Форум » Болтушка » Галопом по Европе, или... Отчет Джулии о поездке во Францию » Ответить

Галопом по Европе, или... Отчет Джулии о поездке во Францию

Джулия: Название говорит само за себя. Выставляться будет порционно, но с фото и пояснительными записями. Все впечатления - совершеннейшее ИМХО автора. Все бредовые фантазии - на совести автора. ЗЫ: Естественно, все права на персонажей принадлежат Дюма-отцу.

Ответов - 122, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Джулия: Из собора не хочется уходить. Но - надо. У нас не так много времени, а впереди дом Жака Кёра. - Граф, расскажите про Жака Кёра. Это самый известный уроженец Буржа, не так ли? Атос улыбается. - Самый известный все же - Людовик XI. Вы знаете, он очень любил Бурж и основал здесь университет, который просуществовал до революции. Но Жак Кёр - да, Бурж гордится тем, что этот человек здесь жил. Смотрю восхищенно. - Какой красивый мужчина! Опять улыбка. - Вы же понимаете, что это только образ. Более-менее достоверное изображение Жака Кёра - вот оно. Один смотрит на другого с фасада своего дома.

Джулия: - Вы знали, мадемуазель, что в Бурже жил Жан Кальвин? - Нет, не знала. - Я хочу сказать, что именно в Бурже Кальвин обратился к учению Лютера. - Это великое событие, но в конечном итоге оно принесло немало бед Буржу... - я решаюсь, наконец, высказать свою точку зрения. - Любое разрушение святыни - грех. Я вспоминаю Швецию. Там вся страна приняла протестантизм... - Лютеранство, а не кальвинизм, - мягко уточняет граф. - Другая культура, другие обстоятельства. - Там все католические соборы стали лютеранскими, но внутреннее убранство никто не тронул! Сокровища монастырей перешли в государственную казну, а храмы... храмы прекрасны и поражают своим величием! Напротив! В кафедральном соборе Упсалы произошел в XIX веке страшный пожар, и прихожане молились, чтобы чудесные фрески этого собора сохранились. Они счищали копоть мякишем белого хлеба, который выпекался в городской пекарне. Каждую службу каждый прихожанин приносил с собой ковригу хлеба... - Другая культура, другие обстоятельства, - повторяет граф. - Довольно об этом. Пойдемте, внутри дома чудесно.

Джулия: - Здесь чудесно! - Граф, расскажите мне про Жака Кёра! Удивленно приподнятые брови. - Разве вы не знаете? - Знаю, но мало. Секундная пауза. Взгляд на дивную резьбу по камню. Мне кажется, или в лазурном взоре графа - какая-то печаль? - У меня одно условие. Когда я закончу свой рассказ, вы честно скажете мне, что вы думаете. Хорошо? - Согласна. - Тогда обопритесь о мою руку, и пойдем наверх. - О, несколько мгновений. Я хочу сфотографироваться. - Женское тщеславие? Я думал, мадемуазель, вы его лишены! - Граф, отнюдь!


Джулия: - Итак, Жак Кёр. Что вы про него знаете? - Это советник короля Карла VII, видный государственный деятель своего времени. Он происходил из купеческой семьи... - Из семьи торговца мехами. Точная дата его рождения неизвестна, но это был конец XIV века - примерно 1395 год. Не верьте тем, кто утверждает, что семья была небогатой. Как раз наоборот. У них был собственный дом, а это кое-что да значит. Кёры были известным буржским семейством, своего рода аристократией в среде городских буржуа. Добавлю еще одно важное обстоятельство: со связами, причем родственными, при дворе Карла VI. Отец торговал мехами, а матушка Жака Кёра, Масэ де Леодепар, происходила из семьи ювелиров. Леодепары к тому же чеканили монеты. Ювелиры не считались ремесленниками, напротив - дело было выгодным, успешное его развитие могло дать мастеру личное дворянство и гарантировать заказы при дворе герцогов Беррийских. - И Жак стал ювелиром? - Нет, хотя можно предположить, что он овладел семейным ремеслом. Но всю его жизнь изменило одно событие: в конце июня 1418 года в Бурже появился будущий король Карл VII, который бежал от англичан. Вы можете догадаться, что сделал Кёр. - Пытаюсь, но не угадываю. - Мадемуазель, поставьте себя на его место. Вы молоды, предприимчивы, и у вас есть деньги, которых нет у будущего короля. - Тогда знаю. Я бы дала королю ссуду. - Вот и Кёр сделал то же самое! Ну, продолжим наш разговор внутри дома.

Джулия: - Так что же дальше? - На деньги Жака Кёра содержалось войско Жанны д`Арк. - Ого! - Кроме того, у Карла денег как не было, так и не предвиделось. Кёр давал ему кредит за кредитом... - Ему или Жанне? - Карлу. Историю Жанны д`Арк мы вспомним позже, если у вас будет желание сотый раз выслушивать то, что вы и сами знаете не хуже меня. - Граф, вы мне льстите. - Нисколько. В каком году Карл VII был коронован в Реймсе? - В 1429-м. И после этого перестал нуждаться в Жанне. - Вот именно. Ваши историки могут спорить сколько угодно, но я считаю, что король поступил самым подлым образом. Он фактически предал Жанну... Но вернемся к Жаку Кёру. Гибель Девы никак не затронула его. Напротив. Он, как всякий трезвомыслящий и предприимчивый человек, увидел свою выгоду в сложившейся ситуации. Франция почти ни с кем не торгует - это положение нужно исправлять. Кёр, отважный и склонный к здоровому авантюризму, сам отправился в путешествие. Смею заметить: долгое и опасное. Он побывал в Бейруте и Дамаске, осмотрел и другие восточные столицы. Говорят, что он чудом спасся от верной гибели. А еще говорят, что пол одной из комнат его дома был выложен золотыми монетами, поставленными на ребро. - Уж не этой ли комнаты? - Или этой?

Джулия: - Мадемуазель? - Полноте, граф. Господин Кёр наверняка нашел бы монетам лучшее применение. Улыбка - очаровательная, тонкая. Улыбка умного, ироничного, образованного собеседника. - Вы не поверили? Находятся те, кто верит, и начинает расспрашивать: в какой комнате был золотой пол? - Моя лучшая подруга, сударь, преподает в университете на экономическом факультете. Мы с ней достаточно разговариваем на разные темы, чтобы я знала: деньги даже у самых больших мечтателей должны работать. Удивленно вскинутые брови. - Вы считаете Кёра мечтателем? - Скрытым. Как и большинство мужчин. У вас до старости свои игрушки. У кого - оружие, у кого - машинки, у кого - солдатики. А кто-то отправляет в дальние страны корабли... Вы же сами говорили только что: Кёру было недостаточно чужих рассказов. Он пустился в опасное плавание и посмотрел на всё сам. Это авантюризм чистой воды! - Для вас авантюризм и мечтательность - одно и то же? - Отнюдь не одно и то же, но одно часто связано с другим. Кроме того, я не отрицаю главного: Кёр увидел возможность получать огромную прибыль от торговли. - Он ее и получил. А чтобы получить, построил в Монпелье великолепный порт. Одной из привилегий, полученных Кёром, было папское разрешение на торговлю с неверными. В Монпелье приходили большие корабли, трюмы которых были заполнены товарами, произведенными в мусульманских странах. Исключительная милость, скажу вам! Каждый год Кёр имел право отправлять шесть судов в Александрию. Только он, никто больше из купцов христианского мира. Прочим официальная торговля стоила бы отлучения от Церкви... У Кёра был свой флот, свои наемные экипажи. Причем он испросил у короля разрешения на право принудительно вербовать для службы на кораблях всякий городской сброд: бродяг, плутов, мошенников, осужденных за недостойное поведение и разврат. Им платили деньги, а верная служба позволяла вернуться со временем в число честных людей... - Корабли... потолок этой комнаты напоминает днище корабля. - Не случайно.

Джулия: - Граф, ведь тот же самый принцип Кёр использовал при создании схемы французской регулярной армии? - Тот же самый. Отобрать из числа праздношатающихся наемников отряды получше с командирами поприличнее, взять на жалованье и превратить в постоянные королевские войска. Так Франция получила 15 рот солдат: в каждой по сто копий, конные и пешие считались вместе. Каждая провинция, в которой квартировалась ордонансовая (то есть организованная по королевскому приказу) рота, должна была снабжать ее продовольствием... - И что это дало самому Кёру? - Многое. В 1440 году Карл VII назначил его королевским казначеем, в 1441 даровал дворянство, а в 1442 году ввел его в королевский совет. И уж тут наш герой развернулся вовсю. Военная реформа, денежная реформа - Франция получила полноценную монету, активная дипломатическая деятельность. Причем все удавалось! Например, с благословения папы Кёр добился мирного договора между Родосом и султаном. Он же убедил султана отменить запрет на пребывание венецианских купцов в Египте. Воистину необыкновенная личность! Вы разглядели в его характере мечтательность? Не разубеждаю даму, но смею внести поправку: в таком случае, все мечты этого человека были реальными, направленными на получение практической пользы. Думая о благе Франции, он никогда не забывал о себе самом... - Кого-то мне эта характеристика напоминает... - О, наш общий друг никогда не имел таких денег! Хотя... да, определенное сходство между двух честолюбцев всегда найти можно. - Мы отвлеклись. Продолжайте же! - Вы сами понимаете - Кёр, как любой успешный человек, нажил множество завистников. Сын купца, ставший дворянином. Простолюдин, который ведает всеми деньгами королевства. Наверняка он знается с колдунами! Не просто так возрастает его богатство, не просто так король осыпает его милостями! Финал истории был печальным. Придворная дама Жанна Вандом под присягой заявила, что королевскую любовницу Агнессу Сорель отравил Жак Кёр. Кто ее подбил на клевету – это неизвестно, но, видимо, без жадного и завистливого Карла VII не обошлось, поскольку расследование было назначено практически мгновенно, а уже через неделю Кёр был арестован и предстал перед судом в компании нескольких личностей с более чем сомнительной репутацией. Вначале Кёру, естественно, предъявили обвинение в отравлении, но доказательства, предоставленные мадам де Вандом, были настолько несостоятельны и надуманы, что по этой статье обвинения осудить Кёра не смог даже столь предвзято настроенный суд. Тогда начались поиски хоть сколько-нибудь подходящего обвинения. В результате Кёра осудили за растрату казны. «Что касается отравления, процесс пока еще не дошел до стадии вынесения приговора, о котором всем в ближайшее время сообщат...» – гласило судебное решение. Кёр был заключен в тюрьму, а все его состояние конфисковали. Конечно, кое-что у него имелось и за границей, но оторванное от основной части его компании, лишенное должного управления и финансовой поддержки, все его хозяйство стремительно пришло в упадок. Кёр был разорен. К счастью, ему посчастливилось бежать. Он умер на чужбине... Но в Бурже остался этот дом, и он прекрасен. - Граф, вы о чем-то хотели меня спросить? - Да. Что вы скажете про Жака Кёра теперь? Я вижу, что вы задумчивы... - Я скажу... скажу, что этот человек родился не в своем времени. Он был бы более счастлив, если бы появился на свет лет на четыреста позже... Судя по одобрительному кивку графа, я сказала ровно то, что он от меня ожидал. - И еще, мадемуазель, запомните: финансист не должен быть мечтателем. Никогда. У него могут быть маленькие слабости, все мы люди. Но мечтать? Вы знаете про одного мечтателя... - Господин Фуке? - Знаете и про его конец... Мне нечего ответить. Граф прав.

Джулия: Нам пора в дорогу. Последний кадр - из окна. Славный, светлый Бурж, я полюбила тебя. Я постараюсь вернуться. - Мадемуазель, скажите более определенно. Господь любит, когда мы прямо высказываем свои мысли. Я не хочу уезжать. Впервые за время путешествия мне не хочется лететь вперед. Бурж, я вернусь...

Джулия: Мы едем дальше. Но я все еще в Бурже. И разговор с незримыми попутчиками продолжается. - К концу периода Средневековья драгоценные металлы очень неравномерно распределялись между Западом и Востоком. В христианском мире золото встречалось редко и ценилось дорого, поэтому монеты чеканили преимущественно из серебра. А в мусульманских странах все было совсем наоборот. Торговля между двумя этими экономическими сообществами влачила жалкое существование, и ничто не способствовало паритету денег. Жак Кёр сразу понял, как можно использовать подобное положение. Он платил арабам серебром, а христианам золотом и получал от столь незамысловатой операции стопроцентную прибыль... - Господин граф, - голосок Рауля. - Мы близ Блуа. Это незаданный вопрос: "Гости посетят Бражелон?". Личико виконта пылает от ожидания. Он так бы хотел, чтобы гости все-все-все увидели собственными глазами! Ну, если не сам Бражелон, то хотя бы Блуа. Он, виконт, знает отличную кондитерскую лавку... - Виконт, у наших гостей другие планы. У них долгий переезд, они не успеют посетить ни Бражелон, ни Блуа. Сударыня, вы разрешите сопровождать вас на Мон-Сен-Мишель? - Разумеется! Слезы обиды, выступившие было в голубых глазах Рауля, моментально высыхают. Опять незаданный вопрос. Какой деликатный, воспитанный ребенок... Нет, юного Рауля я, пожалуй, даже люблю. - Можно, виконт поедет с нами? Утвердительный кивок графа. Мне в ладонь незаметно запихивают полурастаявшего медового петушка на палочке. Я делюсь с ребенком карамелькой. Мы смотрим в окно с видом двух лакомок, которым показали праздничный торт в витрине кондитерской. Торт пронесся мимо с невероятной быстротой. Тем больше желание вернуться и ухватить свой кусочек! Блуа, мы еще встретимся!

stella: А вот такое стремительное небо над Францией я помню хорошо!

Roni: Мне кажется,в глобальном смысле, хорошо, что некоторые "мечтатели" промахиваются с рождением. Потому что иначе жили бы мы без намека на прогресс. :))

Rina: Ах, как мне нравится читать этот отчет :) С такой любовью он написан!

Ульрика: Мон-Сен-Мишель! Скорее, хочу!!!

Джулия: 4 августа От зычного "Рота, подъем!" хотя бы вскакиваешь. Когда тебе на ухо вкрадчиво и сладко шепчут: "Мадемуазель, вставайте!", хочется спать дальше. Чтобы повторили еще и еще. - Вы не поедете в Мон-Сен-Мишель, мадемуазель? Что с вами? Вы заболели? Что, что... устала. Спать хочу. Оттягиваю момент подъема на десять минут. Остаюсь без душа. Но зато успеваю вымыть голову. Внизу ждут все кавалеры. Ба, нынче у нас полно сопровождающих! Невидимых, но невероятно колоритных! Граф де Ла Фер и его воспитанник - в жемчужно-сером с серебром, оба, изысканные переходы в стиле гризайль просто очаровательны. А шпага у графа какая! Впрочем, и виконт тоже при шпаге. Строг и серьезен. Аббат... хм... аббат решил вспомнить, что он - лицо духовное, и выбрал сутану. Впрочем, на точеной фигуре г-на д`Эрбле что угодно будет смотреться превосходно. Господин дю Валлон де Брасье де Пьерфон, напротив, разряжен как полагается: золотая перевязь, синий камзол, светло-красные, с золотым шитьем и кокетливыми декоративными бантиками панталоны. М-м-м! А на пряжках башмаков - драгоценные камни! - Сударь, вы будете освещать мне этот хмурый ветреный день! На фоне Портоса д`Артаньян как-то теряется. Тем не менее он здесь, и тоже едет с нами. Позавтракали? Выезжаем! Едем, если верить путеводителям, с самой выгодной стороны - из Авранша. Я уже привыкла к холмам и невысоким горам. Тут же нас окружает плоская, как доска, равнина. Перепад высот столь незначительный, что о нем и говорить нечего. И вдруг глаз улавливает вдали нечто... На дороге возникает пробка. Неужели столько желающих попасть в аббатство? Нет, причина задержки проста и банальна.

Джулия: Если кто не знал, Мон-Сен-Мишель - это остров. Можно проехаться по дамбе, которая соединяет его с материком, на автобусике. Но настоящий паломник должен идти пешком, независимо от возраста! Тем более пойдем пешком мы! Машина осталась на парковке. Действия сотрудников фирмы, которая ее обслуживает, сродни хорошему спектаклю. Все быстро, четко... и артистично. Идем по насыпи. Я напряженно всматриваюсь вдаль: неужели мы еще застанем остаток высокой воды? Вот было бы здорово! Но море еще не видно, хотя оно совсем рядом. А под ногами - цветущий ковер. Как ярко, как празднично...

Roni: Вся компания в сборе!

Джулия: Мы идем по дамбе. Да, море еще не ушло. Мон-Сен-Мишель - одно из двух мест в мире, где приливы и отливы особенно заметны. Море уходит на много километров - и затем, через девять-десять часов возвращается. На этом фото вода еще есть... Остров приближается с каждым шагом. Я не могу бежать, потому что фотографирую. Но я хочу бежать. Потому что впереди - Чудо. И - да! - я паломница. Я иду пешком, я творю молитву. Молча. Сердцем. Чудо, сбывшаяся Мечта... я шла до нее очень долго... я шла до нее двадцать лет, и только теперь оказалась достойна.

Джулия: Ленка, Ваня, Маша - все меня обогнали. Рядом переминается с ноги на ногу виконт. Верный паладин честно выполняет свои обязанности. А вдруг из моря высунется чья-то страшная рука, схватит меня и утянет вниз? Море не дает забыть о своем присутствии. Нижний ярус парковок пока закрыт. Я видела на видеозаписи у знакомой прилив у Мон-Сен-Мишель: вода прибывает с необычайной скоростью. Нам повезло: мы видим отлив. На наших глазах море уйдет больше чем за десять километров. Это случится раньше, чем мы поднимемся на верхний ярус. Пройдет около часа. Но море уходит, уходит стремительно, оставляя после себя грязь, ил и шапки пены. Внутрь аббатства море заходит как робкий гость: только на первые две-три плиты первого внутреннего двора. Оно лижет древние плиты, как делало это триста, четыреста, семьсот лет назад. Я еще не знаю, что нам предстоит пройти по совершенно мокрым деревянным мосткам...

Джулия: Ну вот. Мы преодолели недальний путь - и близки к цели. Ба! Да внизу - целый городок! Странно, издалека его невозможно было рассмотреть. Все кажется игрушечным - но вместе с тем явно настоящее! Городок в табакерке! Вот чудо! Флаг Нормандии над древними стенами.

Джулия: Отдельно аббатство. И мы ТУДА полезем? Интересно, сколько ступенек нам предстоит преодолеть?! А вот и шпиль, на котором сияет фигура Святого Михаила - покровителя острова. Сен-Мишель, привет тебе от ангела Петропавловки!



полная версия страницы