "человеком литературы", да и невозможно было бы в разговоре о Вениамине Смехове обойти то, что, кажется, давно уже вышло за рамки простого увлечения. Конечно, ваше литературное творчество - повесть "Служенье муз не терпит суеты", публикации в журнале "Театр" и т.д. - далеко от традиционных актерских мемуаров. И все же, пожалуй, красная нить их - воспоминания… - Я действительно люблю вспоминать. Может, это моя индивидуальная особенность, а может, я тут и не так уж оригинален. Как только человек что-то "наживает", он сразу же начинает, вспоминать. А для меня даже желание не зря прожить день по существу диктуется тем, чтоб было что вспомнить. Вот такая влюбленность в богиню Мнемозину, давно стал е постоянным поклонником. И как рыболов, стараюсь выудить для нее что-то хорошее из каждого дня. - Ну, что ж. Тогда к сегодняшнему "улову" желаю вам как минимум добавить еще и хорошо сыгранный спектакль… Беседу провел А.Городецкий "Спутник кинозрителя ", 1985 http://www.smekhov.net.ua/press_sputnik.php

Белошвейка: - Вениамин Борисович, режиссёр "Мушкетеров" Георгий Юнгвальд-Хилькевич писал в своей книге, что съёмки фильма частенько сопровождались весёлыми приключениями с литрами водки и бурными романами. Каковы ваши воспоминания о тех днях? - Мне трудно поддержать эту версию Юры Хилькевича. В постановке фильма его роль значительна, а то, как человек вспоминает, - это уже искушение последней буквы алфавита. Очень часто люди, которые создали что-то очень приличное благодаря соавторству и хорошей компании, по истечении времени присваивают себе все заслуги и успехи команды. Это случается. Особенно в старости. Когда мы сами вспоминаем, деля поровну на всех и радости, и горести, - это одно. А когда начинает вспоминать режиссёр, то тем, что он возвышает себя, он поневоле обижает актёров. Хилькевичу необходимо себя похвалить. А ведь его уже похвалил успех фильма. Ему достаточно было исполнить одну из главных заповедей Библии: быть благодарным. Меня он не обидел. И не мог обидеть, потому что я не участвовал ни в разлитии спиртного, ни в разбитии женских сердец. Не потому, что я такой хороший, просто из-за нехватки времени. Мне ужасно нравилась атмосфера съёмок - не бесшабашная, скорее, творчески-разгильдяйская. Как раз то, что нужно. Дмитрий Гусев "Московский Комсомолец" 28.05.2001г. http://www.smekhov.net.ua/press_fatalist.php

Белошвейка: - Большинство зрителей знает вас как одного из трёх мушкетёров - благородного Атоса. Вы не задумывались, почему именно этот образ (а не Воланд, скажем) стал вашей визитной карточкой? - Фильм о мушкетёрах вышел в то время, когда людям обрыдло враньё. И появившаяся на телеэкранах неунывающая четвёрка французских головорезов ХVII века казалась образцом чести, мужества и человечности. Поэтому народ их полюбил. Беседовал Владимир Красовский. "Крокодил" №15 за 2004 г. http://www.smekhov.net.ua/press_krokodil.php ------------------------- Об одном из трех мушкетеров и сюрпризах техники - Моя жена одно время работала заместителем директора в языковой школе в Штатах. Там за гигантские деньги американцы подвергают себя добровольному мучению - за шесть недель осваивают русский язык! Они клянутся в начале занятий, что ни слова не произнесут на родном языке. И вот однажды директор школы предложила показать "Три мушкетера" студентам, чтобы они увидели, что я не просто так там болтаюсь как "муж замдиректора", пусть узнают, что я актер и тоже кое-что умею. Фильм записали на DVD, жена сказала вступительное слово, она обычно сопровождала показы русских фильмов необходимыми пояснениями, и мы уже собрались уходить, но фильм начался. .. Качество - роскошное, я не представлял, что он может так красиво выглядеть. Смотрим. Когда фильм снимался, я играл в театре такие серьезные роли, что "Три мушкетера" мне казались ерундой полной. Сейчас я понимаю, что был не прав. С каждым годом мне все больше нравится, как мы скачем, как мы играем... И так я расчувствовался, что звоню оттуда Боярскому. Он один на даче, грустный, я согрел его душу похвалой, а под конец спрашиваю: "Ну, ты-то как?" - "Слава Богу". - "Ну замечательно, я тебя поздравляю". Он вдруг кричит: "С чем?!" - "Ну как же, все слава Богу". - "Да нет, сломал ногу!" Елена Климова "Советская Сибирь" (Новосибирск), 16.09.2004 г. http://www.smekhov.net.ua/press_klimova.php ------------------------------ Как складывались со слабым полом отношения на подмостках театра и в кино? — В театре, на сцене и на экране — все женщины мне либо изменяли, бросали, либо, переженившись на ком-то другом, разводились и исчезали. <...> Моему герою Атосу повезло в жизни, он влюбился в совершенство. Ангельски красивую, благородную, сексуальную и, по книге, четырнадцатилетнюю особу — леди Винтер. Но оказалось — у нее была отпечатана какая-то лилия на плече. Может, клеймо было наказанием всего лишь за какую-нибудь маленькую провинность, за то, что она стянула, например, воблу на рынке… В те времена жестокие правила были. Но Атос, не разобравшись и не спросив, за что ее так, без всяких сомнений, взял и повесил. И страдал, конечно, как она хороша и что он так и не насладился тем, что он — муж. А потом она предстала живой — его главным врагом. И другого выхода у него не было, как снова ее умертвить. — Вы рассуждаете об этом так страстно… Как будто вымышленная интрига задела вас так глубоко… — Дело в том, что с Атосом случилось все то, что бывает в жизни. Вместо того чтобы немного подумать, взвесить, этот человек уничтожил единственную свою любовь и до самого того света мучился из-за этого. Он пытался заглушить в себе чувство непоправимой вины и двойного убийства. Чуть только увижу Риту Терехову, которую превозношу как актрису инопланетного таланта, так сразу же приношу ей свои извинения. Вы видите, как непроста и двойственна жизнь? Сейчас мы договорились с режиссером, что в «Возвращении мушкетеров» в финале будет покаяние. Атоса считают благородным, возвышенным, достойным, мужественным, мудрым… И при этом на нем такой ужасный грех. Часто прекрасные женщины театра бывают зловредными интриганками закулисья. Наталия Юнгвальд-Хилькевич "Парламентская газета", 01.11 2007г. http://www.smekhov.net.ua/press_geroj.php --------------------------- "ВОЗВРАЩЕНИЕ В МУШКЕТЕРСТВО". - Вы не представляете, какое это счастье - вновь оказаться среди своих. Тем более повстречать старых друзей по фильму "Три мушкетера", снимать с ними вместе его продолжение, которое называется "Возвращение мушкетеров". Когда в жаркую Одессу на съемки прилетел нестареющий Михаил Боярский и, обняв нас, трех поседевших мушкетеров, сказал: "Я знал, что мы встретимся", я чуть не заплакал. Вообще-то артисты - сентиментальный народ. И хотя я давно не выхожу на сцену и занимаюсь исключительно режиссурой, в том числе музыкальной (закончил в июне работу над оперой Бизе "Кармен" в Чехии), но в подобных случаях моя защита, то есть юмор, дает сбой. Путешествия с нашей съемочной группы из Одессы во Львов и обратно в Москву позволили нам вернуться в молодость, вспомнить, как надо садиться в седло, фехтовать: А еще лишний раз убедиться, что хорошее кино объединяет людей. К примеру, когда мы возвращались из Украины и наш багаж почему-то задержали на таможне, достаточно было сказать, что мы на Украине снимаем вторую часть "Мушкетеров", тех самых, сразу все вопросы были сняты. Суровые таможенники напутствовали нас: "Нам ведь тоже хочется знать, что дальше случилось с нашими любимцами!". Любовь Лебедина. "Труд" от 01.09.2007 г. http://www.smekhov.net.ua/press_otdyx.php


Белошвейка: "МЫ РОМАНТИКИ, ВЕРИМ В ОТВАГУ, ДОБЛЕСТЬ И ЧЕСТЬ". Наконец-то мы дождались и они возвращаются. Сегодня в кинотеатрах страны зрители увидят продолжение первого советского и всенародно любимого мюзикла "Три мушкетера". В новой версии главными героями становятся дети мушкетеров. Они опять спасают французскую корону. Мчатся за сокровищами Анны Австрийской в Англию. А их отцы восхищенно наблюдают за ними с небес. Но что-то разладилось в механизме истории, и благородные потомки Атоса, Портоса, Арамиса и ДАртаньяна попадают в беду. Чтобы выручить их и спасти свою королеву, отцам придется воскреснуть. О том, как снимался фильм, и как герои Дюма влияли на его жизнь, рассказывает исполнитель роли Атоса, актер легендарной Таганки Вениамин Смехов. - Вениамин Борисович, согласитесь, это такое чудо, что все живы и всех удалось собрать вместе. - Это действительно чудо. Чудо в том, что все живы. Чудо в том, что все собрались. Конечно, постарели, погрузнели… - Только не вы. Атос за двадцать лет совсем не изменился. Как вам удается поддерживать себя в такой замечательной физической форме? - Я стараюсь быть умеренным в еде, в отдыхе, дозирую нагрузки. Я еще очень многое должен сделать, поэтому в чем-то ограничиваю себя. В некоторых вещах давно. Например, не пью кофе - ничем не вздрючиваю себя. Может быть, поэтому еще жив. - Скажите, в каком возрасте вы впервые прочитали Александра Дюма? Возвращались ли вы к нему в зрелом возрасте? И менялось ли ваше отношение к нему со временем? - У меня не так давно в очередной раз поменялось отношение, когда я один во всех лицах заканчивал работу над записью романа на компакт. "Три мушкетера" и "Двадцать лет спустя" я читал всю свою жизнь. Первый раз в седьмом классе. Я был ошеломлен. Потом заново от корки до корки в восьмом. В девятом. Ну, это уже был период моего серьезного мужского созревания. Любимая глава - "Ночью все кошки серы" про тайную связь ДАртаньяна с Миледи - меня взволновала особенно. Хотя каждый раз меня, как читателя, захватывал весь сюжет, но в каждом возрасте это были разные акценты, разные эпизоды. Позже меня волновало противостояние героев власти в лице кардинала Ришелье. Не так давно я нашел пересечения нашумевшего сериала "Бригада" с "Тремя мушкетерами". По сути, это мушкетеры наших дней. Бригадиров ругали за насаждение культа силы, но разве с мушкетерами было иначе? И там кровь лилась рекой. - Мне кажется, Атос не был бандитом… - Бандитом не был, но был отчаянным головорезом. Поменяйте обстоятельства местами. Как бы вы относились к приятелю или соседу, который бы непрерывно предавался пьянству и дважды (!) убил любимую женщину? В лучшем случае, с опасением. - Ну, конечно, не с восхищением. - А как бы вы отнеслись к героям "Бригады", живи они рядом с вами? Один мой знакомый студент, изучающий языки и литературу, сказал: "Бригада" - гениальный фильм, он соединяет реальность и сказку. В нашем мире опасно быть слабым. И только так можно защитить дружбу". Так вот, возвращаясь к прочтениям романа в разном возрасте, когда мне принесли сценарий "Трех мушкетеров", я снова взялся за роман. Выдрал его из рук дочери Елены, потому что она дочитывала его до конца и принималась снова читать с первой страницы. Предвидя то, что меня не отпустят из театра, она умоляла, чтобы я нашел компромисс. Тогдашний начальник радио и телевидения Лапин, ненавидя Таганку и Любимова, категорически настаивал на том, чтобы в роли Атоса снимался именно я. Настаивал так, как будто это был не пьяница и дебошир мушкетер, а по меньшей мере В. И. Ленин. Все решила Лена. Она сказала: "Если ты не сыграешь Атоса, я буду читать эту книгу всю жизнь!" Вроде бы это шутка, однако она изменила мой взгляд на ситуацию с фильмом "Три мушкетера", и я помню ее до сих пор. Возвращаясь к вашему вопросу, я хочу сказать, что, записывая книгу вот недавно, несколько месяцев назад, и являясь совершенно взрослым и даже пожилым человеком, я испытал интеллектуальный восторг. Я понял, насколько книга изящнее того, что мы себе представляем. Сколько в ней великолепной иронии и философской глубины. Я увидел, что был не прав как читатель, зато был прав как актер. Благодаря интуиции или Юнгвальд-Хилькевичу (режиссеру фильма), я сделал объемнее своего героя. Меня Атос, естественно, всегда волновал больше остальных. И мне всегда хотелось его переиграть. - И вот у вас появилась возможность еще раз сыграть своего Атоса. Вы сразу приняли предложение или вас пришлось уговаривать сняться в продолжении? - Разговоры-то шли давно. И в голове было решение. Но совместить все графики, отодвинуть дела… Я долго не мог решиться. Сначала думал, кому сейчас нужны мушкетеры. Потом - что не собрать прежнюю команду. Потом - что невозможно сделать так же хорошо. Не нравилось отступление от оригинального сюжета. В общем, сомнения были. - Когда же вы сдались? Дочери повлияли? - Скорее внуки. Они-то точно были бы в восторге от того, что дед - мушкетер. - Значит, мамочки их воспитали правильно? - Видимо, любовь к Дюма передается по наследству. - Юнгвальд-Хилькевич как-то сказал, что у нас в России почитают и знают романы Дюма больше, чем во Франции. Это так? - Мне трудно об этом судить, потому что во Франции я в основном общаюсь с эмигрантами. Даже если это мальчики и девочки, которые учатся там и говорят на французском, то дома они читают Дюма на русском языке. Они смотрят отечественные фильмы, изучают по ним русский язык, и они им дороги именно этим. Я наблюдал огромный интерес к Дюма в Америке. Возможно, потому что там выходило огромное количество киноверсий. А что, как не зрелищный фильм, предлагает зрителю взяться за книгу и стать на время читателем? - Чего вы опасались до начала съемок? - Что нас опять посадят на лошадей и заставят драться. Дочери мне сказали: "Папа, не сверни шею!" Вы знаете, в моем возрасте это не очень приятная перспектива. Все обошлось, и более того, я отметил, что молодое поколение - Антон Макарский, Дмитрий Нагиев, Харатьян, Ланка Грыу - все они блестяще подготовлены, снимались очень быстро и легко. - Почему на роль Жаклин не пригласили Лизу Боярскую? - Спрятать такую красоту в мужское платье? Это было бы невозможно. Искали такую девочку, чтобы она была и в роли мальчика убедительна. - В фильме много спецэффектов… - Вам показалось много? Увы, сегодня это обязательно. Фильм должен быть зрелищным. Компьютерная графика творит чудеса. Я сам далек от этого, поэтому лично у меня это вызывает настоящее восхищение. А в случае с нашим воскрешением это просто необходимо. Как бы иначе показали нашу бестелесную сущность, ну до того момента, когда наши герои материализовались? А удары шпаги, которые проходят сквозь нас? По-моему, эффектно. Конечно, все эти трюки рассчитаны на молодежь. Старшее поколение придет на свидание с любимыми героями. Лично я снимался именно для них. - Закончились съемки, и вы взялись за аудиокнигу? Значит, для вас эта история продолжается? - Вернее сказать, не заканчивается. Почему я взялся за эту книгу? Хороший вопрос. Потому что я люблю Дюма. И потому что у меня растут внуки. Потому что все мы романтики, верим в отвагу, доблесть и честь. И в то, что драгоценнее дружбы ничего нет. Хотелось, чтобы все эти ценности вернулись, чтобы мальчишки играли в мушкетеров, а не в сверхчеловеков. Здесь, в России, мы все знаем цену дружбе. И случись с нами нечто подобное на самом деле, не раздумывая, пустились бы за океан спасать друзей и вызволять королевские сокровища. Ксения Никфорова. "Уральский рабочий" (Екатеринбург), № 18 05.02.2009 http://www.smekhov.net.ua/press_romantic.php

Белошвейка: "ВЕНИАМИН СМЕХОВ: "СКАЗКА ВСЕГДА ХОРОША". Всенародно любимый Атос снова появится на экранах. О съемках в продолжении "Мушкетеров" и ностальгии ilovecinema рассказал Вениамин Смехов. — Как вы оцениваете свою работу? Как отнесутся к этому фильму зрители? — Я считаю, что эта картина доставит радость людям разного возраста и положения. Тем кто видел или не видел первую часть. Те, кто помнит первую картину и сейчас живет уже совершенно в новом мире, будут испытывать законную сентиментальность, созвучную настроению фильма. И будут одновременно говорить, что этот фильм, конечно, хуже, чем первая часть, каким бы он ни был. Это свойство среднего жителя нашей страны. Я не могу представить себе, чтобы кто-то относился к этому более мудро. Но, наверное, есть и такие, которые будут говорить, что эти фильмы не конкурируют между собой. Потому что тот был фильм Дюма, а этот - сказка в честь Дюма. И тем, кто это поймет, повезет с более мудрой радостью. А в основном, я думаю, будет только радость от встречи с актерами, которых зрители так или иначе полюбили за их героев мушкетеров. Но сочетаться эта радость будет с брюзжанием, бурчанием и сравнением. У меня очень важная радость для меня самого. Это то, что в этом году выходит аудиокнига "Три мушкетера". Я прочитал и сыграл все три тома Александра Дюма. И это позволяет мне быть спокойным за то, что фильм и эта история будут жить долго. Потому что эта книга обслуживает интересы интеллекта всех уровней. Но меня больше всего радует то, что эта книга и этот фильм, первый наш фильм, ни с чем не сравнимы по настроению, по успеху. Он доставляет мудрую радость! Я знаю наших людей поэзии и науки, которые очень любят это кино. Когда я снимался в роли Атоса в 1978 году, я не читал книгу, помнил ее по детскому чтению. Как и большинство жителей Земли. А сейчас, когда я работал над самой книгой, я был потрясен многозначной глубиной произведения. Иронией и артистизмом автора и героев. И наверное, поэтому наш фильм никогда не умрет и будет радовать людей. — Когда Вы облачились в костюм своего героя, посмотрели на себя в зеркало, что Вы почувствовали? — Никаких воспоминаний не нахлынуло. Я ведь по большей части театральный актер, хоть сейчас и много снимаюсь, и никогда не любил своих фотографий. Даже стараюсь не сниматься на фотоаппарат. Приятно, конечно, когда говорят хорошие слова о внешности, но приятнее, когда отмечают внутреннюю красоту. Одежда и парик в этом фильме, конечно, подбирались с точностью перфекта - мне помогала жена, она историк кино и даже спасла меня от дурного парика. (смеется) Но это все подробности… Я скажу то, что хотел сказал давно… Наше участие, наше присутствие в фильме, отношение к нему всех зрителей, отношение наше собственное… на фоне того, что происходит в нашей жизни, можно описать таким смешным трисловием - на тему грузина, который смотрится в зеркало и говорит: "Вот, был молодой и красивый, а теперь просто красивый!" Вроде глупое слово, а правильное. Все равно все зависит от того, как человек сам к себе относится. Я не отношусь к себе как к киноартисту-красавцу. Но получаю до сих пор письма с оценками моей внешности и моего творчества. Я предпочитаю, конечно, больше разговоры книжников, которые начитаны, которые любят музыку. — Если вернуться на тридцать лет назад, на время съемок первой картины о мушкетерах, что Вы бы хотели внести в свою роль, в характер героя, о чем тогда даже не подумали? — Сейчас, после того, как я прочитал книгу по-настоящему, всерьез… Я уверен, что играл бы не все, но что-то - по-другому. Жанр определял не я, а режиссер, оператор, музыка, поэт Ряженцев, и это все равно корректировало наше собственное соображение. Потому что актер - исполнительская профессия, а режиссер - авторская. Но я бы все равно что-то изменил бы… но "если бы молодость знала, если бы старость могла" - это давно сказано уже. Старости, конечно, Вы не наблюдаете, даже у самых старших из нас… у Хилькевича (режиссер) или у Баллона (постановщик трюков, мастер фехтования). Молодость для меня понятие не возрастное! — Как Вы заново оттачивали приемы фехтования? Навыки остались? — Это, как и в театре, носит характер подражания. Всерьез боевых сцен почти и не было. Вот только то, что меня потрясло совершенно - это изумительная сцена фехтования, которую провел Макарский. По краю бордюра, какой-то галереи он грациозно перескакивал с ноги на ногу. Потрясающая сцена. Или когда мы с Портосом отбиваемся от врагов на ступеньках. Это все рисунки боя, все как в театре. Эти рисунки придумывал Баллон, а он любит и сами идеи боя и нас, тех, кто никогда не справится с этим по-настоящему. Надо было создавать некоторое подобие, которое убедит зрителя, и нам это удалось. А мне, наверное, как и моим товарищам, это давалось интересно, но и трудно. Вот Боярский - человек абсолютно вневозрастной отваги и отчаяния. Он как делал, так и делает все. Это можно сказать и о Смирнитском. У нас с Арамисом более осторожная роль. Но для меня вся эта воинственность чужая, как для артиста театра. Когда надо, я могу залезть на лошадь, но для меня это чужой вид транспорта. Я вообще профессиональный водитель, объехал и Америку, и Канаду на своей машине трижды. Как и Германию, Францию, Италию, Испанию… Что касается лошадей… с ними никогда не было большой уверенности. Но когда надо, я могу на лошадь залезть - правда, в этот раз обошлось без нее. А что касается боя, то было два или три сражения достаточно серьезных, в которых я, не знаю с гордостью это говорить или с досадой, совершенно забыл про то, что уже тридцать лет этим не занимался. В результате, у меня уже до конца жизни травма плеча. Но я ни на кого не в обиде. Даже не заметил и целые сутки размахивал шпагой, а потом врачи мне доложили об этом с упреком. — Если предложат еще одну часть фильма, согласитесь? — С удовольствием! Это хорошая сказка. Которая и во все времена хороша, и в наше время особенно, потому что люди у нас нуждаются в утешении. Мы живем в обстановке уверенной лжи, когда нас не ставят в известность о том, что задумывается наверху, а наверху, наверное, уже давно разочарованы в народе и дают нам выкручиваться самим. Так что люди нашей страны, особенно шестидесятилетние и старше мушкетеров, получат двойное удовольствие. Тем более от осознания того, что сказка становится былью, хотя бы на экране, а еще от того, что возраст не помеха радости! Интервью подготовила Юлия Червонная. Сайт "Влюбленные в кино"(ilovecinema.ru), 2 февраля 2009г. http://www.smekhov.net.ua/press_skazka.php

stella: Моему герою Атосу повезло в жизни, он влюбился в совершенство. Ангельски красивую, благородную, сексуальную и, по книге, четырнадцатилетнюю особу — леди Винтер. Но оказалось — у нее была отпечатана какая-то лилия на плече. Может, клеймо было наказанием всего лишь за какую-нибудь маленькую провинность, за то, что она стянула, например, воблу на рынке… В те времена жестокие правила были. Но Атос, не разобравшись и не спросив, за что ее так, без всяких сомнений, взял и повесил. И страдал, конечно, как она хороша и что он так и не насладился тем, что он — муж. А потом она предстала живой — его главным врагом. И другого выхода у него не было, как снова ее умертвить. Если это хохма в стиле Смехова- еще пойму. Если это в шутливой форме его мысли всерьез- какого черта надо было начитывать Дюма, если он даже не помнит, сколько там лет было Миледи? Смехов- товарищ ехидный, подцепить может- будь здоров, сохраняя при этом полусонный вид. Но полное непонимание образа!? Неужто всерьез говорил?

Белошвейка: Про воблу - хохма. (Есть еще вариант - она украла банан). А если встретите про покаяние - (не вижу где, но вроде я это добавляла), то это серьезно... Сколько было лет невесте графа де Ла Фер - это только мы наизусть помним :) Кстати, про другую песню на мотив "Черного пруда". "Мою вину, мой тяжкий крест"... для Тереховой писал ВБ, но кто-то поменял одну строчку, нарушив ритм и рифму... Естественно, Ряшенцеву не хотелось этого видеть под своим именем. Розовский судился с Хилькевичем по поводу изменений в сценарии, а эту сцену, возможно, в свое время не показывали по этой причине (мне видится и другой вариант - что там вообще за попытка стриптиза у шеста :))

Белошвейка: Один за всех, и все за одного – Атос – не самая главная моя роль, хотя телевизор делает любое появление всемирным, или всемерным… В 2009-м я записал аудиодиск «Три мушкетера». У каждого жанра есть свои хитрости, повороты, углы, законы. Жанр, в котором снимался фильм, ближе к мюзиклу. Книга вслух – особый жанр, где нельзя быть слишком чтецом, так как это скучно и неинтересно, и нельзя быть слишком актером, чтобы не получился «театр у микрофона». После записи романа я говорил в интервью, что во время съемок фильма я знал не книгу, а роль. «Три мушкетера» – одно из самых популярных произведений в мире. Благодаря густоте и красоте фантазии Дюма историческое простран-ство становится более близким, реальным. Мы видим историю одного человека как часть истории мира. В романе грохочут выстрелы, царят интриги, там решают свои религиозные или политические задачи хозяева жизни Франции и Англии, а в центре – игрушечная жизнь мушкетеров, которая на самом деле гораздо любопытнее и существеннее. Для читателей заботы этих выдуманных ребят важнее королевской «глобалки». Дюма нигде не бравирует этим, но получается, что король без мушкетеров не может обойтись, и кардинал не может, и даже миледи не может умереть без их помощи… Наталья Курпякова. www.kazpravda.kz 2010 г. http://www.smekhov.net.ua/press_kazah.php

Белошвейка: Вениамин Смехов "АТОС В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОРТОС" Название статьи несерьезное, да и фамилия моя к слезам не располагает... Итак, 20 лет назад, январь 1978-го. Друг моих друзей Юра Хилькевич, художник и режиссер из Одессы, звонит и говорит: - Веня, по заказу телестудии "Экран" я запускаю три серии фильма о мушкетерах. Потрясающий сценарий Розовского, гениальные песни Максима Дунаевского на грандиозные стихи Ряшенцева. Веня, я беру тебя на роль Атоса - без всяких проб! Приезжай в Одессу, поищем грим, обо всем договоримся. Мне дали зеленую улицу, все решаю я сам. Согласен? Чтобы измена театру не выглядела слишком явной, я объяснился шутя: - Ролями я, сам знаешь, Юра, сыт и к кинематографу отношения не меняю, а согласие даю по двум причинам: мне надоели упреки наших друзей, ушибленных кинославой Высоцкого и Золотухина, а во-вторых, надоела книжка Дюма-отца в руках у моей дочки Лены. Она зачитала ее до дыр, я буду у тебя сниматься и тем самым надеюсь прекратить безобразие. Через короткое время, уже после визита в Одессу, и переговоров, и пробы грима, снова звонит в Москву Хилькевич: - Я послал в "Экран" список всех, кого хочу снимать. Утверждать должны хозяин студии Хессин и его команда. Веня, меня только что предупредили, что с "Таганки" не только Смехова, но даже Трофимова не допустят. Я буду стоять насмерть, но ты мне помоги. Выступи на вечере в Доме кино, посветись там перед начальством, ладно? На сцене Центрального Дома кинематографистов - праздник, 15 лет студии "Экран". Ведет вечер Юрий Визбор. Выступают работники искусств. Очень смешно пародируют дуэт "журналист - актер" Александр Ширвиндт и Андрей Миронов. Поет Николай Сличенко. В зале, кроме трудящихся экрана, - чиновники, руководители... Словом, друзья кино. Я 10 минут шучу по своей бумажке. В фойе Володя Высоцкий и Марина Влади подбадривают: дескать, после такого выступления они должны разрешить "Хилу" (Хилькевичу) тебя снимать в "мушкетерах". Визбор, штатный сценарист "Экрана", подводит меня к начальнику. Б.М.Хессин благосклонно улыбается. Говорим обо всем, кроме главного дела. Привычный диалог по формуле "два пишем, пять в уме"... Что же у нас на уме? а) Хилькевичу доверяют, на "Мушкетеров" возлагают особые надежды - талантливо отвлечь советский народ от трудовых подвигов; б) Хессин уже пару раз вычеркивал меня из числа кандидатов на роли в других фильмах, но я об этом "как бы не знаю"; в) ненавистную "Таганку" при желании можно обойти, поскольку я много работал и на стороне - как режиссер, писатель, актер в телепередачах; г) наконец, "Три мушкетера" - это все-таки не "Рожденные революцией", и Атос - не Дзержинский. Фильм развлекательный, что с него взять. Словом, утвердили меня на роль Атоса, а моего товарища по "Таганке" Сашу Трофимова - на роль кардинала Ришелье. 20 лет назад и сами съемки, и рабочий материал, и весь процесс работы - все мне казалось не слишком серьезным, так что победы я никак не мог ожидать. Виноваты в этом и малый опыт работы в кино, и театральная "фанаберия". Была у меня и своя беда: не отпустил Любимов на съемки из театра. И два месяца летал я по выходным, по средам, на львовскую натуру. Прилечу, схвачу сразу дозу упреков от Хилькевича ("мы тут без тебя кровью харкали, пока ты в столице прохлаждался"), сразу - костюм, грим, тренировка драки или стрельбы на свежем воздухе, борода, усы, шпага и белый конь Атоса... Тренер кричит: "Спину, спину держи, граф!" Я не успеваю струсить, слышу: "Мотор!" Спасибо Мише Боярскому: он научил моего коня, 28-летнего Воска, идти не только рысью, но и галопом. Тот, говорят, аж в двадцати двух фильмах актеров носил - надорвался, видимо, память притупилась. Миша ему все сразу напомнил, и я полетел - как в детских снах, со свистом в ушах. Миша кричит: "Атосик, молодец!" Режиссер кричит: "Мушкетеры, отлично!" Оператор кричит: "Стоп, сняли!" Они сняли, а я все несусь. Сапогами сжимаю лошажьи бока, кричу: "Стой, сволочь!" Узду перебираю, как учили, а он все быстрее вперед, вон из кадра, вон с Украины - куда мчишься ты? Куда несет тебя разбуженная память? А вдруг - за границу? Ору, матерюсь, скорость космическая, на ходу уже с мамой-папой и с детишками простился, вдруг смотрю - овраг впереди! Он бы и его перемахнул, коньком-горбунком бы обернулся. Но тут я, как Илья Муромец, силу безмерную почуял в руках (очевидно, предсмертную), вздернул поводья - конь мой столбом встал. В цирке это "свечкой" называется. Жаль, полюбоваться некому: единственный зритель на земле лежит. Из обморока вывел меня наш тренер и доблестный фехтовальщик Володя Болон (шепотом): "Веня, если ты живой - не признавайся этим сукам. Мы из них оплату трюковых выбьем под твою смерть". И трюковые выбили, и меня оживили. Много ли падшему надо? Выпить водки - и снова в бой. Выносливость оказалась - как на войне. Видимо, рядом с Мишей Боярским стыдно было трусить. А он один своим куражом реализовал всю романтику книги Дюма. Однажды он чуть не погиб: в одесской Опере снимали проход д'Артаньяна к королеве Анне сквозь команду врагов, и ошибся гвардеец и проткнул Мише боевой рапирой полость рта. Температура сразу - под сорок, зуб выбит, вызвали по телефону маму из Питера... А он очнулся - и в павильон бежит, сниматься! Никто отговорить не сумел. Злой, отважный гасконец - таких больше не делают. Я обижался на него, когда слышал упреки: "Ты прилетаешь на день, тебя снимают крупным планом, чтобы потом подмонтировать к нашей компании. В результате, мы будем на экране - всей кучей, а твой Атос - везде один. За такие номера в Голливуде ты бы специальные деньги доплачивал..." Но он и здесь оказался прав: мой герой стал заметнее других. Я готов "бешеную популярность" Атоса отнести на счет этого киноказуса, мне не жалко, поскольку киноартистом себя не считаю. Да и смешно было, право, получать комплименты в тысячах писем такого рода: "Вы гениально сыграли, особенно когда пели песню "Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут", спасибо большое!" А спеть мне как раз не дали, не успели переделать фонограмму с чужим голосом, под которую я так "гениально" открывал рот. Вот. Не угадал я, когда пророчил серую, скучную премьеру. За 20 лет "Д'Артаньян и три мушкетера" на моих глазах превратились в обыкновенное чудо. Не будем ссылаться на миллионы зрителей, поднимемся до единиц: умные зрители говорят, что рядом с многочисленной фальшью на экране 70-х годов это было чистое, доброе, крепкое и красивое кино. В своем жанре, разумеется. А я сам недавно отсмотрел и удивился так, словно фильм с годами "вырос", и актеры, как говорят в театре, "разыгрались". Ни секунды не было скучно. И как режиссеру удалось обойтись без двух главных спутников российского экрана: многозначительных обзоров природы и пафоса наружных страстей? Даже приличные нынешние фильмы грешат такими переборами. 20 лет назад я был потрясен поступком Миши Боярского - зимней ночью, после показа третьей серии по телевидению... Мы собрались отметить событие в доме художников Алины Спешневой и Николая Серебрякова. Сидим на высоте последнего этажа, а под нами - угол Театральной площади, заснеженный выступ Большого театра. Наполнили бокалы. Набираю по коду Ленинграда номер Боярского. Линия занята. Тогда звоню по "ноль-семь". Телефонистка (гордо): "Ждите в течение часа". Я ей: "Простите, мы не можем ждать. Мы в Москве - Атос, Портос и Арамис, а там, в Питере, - д'Арта..." - "Ай! Правда?! - теряет девушка остатки гордости. - Давайте ЕГО номер!" Даю. Сразу получаю голос Ларисы, жены гасконца. Миша вырвал трубку: "Алло! Привет. Заболел, черт возьми. Высокая, 39 с чем-то. Спасибо. Жалко, не могу". Я (с бокалом): "Михаил, тут все твои друзья: Алина и Коля, Болон и Дунаевский; Хил в Одессе, ты в Питере, но водка разлита, и ты слушаешь звон наших стаканов - за тебя и за нас..." Каждый чокнулся с трубкой-Мишей, а я объявлял, чей это"чок", в конце хотел добавить что-то лирическое, но в трубке раздалось: "Стоп! Я еду! Ждите!" Далее - сюжет фантастического кино. Миша врет жене, что обязан подъехать к вокзалу - взять посылку от Дунаевского, срочно. "На минутку, и назад". Такси в Пулково, аэропорт, нелетная погода, вьюга. Почтовый самолет. Команда вместо Мурманска рискует лететь в Москву. Москва. Метель. Ни души. Одинокая "Чайка". Спит шофер, с утра встречающий босса из Питера. Миша будит его стуком в окошко. "Чайка" летит к Большому театру. Часа в два ночи гости и хозяева полуспят после еды, питья и дневной работы. Тихо в доме. Вдруг сквозь двойные рамы окон - песня. Между Большим театром и нашим этажом раздается: "Пора, пора, порадуемся на своем веку!" Морозный воздух, дивная акустика, голосище - не для оперы. Миша принимает стакан водки на душу своего населения. Все счастливы. Занавес. Что еще? За 20 лет в России кухарки не расхотели руководить государством. А в 1978 году в Одессе, рядом с нами, снимался фильм "Место встречи изменить нельзя", и однажды Володя Высоцкий подговорил меня забрать режиссера фильма на день, чтобы самому снять какой-то эпизод. Володя рвался к режиссуре, и в тот день я ему помог. Я ездил по Одессе на новеньких "Жигулях" и давал хозяину автомобиля урок вождения. Слава Говорухин - так звали моего ученика - был вдвойне счастлив: во-первых, я терпеливо учил его за рулем, а во-вторых, он отдохнул от съемок и от неуемного Володи, которому хочется и сочинять, и петь, и играть, и ставить... Слава хорошо снял этот фильм, хорошо умеет водить машину, а теперь рвется руководить государством, хотя он не кухарка... Давайте будем считать д'Артаньяна ответственным за безрассудство, Арамиса - за тайные страсти, Портоса - за явное чревоугодие, а Атоса - тоже за что-нибудь, чему я названия еще не подобрал, но все равно он мне дороже всех. «Московские новости» №2, 19 января 1999 г. http://www.smekhov.net.ua/liter_bolshe.php PS: Из нашей краткой биографии ВБ: 1999 - стал автором-лауреатом газеты "Московские новости" за статью "Атос в России больше, чем Портос" (№2).

Белошвейка: "АТОС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ". В 78-м году на экраны вышел фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Д Артаньян и три мушкетера", собрав такую аудиторию и завоевав столько поклонников, сколько современным блок-бастерам при самой мощнейшей раскрутке и финансовой поддержке даже и не снилось. Уникальный случай: почти через тридцать лет и почти в полном составе главные действующие лица этой истории собрались вновь - чтобы поведать миру о продолжении приключений мушкетеров. В сентябре этого года будет отснята последняя сцена фильма, а во втором полугодии 2008-го компания NewOne production уже вынесет картину на суд зрителей. По сюжету мушкетеры не смогли избежать гибели - даже художественное время оказалось над ними властно; но Д Артаньян (Михаил Боярский), Портос (Валентин Смирнитский), Атос (Вениамин Смехов) и Арамис (Игорь Старыгин) в новом фильме, оказавшись на небесах, будут внимательно наблюдать за приключениями своих детей, которые пытаются спасти честь королевы Франции (ее играет Алиса Фрейндлих). Более того - Д Артаньян уговорит Бога отпустить их на сутки, чтобы помочь потомкам... Начались съемки в июне, под Одессой, в поселке Фонтанка, где построили декорации, воссоздающие Францию XVII века. Продолжились в городе Белгород-Днестровский - там "развернулось" массовое сражение в ходе франко-голландской войны. Затем все переместились во Львов, где группа воссоздала атмосферу старой Англии... Сегодня читателей "Российской газеты" на съемочную площадку приглашает легендарный и невозмутимый Атос - Вениамин Смехов. * * * А вот и сбылось! Нашли спонсоров, собрали деловую команду. Деловые расточают комплименты ветеранам "дюматографии": режиссеру Георгию Хилькевичу, постановщику боев Владимиру Балону и четверке героев. Очередной вариант сценария содержит много хороших поворотов, а не совсем хорошие - что с ними делать? Будут разворачиваться по ходу съемок. Январь, февраль, март. Подготовка. Совещания. Поиски натуры, мелькание дат и ответственных лиц. Инвестор и продюсеры доверяют Хилькевичу, а мы не успеваем уследить за "сменой кадров". У меня - хорошие предчувствия, за что Боярский обзывает меня романтиком. Июнь - Одесса, июль, август - Львов. Вчера во Львове съемка задержалась до семи утра, и сегодня внизу, в гостинице, висит лаконичный вызывной лист: отмена съемки! Отсыпной день! Пользуюсь случаем, пишу эти заметки о фильме "Возвращение мушкетеров" - в разгаре первого этапа. Я не киноактер, я приехал "со стороны", и пусть это оправдывает мой "романтизм". Как и откуда я прибыл в Одессу и Львов впадать в детство? Несколько сезонов подряд был крепко занят интересными работами: поставил в Омске А. Островского, в Штатах - И. Бабеля, в Москве - Н. Эрдмана, а в Остраве, в чешской опере, - "Фальстафа" и "Кармен"... Заметил: кому ни расскажешь о будущем фильме - всем приятно. И слушателям, и мне, информатору. Коротко фабула такова. Четыре мушкетера гибнут по одному и встречаются на том свете. Чудесным образом они получают шанс и оказываются невидимками в краткой командировке на земле. Там их "достают" различные перипетии, тревоги, интриги и беды, но ждут и радости открытий. Они вымолили даже сутки "узнаваемости", успели (в компании с собственными детьми) уложить сотню-другую врагов королевы... И дети соединились, найдя друг друга, и народ (Франции) ликует в восторге от счастливого сюжета "отцы и дети". (Кстати, королева наша "тоже та" - любимая Алиса Фрейндлих.) Первое впечатление после прилета в Одессу: опять повезло Хилькевичу! Как в первой ленте удивляло самых скептичных кинозрителей "абсолютное сходство" актеров с прототипами, так и я возрадовался прямо с порога. Бросил сумку в номере, спустился вниз, перешел улицу, на веранде кафе - застолье. Наш друг и фехтмейстер, наш де Жюссак и "пахан" - во главе стола. Он, Володя Балон, полтора месяца тренируя "детей", оказал двойную услугу фильму. Молодые актеры не будут выглядеть новичками. Глаза горят, руки "говорят": сдавайтесь, гады-гвардейцы! Но еще важнее то, что они узнали друг друга, полюбили друг в друге партнера. У всех молодых налицо: здоровье, юмор, дружба, талант и юность. Тосты - как стихи, трогательны и чисты: о детских мечтах - "хотя бы увидеть вблизи" Атоса, Портоса, Арамиса, Д Артаньяна. А теперь - кто они? Сын Арамиса Анри - спортивно-пружинистый и певучий Антон Макарский (ему в своем тосте передавал титул "пахана" Балон). Дочь Портоса, Анжелика - восхитительная Ира Пегова. Сыну Портоса Леону, предстоит долго играть "чужого", пока сюжет не наградит его открытием правды о сестре и папе. Знаменитый Дима Нагиев (Леон) держится особняком - прямо по Станиславскому определив дистанцию между простодушными "ими" и значительным собой. Дочь Д Артаньяна Жаклин - вгиковская студентка Лянка Грыу, любимица всей компании, большеглазая и отважная драчунья - "вся в отца". Виконт Рауль - Данила Дунаев. Его реальный отец, выдающийся спортсмен, тринадцатикратный чемпион СССР и двукратный мира, увы, трагически рано ушел из жизни. Данила - громадного роста и такого же обаяния. Мы признали друг друга. Мне лестно думать, что он "копия Атоса", поскольку он добрый и мудрый, и сильный, и остро внимательный джентльмен. Мы и вдвоем хорошо пообщались, порадовались совпадениям: он учился в моей, вахтанговской, школе, учился у моих друзей-педагогов, у него тоже двое детей и еще много похожего. С мушкетерскими детьми подружилась (против сюжета) мадам Де Круаль - чудесная Лена Яковлева. В фильме она играет, так сказать, "нео-миледи". В жизни она для меня тоже "из детей" - дочь моего старинного друга и обожаемого вахтанговца Юрия Васильевича Яковлева. Наша четверка плюс Балон. Мы по жизни - и это всем ясно - очень разные люди. Впрочем, и книжные мушкетеры не из одного гнезда птенцы. Последние лет десять наблюдается нарастание симпатии населения к нам, исполнителям. Почему-то именно наш сериал идет как минимум раз в месяц не по одному, так по другому каналу телевидения. Уверен, что на это не было указаний из Кремля. Правда, три зимы назад Кремль почтил нас приглашением на новогодний прием. Красивые карточки за подписью президента России привели нас на сцену, и мы с успехом притворялись подпевающими Боярскому ("Пора-пора-порадуемся..."), а потом красиво ужинали за круглым столом. Первые лица были заняты своими беседами, а с нами тепло толковали именитые люди культуры, науки, политики и лично товарищи Газманов, Николаев и другие... уж не знаю, куда их отнести... Мы все чаще встречались в программах российских шоуменов и в специальных документальных фильмах, чтобы нам задавали одни и те же вопросы, а мы бы на них по-разному отвечали. Я часто отрывался от коллектива - по уважительным причинам работы, скажем, в Марселе, в Праге или в Омске, что не мешало моим товарищам сообщать: "Атоса нет, он в Америке" или "Атос, как всегда, наверное, выпивает, скорее всего в США..." Мне было приятно, что меня тоже не забывают. Однажды Лена Ханга в своем "Принципе Домино" дождалась подобного ответа от Д Артаньяна, и в студии зазвучал мой телефонный глас с небес. Это меня поймали в очередной моей поездке - кстати, в Вашингтоне. И я был счастлив слышать наглые крики друзей и их совершенно телячий восторг, когда соврал в трубку, что вчера сильно выпил. Это сообщение было перекрыто ураганом оваций. Тогда я прочел свой стишок, посвященный Мише Боярскому (он ведь давно призывал меня не забывать главное хобби Атоса): "Моя вчерашняя вина - Что взгляд на мир сегодня узок... Как много выпито вина! Как мало съедено закусок!" И я забыл, что я не в Москве. А в прошлую зиму меня занесло в Италию, а оттуда еще дальше. Но Первый канал задумал с моей помощью разыграть друзей. Правду знал один Балон. Остальные чуть не плакали. Позвонив "из Рима", то есть из соседнего дома, и получив в ответ громкие призывы завязывать с бродячим образом жизни, я перебежал в соседний ресторан, по команде режиссера запел "На волоске судьба твоя, враги полны отваги, но, слава Богу, есть друзья" - и свернул за угол, чтобы узреть немую сцену. Вот судьба - ради десяти секунд реакции друзей я согласился лететь через океан, чтобы через день улететь назад... Короче, внимание людей к фильму и частая его демонстрация не позволили состариться нашим контактам, оживляли и оживляют наш союз. Премудрый Балон высказал важную мысль. Он участвовал в десятках хороших фильмов, и все дружбы в них игрались искренне, но и так же искренне потом распадались. Последний пример - "Гардемарины". И только в нашей компании сохранился в первозданности "ген дружбы". Интересно, в чем дело? Ему кажется, по свежим наблюдениям, что Миша, Игорь и Валя (я, видимо, тоже) остались нормальными "неактерскими" людьми и "всесоюзная слава" никак не прибавила важности выражению наших лиц. Почему-то, столь разные во многом, мы оказались похожими в этом пункте. Итак, "нас четверо, и мы снова вместе" - это звучит. А выглядит как? Старая Одесса стала еще прекраснее, но мы объезжаем ее задами, чтобы попасть на арендованный угол прибрежной полосы. Со стороны кажется: не снимут ни кадра - при таком хаосе, неразберихе, мешанине массовки, лошадей, техников... Да еще на солнцепеке! Однако, снимают, и даже звучат аплодисменты. За чертой охраны, на самом верху - ряды зрителей. Им ведь ничего не понятно - но они смотрят и смотрят! Взмокнут, сбегают к морю окунуться - и назад, смотреть и взмокать. Новое время - новые детали. Например, в вагончике ожидания - гримвагоне - сидим в благодати искусственной прохлады. И обед нам приносят молодые ассистенты. Но скучать не в характере мушкетеров. Бывает, часа три надо высидеть. В других группах "главные герои", конечно, брюзжат, шипят на режиссера: зараза такая, мог бы вызвать на четыре часа позже! Снимает все мимо плана, каждый день чего-то дописывает, меняет! Сидишь в тоске, и в бороде, и в сапогах, а мог бы - на песочке да в плавках! (Это в других группах.) Мои друзья разыгрывают вариации на старые темы. Балон трогательно опекает хрупкого Арамиса, успевая в то же время изготовить дюжину анекдотов с натуры - про опекаемого. Ночью, за столом, наши детки и каскадеры будут хохотать под одобрительные улыбки самого Старыгина. Во Львове и я порадовал народ своим наблюдением за Арамисом. Съемку во дворе храма бернардинцев нарушил ливень. Эпизодик удалось подснять: мы как бы следили за детьми, глубоко вдавившись в древнюю стену под черепичным древним козырьком. "Мотор! - Есть! - Начали!" Текст четко произнес Арамис: "Портос, вы единственный из нас, кому Господь подарил дочь". Стоп. Переждали приступ стихии. Второй дубль, начали: "Портос, вы единственный из нас, кому Господь подарил... дождь, тьфу, дочь". Улыбнулись, объявляется третий дубль, и хрупкий наш клерикал порадовал уверенным тоном: "Портос! Вы единственный... кому Господь подарил... нас... и дочь..." Жеребячий восторг последует позже, когда я красочно воспроизведу ляпсус через день, через месяц и т. д. У актеров на слуху десятки оговорок на сцене. Мой партнер по "Таганке", например, вместо слов: "Я встал на ноги благодаря ей" твердо сказанул: "Благодаря на ноги, я встал ей". И публика ничего не заметила. Мой любимый "театр" в часы ожидания съемок - это испытанный дуэт Д Артаньяна и Портоса. Вот это мастерство! Новичок Данила оказался рядом - и врос в пол от ужаса... Еще бы не ужас... Два друга начинают вяло: вопрос - ответ. Нечаянно в ответ Вали вкралось слово-ловушка (абсолютно вне логики). Миша, допустим, бросает нехотя: "Ну, это ты врешь..." Далее по схеме боя - от нуля до жара литейного цеха. От спора - к сваре, к обидам. К тяжким, уголовно наказуемым, матерно оформленным оскорблениям личности... Вагончик качается, Данила удивляется: а папа Атос чего не спасает дружбу от надвигающегося мордобоя? Чего улыбается? Реприза розыгрыша должна быть неожиданной. Раздается призыв второго режиссера: "Д Артаньян - в кадре!" И в раскаленном воздухе повисает пауза. Миша спускается по лесенке из вагончика. Из дверей резко обернулся (только что здесь кипела ненависть): "Валь! Может, поцелуешь?" Портос, не отвечая, смотрит в глаза Мише. Выждав честную паузу, легко вышел из роли, улыбнулся: "Ну и поцелую..." Занавес. Или вот записан мною их диалог (другого, философского стиля): - Мишк! А ты ни разу не хотел сесть к столу? - К столу? К любому, запросто! - Нет, не к питейному, к письменному - написать что-то свое? - Презираю! - горячится вдруг Боярский - Эти писаки, они все шарлатаны, все лукавят, потому что каждый думает: напишу - и все обо мне заговорят, тьфу! - Ну не все же? - Все как один! Одного писателя уважаю - Гоголя! Он напишет что-нибудь для себя - и в печку! Напишет - и сожжет! Вот настоящий писатель! - Но "Тараса Бульбу" он ведь не сжег? - Не сжег. - И ты над "Бульбой" всегда плачешь? - А над "Тарасом Бульбой" плачу обязательно! - Значит, ты врал? - Тут Валя уморительно, с обидой упрекает Д Артаньяна: - Ты лгун? - Да, я лгун, я врал! - гордо согласился Миша... После неуклюжей паузы дерзко выпаливает: - А ты всегда врешь. - Я?!! - Ты!!! И закипает дикая ссора, неописуемая по причине нецензурности. В пылу битвы гигантов оба навешивают по ярлыку друг другу: - А ты Ма-Зло-Кар! - Я - Ма-Зло-Кар?! Тогда ты - Нир-Лен-Каб!!! Моя функция - самая безопасная: благодарный хохотун и - временами - стихотворный отражатель событий. Например: Как граф де ла Фер, Его Сиятельство, Беру повышенное обязательство - Сниматься в картине без надувательства, По чисто семейным обстоятельствам! Или на тему известного шедевра на музыку М. Дунаевского: Пока-пока-покалывает кое-что в боку - Красавицей и шпагой владеть хватает сил. Пока-пока Балон не объявил "кирдык надежде", Дюма не раз шепнет "Спасибо, Хил!" (Хил - это Хилькевич). На этом романтический репортаж можно было бы остановить. Но грех не назвать трех двигателей нашего прогресса. Первый - группа закадровых рыцарей нашего кино. Гримеры. Что эти три прелестницы успевают сотворить из простаков 2007 года... Галерея портретов XVII века - ну чисто конкретный зал какого-нибудь Лувра! А костюмеры? Ладно успеть вчерашнее за ночь выстирать-погладить, десять-двенадцать персонажей обеспечить красивым "прикидом", а когда на тебе еще сорок-пятьдесят-восемьдесят горожан? А проявить персональную чуткость к лицам из заголовка! А если у Атоса-Портоса-Арамиса-Д Артаньяна очередная незадача-хвороба? И вообще, натянуть сапоги с ботфортами, когда "покалывает кое-что в боку"... Замнем, с благодарностью. А группа обеспечения - техника, оборудование, декорации, реквизит, оружие, операторское звено, световики... Я, правда, всегда любуюсь, как эти могучие ладные люди, ни упрека не проронив, по капризу режиссера - мгновенно меняют обстановку, как будто в один день возможно три-четыре раза совершить переезд на новую квартиру. Второй двигатель - это массовка. В первом фильме 1978 года львовские лица шли, наверное, с улицы и были простаки и простушки. Нынче их вербовали в университете, в художественных школах, в балете, в драмтеатре Львова... Третий двигатель (он же первый - как ныне, так и тридцать лет назад) - Михаил Боярский. Ему как будто бы и жить не очень интересно: все пройдено, и смысла в жизни нет... Себе он никакого, "боярского" особенного значения придавать не умеет. Но слетел с неба, двое суток без сна: Питер, Урал, задержка вылета и ночь в Самаре, еле добрался до Одессы, машина довезла до гостиницы, а мы - уже обмундированные - сидим в джипе рядом... Миша пересел к нам. Бедняга, наверное, отключится и заснет по пути на площадку... А он вдруг оглядел нас и шикарно рассмеялся: "Черт! Здорово как: мы вместе!" И здесь надо хорошо продвинутому читателю намекнуть. Пусть впереди - долгая дорога съемок. Пусть судьба успеха коварна, засекречена. Пусть. Главное уже случилось, оно произнесено этим человеком: "Мы вместе!" ...Сидим, ждем в костюмах мушкетеров, во Львове, в чудесном дворце Потоцких. В соседних залах на стенах - предки и сверстники наших героев: на картинах голландцев, испанцев, французов... Гойя, Кранах, Сурбаран, Верроккьо... Вбегает ассистент (из XXI века): "Боярский! Срочно на площадку! - А что там? - Ну, там, где вы проходите сквозь стенку! - Ага, я иду. "Российская газета" №4452 от 29 августа 2007 г. http://www.smekhov.net.ua/liter_upolnom.php

Белошвейка: Ну, и конечно же, классика - "Когда я Был Атосом". :) Отдельное издание книги (с фотографиями) - это библиографическая редкость. Ссылок на старое издание "Театра моей памяти", где есть эта глава -масса. http://lib.aldebaran.ru/author/smehov_veniamin/smehov_veniamin_teatr_moei_pamyati/ http://www.litmir.net/bd/?b=25158 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=349043 http://lib.rus.ec/b/92124/read И, в завершение, такой автопортрет: На сцене родился и сценой живет. От Бога до Черта свой список ведет. Здесь есть короли, генералы, поэты, Французы и графы, злодеи, эстеты. В кино он фехтует, поет - всей душой. Поет и фехтует. (Жаль голос чужой). Кино есть кино! А театр - Театр. Здесь голос и мысль не подменит диктат …Но если устал он от разных ролей Напишет в журналы портреты друзей. "Театральная жизнь", №16, 1986 г. http://www.smekhov.net.ua/liter_zagadka.php

Белошвейка: Хотя нет, есть еще и мой атосолюбивый документальный фильм. Там есть фрагменты редких интервью и вообще разные редкости. http://vkontakte.ru/video_ext.php?oid=28412904&id=158862592&hash=b0544db8dcf9aa07&hd=2 (это ссылка для не-пользователей вконтакте, все должно открыться нормально, единственно, это не стоит смотреть на весь экран, чтобы не усугублять недостатков некоторых видеофрагментов, и чтобы не тормозило).

Белошвейка: Гулять - так гулять! Мушкетерские байки по "горячим следам". Фрагмент выступления В.Смехова в клубе авторской песни "Восток", Ленинград, 1981 год. Ведущий представляет ВБ, и, как было сказано, против его воли показывают фрагмент из ТМ (вырезан записывавшим), после чего рассадка запоздалых зрителей, вступительные слова и вот этот кусочек: http://files.mail.ru/LAXJHA а дальше о более серьезных вещах... :)

Белошвейка: Сцена под песню "Констанция". Там, как известно, присутствует прячущий лицо псевдоАтос. Сцену снимали в 3 часа ночи, на площадке уже практически никого не было. В костюм Атоса одели самого рослого из осветителей (рассказал Хилькевич в программе НТВ, посвященной киноляпам). Но тот оказался все равно мелковат, и как хорошо видно (несмотря на все ухищрения) вдобавок курнос. А если присмотреться, то вслед за д'Артаньяном его из-за колонны выталкивает рука Портоса (подмечено любителями киноляпов).

Белошвейка: Маргарита Терехова — Говорят, на съемках «Трех мушкетеров» у вас на плече сам собой проявился знак лилии и художнику оставалось лишь обвести готовое клеймо Миледи... — Это режиссер Юнгвальд-Хилькевич раздул. У меня кожа чувствительная, и во время съемок на плече появилось пятнышко, а он увидел и завопил: «Лилия, лилия!». http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/15/4804dd139a111/

КБТ: Пробежала взглядом и убедилась в печальной закономерности, "сделавший меньше всех - получает больше всех". Обидно за остальных. Так как это, все таки, не тема очередного интервью со Смеховым, осмелюсь выложить здесь. Пока все дома, с Игорем Владимировичем Старыгиным http://vk.com/id141595968#/id7209281?z=video7209281_161874383%2Fvideos7209281

stella: КБТ - Спасибо. И стало так грустно...

Белошвейка: Дамы, посмотрите в начало темы и на обращение админа: Джулия пишет: Тему завожу потому, что у многих из нас имеются подборки материалов про съемки советского фильма и его продолжений. Я первая откликнулась на ее предложение, и мне понадобилось достаточно много времени, чтобы из собранной за несколько лет подборки интервью со Смеховым выбрать то, что представляет интерес для данной темы. КБТ пишет: Пробежала взглядом и убедилась в печальной закономерности, "сделавший меньше всех - получает больше всех". Обидно за остальных. Так как это, все таки, не тема очередного интервью со Смеховым, осмелюсь выложить здесь. Можно и без предисловий с сетованиями на несправедливость, потратить вечер-два и выложить то, что припасено у Вас.

Джулия: Белошвейка пишет: Можно и без предисловий с сетованиями на несправедливость, потратить вечер-два и выложить то, что припасено у Вас. ППКС. Пожалуйста, без оскорблений в адрес актеров и тех, кто выкладывает ссылки. Лена, спасибо тебе за твой труд. Подборка - отличная. Свое интервью не выложила по единственной причине. Те, кто меня знает, будут не слишком удивлены: текст остался у мамы, лежит в ящике письменного стола, был забыт там в спешке перед отъездом. И пока я снова не доберусь до Череповца, мне его не добыть. :(

КБТ: Уважаемая Белошвейка, я ни коим образом не хотела Вас обидеть. Те кто меня лучше знает - знают мое отношение к этой...теме, а те кто не знает - спят спокойней. Еще раз, извините если Вас лично обидила.

Белошвейка: И снова здравствуйте! (Эфир от 16.09.2012) Новая мушкетерская передача. Хотя, казалось, уже было все сказано, и история четверки закончилась. Передача немного хаотичная, но без налета сенсационности, где надо авторам хватило такта, и есть четкая позиция в отношении поведения Хилькевича. Дали высказаться Екатерине Табашниковой, Ирине Алферовой. Использованы и старые съемки, и новые интервью, сделана попытка снять несправедливые обвинения с Бориса Клюева. Даже смогли уговорить мушкетеров собраться попить чаю. И неожиданно выдали на гора несколько новых кусков из Кинопанорамы, - как они подъезжают к Останкино верхом, и кадры из студии - где все вместе, а ВБ читает "В год лошади..." плюс еще немножко под закадровый текст. SATRip (AVI) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4186034 DVB (MPG) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4186620 онлайн http://vk.com/video_ext.php?oid=28412904&id=163200633&hash=b319b1e120c08b87&hd=1

Белошвейка:

Джулия: Сегодня - день памяти по Игорю Владимировичу Старыгину. Ноябрь 2005 года. Фестиваль "Фрески Севера". Нигде не выкладывала, запись была даже не расшифрована. Частично (двумя вопросами) пересекается с интервью, которое опубликовал мой коллега Сергей Виноградов. Но и то было только в городской газете. Запись короткая, отвратительного качества. И разговаривали мы буквально минуты три-четыре. На бегу. - Игорь Владимирович, я опять не с того угла. - В смысле? - У меня традиционное - не про мушкетеров первый вопрос, а про другое. Если предложат хороший сценарий моноспектакля про Серебряный век - кого выберете? - Ого! (смех) Воистину не с того угла! (задумывается) Если от первого лица, то Андрея Белого, мы с ним уже сроднились. Если от лица некоего рассказчика, то хотелось бы прочитать многое... они все были талантливы. Блок, Белый, Мандельштам, Волошин... Постойте, вы смотрели спектакль "Версия" театра Моссовета? - К сожалению, не сложилось. Зато слышала ваше выступление в Ленинграде несколько лет назад. - Серебряный век не менее велик, чем пушкинская эпоха. Это прекрасные поэты, к сожалению, с трагическими судьбами. Кто-то успел уйти из жизни до революции. До самого страшного. Революция - трагедия была для них, настоящая. - Вы приехали на фестиваль "Фрески Севера". Воспоминания о наших краях есть? - Да, я здесь был лет пятнадцать или двадцать назад, еще когда служил в театре Моссовета. Мы выступали с концертной бригадой. - Ферапонтово, Кириллов - заповедные места наши - посетить удалось? - Увы, нет. Но хочу. Знаете, сюда тянет. Особенно после московской суеты - контраст разительный. Периферия - это и есть Россия, не Москва. Хотя я сам коренной москвич, должен признаться. - Тогда сразу - а во Франции удалось хоть раз побывать? - /с улыбкой/ Нет, не был. Никогда. Имею там множество друзей и знакомых. Кто-то приезжал к нам, кто-то, наоборот, уехал из России и прижился. Вы вот про Серебряный век спрашивали - почти все уехавшие были там. В Париже. В окрестностях. Почитайте мемуары Цветаевой, Одоевцевой. Женщины более откровенны, чем мужчины. Они признавались в трудностях. Мы, русские, идеализируем французов. Современных, по крайней мере. Может быть, раньше они были другими. Но сейчас все французы жадные, меркантильные, стремятся только к деньгам и собственному благополучию. Ничего такого мушкетерского от Франции сейчас не осталось. Хотя я слышал, что они признали наших "Трех мушкетеров". - Арамис стал аббатом, затем епископом. А вы сами как относитесь к религии? - Я человек православный, крещеный. Я верю во что-то, что выше нас и что предполагает нашу судьбу. Католик Арамис - это же роль, и никакого греха я здесь для себя не вижу. На шее у меня крест, и я его несу. Свой актерский крест. - Вы уже смирились с тем, что вам постоянно предлагают играть героев-любовников? - Помилуйте, барышня, у меня в театральной и кино-карьере было достаточно других ролей. Костя Батищев, с которого началась моя настощая актерская карьера - разве это герой-любовник? - Не без этого! - А Данович из "Государственной границы"? - Это настоящий русский офицер. - Вот видите! /смеется/ Я и убийцу играл, и неудачников, и незадачливых актеров... всякое было. - Чекистов не было. - Здравствуйте! А кем стал Данович, по-вашему? - Он был и остался кадровым офицером. К тому же я уверена - его расстреляли в 37-м. За честность и за благородное происхождение. Вашему Янису Ауриню повезло больше: умер героем. "Теодору Нетте - пароходу и человеку". - Я часто удивляюсь: почему отношение к тому времени пересматривают и перекраивают? Оно такое, каким было. Мой дед - тоже чекист. Но при этом человек честный. Я сам когда-то хотел пойти по его стопам. Я не скрываю этого, я горжусь этим. - Мой дед - кадровый военный, погиб в Чехословакии в 44-м. - /после паузы/ Думаю, мы понимаем друг друга. - Извините, я понимаю, что мушкетерской темой вас уже достали до предела, но все же: что будет с "Возвращением мушкетеров"? Я читала сценарий... - Я тоже читал, Миша Боярский бредит этой идеей. Но Хилькевич - нет, пока я не могу сказать, будет ли когда-то этот проект воплощен в жизнь. Все на грани фантазий, домыслов. Хотелось бы, конечно, выйти вместе на съемочную площадку... - А как вы относитесь к тому, что люди в Интернете играют по мотивам мушкетеров, дописывают новые страницы в бессмертную сагу? - Я могу только восхититься гением Дюма. - Господин Арамис, а мушкетерский плащ вы дома храните? - Мушкетерского плаща нет, а вот шпага есть. На стене висит под фотографиями всех моих друзей-мушкетеров.



полная версия страницы