Форум » Не только по Дюма » Школьные мемуарки » Ответить

Школьные мемуарки

Grand-mere: В будничной работе учителя очень много -КИ: дневниКИ, тетрадКИ, оперативКИ, планерКИ, методичКИ, различные разработКИ... Вот я и подумала: пусть будут мемуарКИ... Еще раз убедилась, как затрагивает тема школы присутствующих, и снова засомневалась: я хотела просто поделиться воспоминаниями о каких- то памятных минутах своей работы, которую очень любила; здесь нет никаких советов и рекомендаций, тем более заочных; тем более, что школа за истекшие годы изменилась.Добавлю: Калантэ, полностью согласна с Вашей оценкой ситуации в образовании. Ну вот почему губительная роль ЕГЭ ясна всем, кроме тех, кто их внедряет?.. И дело, Камила, даже не в том, что часть с "крестиками" убрали; все равно "шаг вправо, шаг влево - попытка..." и карается баллами, поэтому многие учителя (про всех говорить не буду) вынуждены не учить, а натаскивать; добавьте к этому нарастающий вал отчетности - станет ясно, почему образовательный процесс становится все более казенным, а престиж профессии падает, соответственно и идут в нее.. Моя бывшая коллега, ОЧЕНЬ хороший учитель, недавно горько пошутила:" Сегодня в школе дети мешают работать с документацией." Стелла, Вы говорите о родительской забастовке. Был период, когда мне приходилось работать в классах с наполняемостью 53-57 человек. Парты впритык к доске, и все равно кое-где сидят втроем, учитель ходит бочком, духота...Список на журнальную страницу не вмещается, приходится листочки подклеивать. А такую стопку тетрадей проверить, а дневники перекидать?.. Выжили, но вспоминается с содроганием. Ленчик, Вам я все-таки рискну дать совет - может, именно потому, что еще не завтра ему следовать: когда придет время, выбирайте не школу, а УЧИТЕЛЯ. Для начальных классов считаю э то самым важным . В наилучшей школе,как на грех ,может набирать класс не лучший учитель, а в самой обычной, возможно, работает профессионал высокого уровня, пусть и не титулованный. Звания не показатель. Я знаю учителя высшей категории, говорящего:"Ложи," - но глядящего на всех свысока. Пообщаетесь с родителями, с самим учителем, прислушаетесь к своей ИНТУИЦИИ. Школу в дальнейшем можно и поменять, когда девочка подрастет, а первый учитель "раз - и на всю жизнь." И относительно домашнего (семейного) образования: на мой взгляд, у него много плюсов, но ребенок искусственно задерживается в тепличной атмосфере - школа же как бы должна помочь вписаться в социум.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Grand-mere: (Пока без названия) ...Было это аж в 1975 году в селе Серебрянка. Потрясающие места неподалеку от Чусовой, но в хозяйственном плане это леспромхоз, где столкнулись жизненный уклад старинного уральского села и психология переселенцев-вербованных самых разных национальностей, пусть даже не в первом поколении (подобная атмосфера очень точно описана у В. Распутина в "Пожаре"; упоминаю об этом, так как сыграет определенную роль). ...А пока сентябрь, 8 класс - как теперь 9 - и мои первые самостоятельные уроки. "Слово о полку Игореве" - труднейшая, но горячо любимая мною тема. Чуть не "наизнанку выворачиваюсь", пытаясь разговорить еще не знакомый мне класс, но "народ безмолвствует", лишь два подростка как- то поддерживают со мной диалог.В конце урока объявляю: -С. и В. за работу ставлю пятерки. Класс взрывается хохотом, я ничего не понимаю. Рассказываю в учительской - та же реакция. Оказалось, это два второгодника, которые что-то запомнили с прошлого курса. Но вот дальнейшая реакция - небо и земля. С. как лег на последнюю парту, так и лежал, просыпаясь лишь к концу четверти, чтобы оценку заработать. В. же вдохновился, прогуливать перестал (по крайней мере, мои уроки); читал много и до меня - я лишь немного в русло направила, из города книги ему привозила (даже "Этимологический словарь"); в драмкружке играл главные роли и декорации рисовал. Вот поэтому и говорю: "Советский второгодник - лучший второгодник в мире!"

Grand-mere: О драмкружке, русском языке и национальном вопросе. Место и время действия пока те же. Как я уже говорила, В., горячий, взрывной, оказался незаменим в драмкружке, впрочем, как и Д., на год старше. Тот был совсем другой - невозмутимый, слегка ироничный, надежный. А ставили мы - ни много ни мало - "Юность отцов" Б. Горбатова; В. играл Антона - "Безумству храбрых поем мы песню!", а Д. - Степана. "Барышней Наташенькой" у нас была цыганка Л. - да, в ней не было "породы",ибо где ж ее взять в лесхозе,зато какой темперамент! Как она читала последнее письмо!.. (И ботиночки высокие на шнуровке мы для нее разыскали,и блузку под горлышко, и атласный бант в косу...) Так вот, после репетиций мы вечерами возвращались домой обычно с Д. , в одну сторону. Он был башкир,но говорил без акцента. До сих пор помню, как он дорОгой возмущается: -Я по-русски понимаю? - понимаю... Говорю? - говорю. Читаю? - читаю! Пишу? - пишу!! Так нет , еще всякие суффиксы придумали, приставки... Я тогда смеялась, но стало не до смеха через 20 лет, когда в 5 классе городской школы оказались грузинка, знающая одно слово - "учитэл", два азербайджанца, ничего не знающих, ( один побойчее, а другого аж трясло в чужой обстановке - так мне жалко его было) и армянин, умеющий по-русски материться.( Это была первая волна мигрантов; тогда еще не представляли, какой вал захлестнет.) Это пятью пять - двадцать пять, что в Африке, что на Кавказе, а у меня- то те самые суффиксы, приставки...Взяли мы букварь и начали после уроков по нему учиться...Конечно, русскоязычное окружение сыграло свою роль; худо-бедно адаптировались ребята; с родителями их у меня теплые отношения были. (Понимаю, что сегодня проблему должно решать в других масштабах, было бы взаимное желание; сознательно не углубляюсь в тему.) ...В те же годы каким-то ветром занесло в 9 класс девочку из Прибалтики, из Лиды. От нее просто ледяная волна высокомерного пренебрежения шла - куда это я попала, "что это за географические новости"?.. Но русским владела отлично. И так мне вовремя Мицкевич вспомнился, "Гражина" - там же действие как раз вокруг Лиды разворачивается. У моей "ясновельможной паненки" глазки загорелись, принесла кучу фотографий - свою Лиду показывать, смотреть многие подтянулись - слово за слово, начала оттаивать Снежная королева; вскоре ,правда,уехала. ...Говоря на уроках о повести "Ночевала тучка золотая", всегда подчеркивала мысль А. Приставкина: "Нет плохих народов - есть плохие люди!" А язык? - это средство общения, со всеми суффиксами и приставками (ненужный каламбур получился).

stella: Знаете, я как-то даже не представляла, какой же Вавилон теперь в разных углах России стал. Великое переселение народов началось с Перестройки и покатилось по Европе. Докатилось и до Африки, а теперь и весь Ближний Восток ходором ходит. Мир стал неуютен и не гостепримен. Язык - это то, что еще может удержать какие-то связи между народами.

Железная маска: Grand-mere , большое Вам спасибо! Очень любопытно! Пожалуйста, продолжайте! Меня, как маму третьеклассника, очень волнует то, что происходит в образовании, конечно. Плюсуюсь к Вашему мнению о важности выбора первого учителя. Здесь, действительно, как с детским садиком - надо идти на ЧЕЛОВЕКА, а не на учреждение. Всем бы таких педагогов, как Вы!

Grand-mere: Про мушкетеров, коллег, сельский быт и предопределение. По-прежнему Серебрянка-75. На одно из первых занятий драмкружка я пришла в брюках - самое то по сцене прыгать. И нарвалась на директора. Понятия о субординации не было никакого, зато уже понимала, что его слово не является указом ни для учеников, ни для учителей. И вот он меня тормозит, показывает на брюки и начинает: "Мы, учителя, не имеем права перед учениками в таком виде..." Первое, что должно бы прийти в голову словеснику, - чеховский "Человек в футляре"; мне же пришел на ум Дюма: "А Вы помните, что сказал Арамис Портосу?" Поперхнулось мое начальство и ушло, а на следующий день спрашивает: "Так что сказал Арамис? - я ведь полистал "Три мушкетера"... - "Подсказываю: сцена у монастыря Дешо." ( Я подразумевала фразу: "Говорите от своего лица, когда произносите нелепости.") Больше мы к Дюма не возвращались: то ли директор догадался, то ли - что вернее - других дел хватало. Но меня оставил в покое. Сейчас мне за эту щенячью выходку стыдно. ( А коллеги рассказывали, что нынче молодая математичка на уроки в шортах являлась... Не понимаю! - тоже, наверное, консерватором стала...) ...Самая добрая память осталась о географе Александре Григорьевиче Другове. Невысокий, худощавый, спокойный и немногословный - в нем чувствовалась Личность. Участник войны, он работал последний год перед пенсией, я же только начинала. У меня не ладилось с квартирной хозяйкой, поэтому засиживалась в школе допоздна; почему так же поступал А. Г. - не знаю. А в той школе за каждым преподавателем был закреплен свой стол в учительской - по кабинетам почему- то было не принято сидеть; столы стояли встык попарно, вот мы с Друговым и сидели лицом к лицу (еще одна особенность - обращались к коллегам по фамилии).Каждый молча занимался своим делом (планы - тетради...) Потом стали прикупать каких-нибудь карамелек, положим их между столами и похрустываем. Раз вижу: Другов мне знак дает замереть. А это мышка к нашему угощению вылезла на стол. Молчим все трое, смотрим. У нее ушки круглые, глаза - черные бусинки. (Потом мы ее подкармливать стали.) Так вот, об А. Г. - конечно, в молчанку мы с ним не играли,но и особых лекций он не читал; так, какие-то замечания, комментарии... Диплом у меня был, но становилась учителем я только в ту зиму - не в малой степени благодаря этим посиделкам. Спасибо моему Наставнику, который официально таковым не значился! ...С хозяйкой мои отношения не сложились по многим причинам, вот одна из них: в город удавалось выбраться - хорошо, если раз в месяц, общественной бани в селе не было; подразумевалось, что, пуская постоялицу в дом, будут пускать и в баню. Специально оговорили, что носить воду входит в мои обязанности. Технологию коромысла я освоила, а вот колодцы... Там они располагались не на улице, а во дворах, один на несколько домов, к чужому нельзя; "наш" был через два двора. Мне были знакомы колодцы с воротом, "журавель" ( не зря студентами "на картошку" ездили ), но вот с багром... Здоровенный и сам по себе тяжелый шест с крюком, за который цепляешь ведро и опускаешь, при этом перед самой водой - а уровень ее меняется - надо изловчиться и наклонить ведро, чтобы зачерпнулось, потом вытаскивать, перебирая шест руками. То еще развлечение! Вот так с пятницы натаскаешь воды в баню, в субботу придешь с работы - хозяйка "обрадует": "Ко мне родственница (приятельница, соседка) зашла - так мы воду-то всю издержали!" Я бы и еще натаскала, да разве ж можно баню еще подтопить!.. Значит, опять в запечье в тазике булькаться... Особенно "весело" стало ходить за водой зимой: сруб и так-то возвышался всего сантиметров на 30, а тут снег, наледь, держаться не за что. И вот однажды у меня ведро сорвалось с крюка, черпнуло воды - иной раз вертишь его так и этак, а не черпается - и ушло на дно. Ну, думаю, со свету меня теперь сживет... А дом, во дворе которого колодец, пустует, даже позвать некого. Вертела- вертела я шестом в колодце, пытаясь ведро выловить, чуть сама за ним не соскользнула, но все-таки подцепила и вытащила. Перед хозяйкой промолчала. А дня через 2 возвращаюсь - она в расстроенных чувствах: пошла за водой сама (постирать, что ли, решила) и УТОПИЛА ВЕДРО. Право слово, я испытала нечто вроде удовлетворения...

Grand-mere: Как попасть в святые - или мученики. Все еще Серебрянка. Администрация всегда и везде спрашивает с классных руководителей, какие меры принимаются для профилактики прогулов и неуспеваемости. И это правильно. Но применительно к местности - половина родителей дорогу в школу вообще не знает, на работу не позвонишь, ибо на елках телефонов нет; остается ходить по домам - но это легко сказать: название и № домов есть только на центральной улице, а дальше просто Заречье... Поселок... Местные ориентируются, а мне как? Вот и решили мы с девчонками - это был 8 класс - провести комсомольский рейд. ...Идем к Б. Это такой очень красивый парень, последний ребенок ("поскребыш", как говорят) в коренной здешней семье, ленивый настолько, что об уме я судить не берусь. Подходим к дому, крепкая такая изба, крытый двор, и внутри хоть кино про кулаков снимай: тканые половики на выскобленном полу, высокая кровать с горкой подушек и плетеным свесом, вдоль стен лавки и столики с фикусами, посередине большой стол, в углу иконостас. Хозяин - дедок лет 70, благостный после баньки, в исподнем, бородка седенькая, лысинка розовая - рюмашку уже пропустил. Понимаю, что мы не к месту, но, раз уж пришли, начинаю свое - типа, усильте контроль за сыном... Хозяин хватает меня за руку, тащит в передний угол, сажает под иконами, а сам бух на колени и начинает поклоны бить: - Родненькая моя, сделай с ним что-нибудь, а я уже ничего не могу...- и тянется сапог целовать. Девчонки в дверях смехом давятся, а я не знаю, как из этих столов- лавок выпутаться... ... От Б. мы направились к Р. Вот этого своего ученика я побаивалась: из семьи вербованных, в жилах "коктейль Молотова" - мордовская, чувашская, татарская кровь, и никаких тормозов.(Это потом, уже где-то в пору экзаменов, мы с ним разговорились по душам, сидя на завалинке, и в конце он сказал:" Со мной еще никто никогда так не говорил, как вы". А через год сел за разбойное нападение, совершенное вместе со старшим братом. Горько. Первые ученики как первая любовь. Не забываются.) Нашли мы на поселке нужный барак, а там дым коромыслом - гуляет леспромхозовский интернационал. Я рта не успела раскрыть - подскочил какой-то мужик, глаза дикие, орет по-своему и ножом размахивает. Может, попугать хотел, а может и всерьез, мне некогда было разбирать - скорей девчонок вытолкать и самой выскочить. Помню, что всю обратную дорогу мы хохотали: мол, раньше сначала порешат - потом канонизируют,а у нас наоборот.Наверное, это была истерика. Как бы то ни было, сейчас это вспоминается приключением. А вот случай, от которого до сих пор внутри холодеет. Конец 90 годов, обычная городская школа, мой кабинет на 2 этаже, первый от входа. Сентябрь, жара и духота, несмотря на открытые окна (южная сторона вдобавок) и двери. У меня 5 класс, мы пишем изложение, а это дело такое, что один до половины не дошел, а другой закончил. Обычно в таких случаях предлагаю полистать журналы, но тут дети просятся в коридор,и я только прошу их вести себя тихо. Они честно не шумят. Я заполняю "Общие сведения" - это же такой объем писанины,вот и пользуюсь минуткой. Смотрю: в дверях (а двери в конце кабинета, далеко от моего стола) нарисовался какой-то пожилой дядечка, стоит и смотрит. Думаю: может, чей- то дедушка; класс-то для меня новый, я еще многих не знаю. -Вам кого? - молчит. -Вы кого-то ищете? - молчит. -Вам какой класс нужен? - молчит. Может, не слышит? Встала, иду к нему. И вот тут меня волна ледяного ужаса накрыла. В руке у гостя - обратным хватом - здоровенный нож, чуть не до локтя. А еще страшнее глаза - белые, остекленевшие. Стою перед ним, шевельнуться не могу. И он не двигается. Потом сделал назад шаг, другой...Я в коридор выскочила, кричу страшным шепотом: -Все сюда!.. -Ну мы же не шумим... -Быстро все в класс!!! Собрала, на задвижку закрылась - хлипкая, дерни раз - вместе с шурупами вылетит. Меня колотит, ребята ничего не понимают. Так и не узнала, кто это был; вахтер внизу только плечами пожала...

Grand-mere: Железная маска, спасибо на добром слове! ...Только современная школа уже далеко не та, о которой я вспоминаю; сама это понимаю.

stella: Grand-mere , да ведь это у вас книга получается. Это просто Мемуары. Здорово как.( вспоминать, конечно). Но ведь это была ШКОЛА.

Железная маска: Grand-mere , в основном, не та. И мы, родители учеников, цепляемся сейчас за остатки былого... Вот о современной школе, если интересно. Нашему сыну повезло с первым учителем, буквально Бога благодарю и о здоровье ее молюсь, слава Богу, и школа приличная - технический лицей. У нас выбор был - школа возле дома, набирал первый класс тоже прекрасный учитель (судя по отзывам и впечатлениям после личного знакомства), и велик был соблазн отдать туда, но в этой школе много классов коррекции, плюс ее посещают дети из СРЦН... В общем, сделали выбор в пользу "нормального" окружения, хоть и не близко, возим в лицей, учителем и окружением весьма довольны - все же дети сортированные, отбор хоть и негласный, но все равно есть - собеседование с психологом, тесты (логика, память, внимание). Но даже здесь, где все так удачно складывается поначалу, будущее туманно и альбионно - не знаю, кто будет учить наших нынешних третьеклассников в среднем и старшем звене - "старая гвардия", цвето педагогического состава лицея уходит на пенсию год за годом, а достойной смены нет. :-(

stella: У нас говорят, что всему причина - деньги. Вроде, увеличили зарплату учителям, снизили количество часов. Я не разбираюсь в тонкостях, вот пойдет внук в школу со слов дочери смогу говорить. Но, насколько слышу - пока дело не слишком сдвинулось и причина, мне кажется, одна: детей не умеют заставить быть внимательными. Слава богу, с всякими таблетками для повышения внимания и прочей дрянью стало получше- родители взбунтовались. А у нас очень сильны родительские комитеты. И еще важно, как выглядит учитель- чисто внешне. А это, как правило, зрелище малопривлекательное. Поскольку климат очень жаркий, свобода одежды немалая. А девочки и мальчики развиваются рано. так что - есть на что посмотреть.))))

Grand-mere: Железная маска, разумеется, меня по-прежнему интересует все, связанное со школой; я не теряю связи с коллегами. Хорошо, что Вам и сыну повезло с первым учителем. Пусть везет и дальше! Но при переходе в среднее звено проблемы все равно появятся; будьте к этому готовы и не торопитесь рубить сплеча. Бывало, что дети приходили из начальной школы с "4" и "5", не умея работать с книгой, не зная алфавита и т. д., а родители противопоставляли "добрую" прежнюю учительницу и "строгих" нынешних; надеюсь, это не Ваш случай. В привилигированных школах мне работать не доводилось, хотя и звали на заре их основания; я ответила, что для этого нужно иметь надежный тыл, а у меня сплошная круговая оборона ( в смысле семей ных обстоятелств). Свои, в чем-то специфические, проблемы есть и там, но одно неоспоримо: мат. база лучше. Не могу сделать однозначный выбор и между молодыми учителями и стажистами. У первых - энтузиазм (не у всех ), у вторых - опыт, но и усталость. Все индивидуально. Вопрос о престиже профессии очень неоднозначен; материальная сторона - лишь одна из составляющих. Стелла, мне трудно судить о системе образования в вашей стране. Новым показалось упоминание о "химии" - что за оно? Мы своим, бывало, рекомендовали глицин как стимулятор умственной деятельности. А что мои воспоминания - мемуары и книга, не соглашусь, хотя и благодарна Вам за оценку; просто "записки на полях" под настроение.

Grand-mere: Фарс с лирикой. Серебрянская школа была новостройкой с паровым отоплением, при ней своя котельная. А истопник, как водится, по неделе обмывал получку. Учителя- мужчины дежурили, чтобы не вышла из строя система, но в кабинетах все равно было холодно, сидели в верхней одежде. А у меня в 8 классе тема "Любовь и дружба в лирике Пушкина". Стараюсь настроить класс, рассказываю об отношениях Пушкина с Керн (других версий посвящения тогда не знала ), в зачарованной тишине начинаю читать: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...- взрыв хохота!.. Я в растерянности... Оборачиваюсь - за моей спиной в приоткрытой двери нарисовался истопник : засаленный ватник, у шапки одно ухо вверх, другое вниз, недельная щетина, сизый нос... - Чичас тттепло бббудет... Да простит меня Александр Сергеевич, с тех пор я не могу читать эти строчки вслух, сразу встает перед глазами это "виденье"... А другой подобный случай уже сама не захотела упустить. ...Мы с Т. А., математичкой, много лет работали в паре, приятельствовали, ребята видели и понимали наши отношения. Мы могли тихонько, без стука, войти друг к другу на урок в "свой" класс - пошептаться с кем-то из ребят... отдать дневники... И вот говорю я с ее 11 классом, что в творчестве молодого Маяковского звучит протест против окружающей действительности, начинаю читать: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; - открывается дверь и входит Т. А. Далее я обращаюсь непосредственно к ней: Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Класс лежит. Т. А. молча открывает и закрывает рот и так же молча выходит. На перемене возмущается: "Ты какие слова на меня говорила?" - "Да я Маяковского читала..." Потом она пыталась "отомстить", напустив мне на журнал огромного мохнатого паука, но не вышло - я не завизжала, так как знала, что он резиновый. А ребятам сколько радости от этих приколов! Убеждена, что учителя и ученики должны видеть друг в друге людей,а не безликих субъектов. С этим вроде никто не спорит, но на практике бывает не всегда.

stella: Если не ошибаюсь, это лекарство называется "рецин". оно вызывает торможение и ребенок становится тихий и шелковый.

Grand-mere: Дамы, подскажите, пожалуйста, как обуздать комп? - я отбиваю красную строку, а он при отправке все сливает.. Посмотрела недавно российский сериальчик "Сельский учитель". На мой взгляд, что- то в нем есть... Если отбросить мелодраматическую составляющую сюжета и допустить, что деревня со времен моей юности изменилась (хотя мне кажется, что режиссер приукрасил), то все-таки останется атмосфера любви и энтузиазма.

stella: Grand-mere, как мне когда-то объяснили, это особенность " Борды". Хорошо хоть прямую речь не съедает. А то у меня и такое бывало. Пока пост не отправлен, в нем все соблюдено. А после отправки- читать проблема.

Ленчик: Grand-mere, красную строку никак не обуздать, к сожалению. Да, особенность "борды". Каюсь, я редиска. Надо активно копать с поимками и переездом на другую "базу". Но к моменту, когда я могу начать копать, меня так укатывают, что уже самой в пору закапываться...))) stella пишет: Если не ошибаюсь, это лекарство называется "рецин". Ой! Надеюсь, что вы ошибаетесь и речь таки о глицине. Потому что рицин - это токсин такой растительный вроде. Но хорошо с него точно не будет.

stella: Точно, не глицин.Может, ретанин. Я и свои- то лекарства не всегда помню, но про этот препарат говорили и говорят и поныне немало. Для гиперактивных детей. Но израильские детки, как правило, невыдержаны все. Еду на днях в автобусе. Впереди, лицом ко мне, сидит слоноподобный религиозный папаша с мобильником у уха. Рядом - отпрыск лет 8-9. Крутится на сидении, как ужонок на сковородке, с ногами лезет на кресло. В конечном итоге всем своим весом бухается мне на ногу. И он и папаша делают вид, что ничего не произошло. Если бы это было чадо лет до пяти, ничего бы не сказала. Но меня возмутила реакция папаши- он даже не дернул сына сесть спокойно. Как говорил, так и говорит. Тут уж я взорвалась: не в ноге же дело, в конце -концов. У меня от злости всегда проявляется отличный иврит- вот я им и выдала на весь автобус. Папаша выслушал - и никакой реакции- только продолжил говорить с кем-то, но уже на французском. Сынуля , правда, сел смирно и только на меня глазом косил. Перед выходом из автобуса папаня спросил: " А что, собственно, произошло?" " А то, что ваш ребенок воспитан как поросенок"- выдала я на французском уже папаше. И все остались при своих. )))))

Диана: stella, ну тут уже папаша тоже хам. "Что произошло", "ничего страшного не произошло" люди произносят, когда на ногу наступили им, а не они. В остальных случаях эту фразу произносит только чмо. Какового, я вижу, развелось и у вас и у нас одинаково много.

Grand-mere: Спасибо за пояснения насчет красной строки, а то я самоедством страдала. Ленчик, а может, и не надо никуда копать, "от добра добра искать"?.. Стелла, наверное, применение любой химии носит рекомендательный характер?.. - У нас детям даже прививки ставят лишь с письменного согласия родителей. А случай в транспорте ну точно - "вырастет из сына свин..."

stella: К величайшему сожалению, учителя, которые не умеют справиться с учеником, мешающим в классе, требуют , чтобы он принимал реталин. Иначе они его в класс не пускают. Сейчас, благодаря бунту родителей, стали его применять поменьше, но рекомендательный характер, как вы сами понимаете - это относительное понятие. Прививки, естественно, с согласия родителей, но у нас целые районы ( религиозное население и арабы с бедуинами) тоже не спешат их делать: уповают на божье соизволение. Естественно, там возникают эпидемии.



полная версия страницы