Форум » Не только по Дюма » Школьные мемуарки » Ответить

Школьные мемуарки

Grand-mere: В будничной работе учителя очень много -КИ: дневниКИ, тетрадКИ, оперативКИ, планерКИ, методичКИ, различные разработКИ... Вот я и подумала: пусть будут мемуарКИ... Еще раз убедилась, как затрагивает тема школы присутствующих, и снова засомневалась: я хотела просто поделиться воспоминаниями о каких- то памятных минутах своей работы, которую очень любила; здесь нет никаких советов и рекомендаций, тем более заочных; тем более, что школа за истекшие годы изменилась.Добавлю: Калантэ, полностью согласна с Вашей оценкой ситуации в образовании. Ну вот почему губительная роль ЕГЭ ясна всем, кроме тех, кто их внедряет?.. И дело, Камила, даже не в том, что часть с "крестиками" убрали; все равно "шаг вправо, шаг влево - попытка..." и карается баллами, поэтому многие учителя (про всех говорить не буду) вынуждены не учить, а натаскивать; добавьте к этому нарастающий вал отчетности - станет ясно, почему образовательный процесс становится все более казенным, а престиж профессии падает, соответственно и идут в нее.. Моя бывшая коллега, ОЧЕНЬ хороший учитель, недавно горько пошутила:" Сегодня в школе дети мешают работать с документацией." Стелла, Вы говорите о родительской забастовке. Был период, когда мне приходилось работать в классах с наполняемостью 53-57 человек. Парты впритык к доске, и все равно кое-где сидят втроем, учитель ходит бочком, духота...Список на журнальную страницу не вмещается, приходится листочки подклеивать. А такую стопку тетрадей проверить, а дневники перекидать?.. Выжили, но вспоминается с содроганием. Ленчик, Вам я все-таки рискну дать совет - может, именно потому, что еще не завтра ему следовать: когда придет время, выбирайте не школу, а УЧИТЕЛЯ. Для начальных классов считаю э то самым важным . В наилучшей школе,как на грех ,может набирать класс не лучший учитель, а в самой обычной, возможно, работает профессионал высокого уровня, пусть и не титулованный. Звания не показатель. Я знаю учителя высшей категории, говорящего:"Ложи," - но глядящего на всех свысока. Пообщаетесь с родителями, с самим учителем, прислушаетесь к своей ИНТУИЦИИ. Школу в дальнейшем можно и поменять, когда девочка подрастет, а первый учитель "раз - и на всю жизнь." И относительно домашнего (семейного) образования: на мой взгляд, у него много плюсов, но ребенок искусственно задерживается в тепличной атмосфере - школа же как бы должна помочь вписаться в социум.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Grand-mere: (Пока без названия) ...Было это аж в 1975 году в селе Серебрянка. Потрясающие места неподалеку от Чусовой, но в хозяйственном плане это леспромхоз, где столкнулись жизненный уклад старинного уральского села и психология переселенцев-вербованных самых разных национальностей, пусть даже не в первом поколении (подобная атмосфера очень точно описана у В. Распутина в "Пожаре"; упоминаю об этом, так как сыграет определенную роль). ...А пока сентябрь, 8 класс - как теперь 9 - и мои первые самостоятельные уроки. "Слово о полку Игореве" - труднейшая, но горячо любимая мною тема. Чуть не "наизнанку выворачиваюсь", пытаясь разговорить еще не знакомый мне класс, но "народ безмолвствует", лишь два подростка как- то поддерживают со мной диалог.В конце урока объявляю: -С. и В. за работу ставлю пятерки. Класс взрывается хохотом, я ничего не понимаю. Рассказываю в учительской - та же реакция. Оказалось, это два второгодника, которые что-то запомнили с прошлого курса. Но вот дальнейшая реакция - небо и земля. С. как лег на последнюю парту, так и лежал, просыпаясь лишь к концу четверти, чтобы оценку заработать. В. же вдохновился, прогуливать перестал (по крайней мере, мои уроки); читал много и до меня - я лишь немного в русло направила, из города книги ему привозила (даже "Этимологический словарь"); в драмкружке играл главные роли и декорации рисовал. Вот поэтому и говорю: "Советский второгодник - лучший второгодник в мире!"

Grand-mere: О драмкружке, русском языке и национальном вопросе. Место и время действия пока те же. Как я уже говорила, В., горячий, взрывной, оказался незаменим в драмкружке, впрочем, как и Д., на год старше. Тот был совсем другой - невозмутимый, слегка ироничный, надежный. А ставили мы - ни много ни мало - "Юность отцов" Б. Горбатова; В. играл Антона - "Безумству храбрых поем мы песню!", а Д. - Степана. "Барышней Наташенькой" у нас была цыганка Л. - да, в ней не было "породы",ибо где ж ее взять в лесхозе,зато какой темперамент! Как она читала последнее письмо!.. (И ботиночки высокие на шнуровке мы для нее разыскали,и блузку под горлышко, и атласный бант в косу...) Так вот, после репетиций мы вечерами возвращались домой обычно с Д. , в одну сторону. Он был башкир,но говорил без акцента. До сих пор помню, как он дорОгой возмущается: -Я по-русски понимаю? - понимаю... Говорю? - говорю. Читаю? - читаю! Пишу? - пишу!! Так нет , еще всякие суффиксы придумали, приставки... Я тогда смеялась, но стало не до смеха через 20 лет, когда в 5 классе городской школы оказались грузинка, знающая одно слово - "учитэл", два азербайджанца, ничего не знающих, ( один побойчее, а другого аж трясло в чужой обстановке - так мне жалко его было) и армянин, умеющий по-русски материться.( Это была первая волна мигрантов; тогда еще не представляли, какой вал захлестнет.) Это пятью пять - двадцать пять, что в Африке, что на Кавказе, а у меня- то те самые суффиксы, приставки...Взяли мы букварь и начали после уроков по нему учиться...Конечно, русскоязычное окружение сыграло свою роль; худо-бедно адаптировались ребята; с родителями их у меня теплые отношения были. (Понимаю, что сегодня проблему должно решать в других масштабах, было бы взаимное желание; сознательно не углубляюсь в тему.) ...В те же годы каким-то ветром занесло в 9 класс девочку из Прибалтики, из Лиды. От нее просто ледяная волна высокомерного пренебрежения шла - куда это я попала, "что это за географические новости"?.. Но русским владела отлично. И так мне вовремя Мицкевич вспомнился, "Гражина" - там же действие как раз вокруг Лиды разворачивается. У моей "ясновельможной паненки" глазки загорелись, принесла кучу фотографий - свою Лиду показывать, смотреть многие подтянулись - слово за слово, начала оттаивать Снежная королева; вскоре ,правда,уехала. ...Говоря на уроках о повести "Ночевала тучка золотая", всегда подчеркивала мысль А. Приставкина: "Нет плохих народов - есть плохие люди!" А язык? - это средство общения, со всеми суффиксами и приставками (ненужный каламбур получился).

stella: Знаете, я как-то даже не представляла, какой же Вавилон теперь в разных углах России стал. Великое переселение народов началось с Перестройки и покатилось по Европе. Докатилось и до Африки, а теперь и весь Ближний Восток ходором ходит. Мир стал неуютен и не гостепримен. Язык - это то, что еще может удержать какие-то связи между народами.


Железная маска: Grand-mere , большое Вам спасибо! Очень любопытно! Пожалуйста, продолжайте! Меня, как маму третьеклассника, очень волнует то, что происходит в образовании, конечно. Плюсуюсь к Вашему мнению о важности выбора первого учителя. Здесь, действительно, как с детским садиком - надо идти на ЧЕЛОВЕКА, а не на учреждение. Всем бы таких педагогов, как Вы!

Grand-mere: Про мушкетеров, коллег, сельский быт и предопределение. По-прежнему Серебрянка-75. На одно из первых занятий драмкружка я пришла в брюках - самое то по сцене прыгать. И нарвалась на директора. Понятия о субординации не было никакого, зато уже понимала, что его слово не является указом ни для учеников, ни для учителей. И вот он меня тормозит, показывает на брюки и начинает: "Мы, учителя, не имеем права перед учениками в таком виде..." Первое, что должно бы прийти в голову словеснику, - чеховский "Человек в футляре"; мне же пришел на ум Дюма: "А Вы помните, что сказал Арамис Портосу?" Поперхнулось мое начальство и ушло, а на следующий день спрашивает: "Так что сказал Арамис? - я ведь полистал "Три мушкетера"... - "Подсказываю: сцена у монастыря Дешо." ( Я подразумевала фразу: "Говорите от своего лица, когда произносите нелепости.") Больше мы к Дюма не возвращались: то ли директор догадался, то ли - что вернее - других дел хватало. Но меня оставил в покое. Сейчас мне за эту щенячью выходку стыдно. ( А коллеги рассказывали, что нынче молодая математичка на уроки в шортах являлась... Не понимаю! - тоже, наверное, консерватором стала...) ...Самая добрая память осталась о географе Александре Григорьевиче Другове. Невысокий, худощавый, спокойный и немногословный - в нем чувствовалась Личность. Участник войны, он работал последний год перед пенсией, я же только начинала. У меня не ладилось с квартирной хозяйкой, поэтому засиживалась в школе допоздна; почему так же поступал А. Г. - не знаю. А в той школе за каждым преподавателем был закреплен свой стол в учительской - по кабинетам почему- то было не принято сидеть; столы стояли встык попарно, вот мы с Друговым и сидели лицом к лицу (еще одна особенность - обращались к коллегам по фамилии).Каждый молча занимался своим делом (планы - тетради...) Потом стали прикупать каких-нибудь карамелек, положим их между столами и похрустываем. Раз вижу: Другов мне знак дает замереть. А это мышка к нашему угощению вылезла на стол. Молчим все трое, смотрим. У нее ушки круглые, глаза - черные бусинки. (Потом мы ее подкармливать стали.) Так вот, об А. Г. - конечно, в молчанку мы с ним не играли,но и особых лекций он не читал; так, какие-то замечания, комментарии... Диплом у меня был, но становилась учителем я только в ту зиму - не в малой степени благодаря этим посиделкам. Спасибо моему Наставнику, который официально таковым не значился! ...С хозяйкой мои отношения не сложились по многим причинам, вот одна из них: в город удавалось выбраться - хорошо, если раз в месяц, общественной бани в селе не было; подразумевалось, что, пуская постоялицу в дом, будут пускать и в баню. Специально оговорили, что носить воду входит в мои обязанности. Технологию коромысла я освоила, а вот колодцы... Там они располагались не на улице, а во дворах, один на несколько домов, к чужому нельзя; "наш" был через два двора. Мне были знакомы колодцы с воротом, "журавель" ( не зря студентами "на картошку" ездили ), но вот с багром... Здоровенный и сам по себе тяжелый шест с крюком, за который цепляешь ведро и опускаешь, при этом перед самой водой - а уровень ее меняется - надо изловчиться и наклонить ведро, чтобы зачерпнулось, потом вытаскивать, перебирая шест руками. То еще развлечение! Вот так с пятницы натаскаешь воды в баню, в субботу придешь с работы - хозяйка "обрадует": "Ко мне родственница (приятельница, соседка) зашла - так мы воду-то всю издержали!" Я бы и еще натаскала, да разве ж можно баню еще подтопить!.. Значит, опять в запечье в тазике булькаться... Особенно "весело" стало ходить за водой зимой: сруб и так-то возвышался всего сантиметров на 30, а тут снег, наледь, держаться не за что. И вот однажды у меня ведро сорвалось с крюка, черпнуло воды - иной раз вертишь его так и этак, а не черпается - и ушло на дно. Ну, думаю, со свету меня теперь сживет... А дом, во дворе которого колодец, пустует, даже позвать некого. Вертела- вертела я шестом в колодце, пытаясь ведро выловить, чуть сама за ним не соскользнула, но все-таки подцепила и вытащила. Перед хозяйкой промолчала. А дня через 2 возвращаюсь - она в расстроенных чувствах: пошла за водой сама (постирать, что ли, решила) и УТОПИЛА ВЕДРО. Право слово, я испытала нечто вроде удовлетворения...

Grand-mere: Как попасть в святые - или мученики. Все еще Серебрянка. Администрация всегда и везде спрашивает с классных руководителей, какие меры принимаются для профилактики прогулов и неуспеваемости. И это правильно. Но применительно к местности - половина родителей дорогу в школу вообще не знает, на работу не позвонишь, ибо на елках телефонов нет; остается ходить по домам - но это легко сказать: название и № домов есть только на центральной улице, а дальше просто Заречье... Поселок... Местные ориентируются, а мне как? Вот и решили мы с девчонками - это был 8 класс - провести комсомольский рейд. ...Идем к Б. Это такой очень красивый парень, последний ребенок ("поскребыш", как говорят) в коренной здешней семье, ленивый настолько, что об уме я судить не берусь. Подходим к дому, крепкая такая изба, крытый двор, и внутри хоть кино про кулаков снимай: тканые половики на выскобленном полу, высокая кровать с горкой подушек и плетеным свесом, вдоль стен лавки и столики с фикусами, посередине большой стол, в углу иконостас. Хозяин - дедок лет 70, благостный после баньки, в исподнем, бородка седенькая, лысинка розовая - рюмашку уже пропустил. Понимаю, что мы не к месту, но, раз уж пришли, начинаю свое - типа, усильте контроль за сыном... Хозяин хватает меня за руку, тащит в передний угол, сажает под иконами, а сам бух на колени и начинает поклоны бить: - Родненькая моя, сделай с ним что-нибудь, а я уже ничего не могу...- и тянется сапог целовать. Девчонки в дверях смехом давятся, а я не знаю, как из этих столов- лавок выпутаться... ... От Б. мы направились к Р. Вот этого своего ученика я побаивалась: из семьи вербованных, в жилах "коктейль Молотова" - мордовская, чувашская, татарская кровь, и никаких тормозов.(Это потом, уже где-то в пору экзаменов, мы с ним разговорились по душам, сидя на завалинке, и в конце он сказал:" Со мной еще никто никогда так не говорил, как вы". А через год сел за разбойное нападение, совершенное вместе со старшим братом. Горько. Первые ученики как первая любовь. Не забываются.) Нашли мы на поселке нужный барак, а там дым коромыслом - гуляет леспромхозовский интернационал. Я рта не успела раскрыть - подскочил какой-то мужик, глаза дикие, орет по-своему и ножом размахивает. Может, попугать хотел, а может и всерьез, мне некогда было разбирать - скорей девчонок вытолкать и самой выскочить. Помню, что всю обратную дорогу мы хохотали: мол, раньше сначала порешат - потом канонизируют,а у нас наоборот.Наверное, это была истерика. Как бы то ни было, сейчас это вспоминается приключением. А вот случай, от которого до сих пор внутри холодеет. Конец 90 годов, обычная городская школа, мой кабинет на 2 этаже, первый от входа. Сентябрь, жара и духота, несмотря на открытые окна (южная сторона вдобавок) и двери. У меня 5 класс, мы пишем изложение, а это дело такое, что один до половины не дошел, а другой закончил. Обычно в таких случаях предлагаю полистать журналы, но тут дети просятся в коридор,и я только прошу их вести себя тихо. Они честно не шумят. Я заполняю "Общие сведения" - это же такой объем писанины,вот и пользуюсь минуткой. Смотрю: в дверях (а двери в конце кабинета, далеко от моего стола) нарисовался какой-то пожилой дядечка, стоит и смотрит. Думаю: может, чей- то дедушка; класс-то для меня новый, я еще многих не знаю. -Вам кого? - молчит. -Вы кого-то ищете? - молчит. -Вам какой класс нужен? - молчит. Может, не слышит? Встала, иду к нему. И вот тут меня волна ледяного ужаса накрыла. В руке у гостя - обратным хватом - здоровенный нож, чуть не до локтя. А еще страшнее глаза - белые, остекленевшие. Стою перед ним, шевельнуться не могу. И он не двигается. Потом сделал назад шаг, другой...Я в коридор выскочила, кричу страшным шепотом: -Все сюда!.. -Ну мы же не шумим... -Быстро все в класс!!! Собрала, на задвижку закрылась - хлипкая, дерни раз - вместе с шурупами вылетит. Меня колотит, ребята ничего не понимают. Так и не узнала, кто это был; вахтер внизу только плечами пожала...

Grand-mere: Железная маска, спасибо на добром слове! ...Только современная школа уже далеко не та, о которой я вспоминаю; сама это понимаю.

stella: Grand-mere , да ведь это у вас книга получается. Это просто Мемуары. Здорово как.( вспоминать, конечно). Но ведь это была ШКОЛА.

Железная маска: Grand-mere , в основном, не та. И мы, родители учеников, цепляемся сейчас за остатки былого... Вот о современной школе, если интересно. Нашему сыну повезло с первым учителем, буквально Бога благодарю и о здоровье ее молюсь, слава Богу, и школа приличная - технический лицей. У нас выбор был - школа возле дома, набирал первый класс тоже прекрасный учитель (судя по отзывам и впечатлениям после личного знакомства), и велик был соблазн отдать туда, но в этой школе много классов коррекции, плюс ее посещают дети из СРЦН... В общем, сделали выбор в пользу "нормального" окружения, хоть и не близко, возим в лицей, учителем и окружением весьма довольны - все же дети сортированные, отбор хоть и негласный, но все равно есть - собеседование с психологом, тесты (логика, память, внимание). Но даже здесь, где все так удачно складывается поначалу, будущее туманно и альбионно - не знаю, кто будет учить наших нынешних третьеклассников в среднем и старшем звене - "старая гвардия", цвето педагогического состава лицея уходит на пенсию год за годом, а достойной смены нет. :-(

stella: У нас говорят, что всему причина - деньги. Вроде, увеличили зарплату учителям, снизили количество часов. Я не разбираюсь в тонкостях, вот пойдет внук в школу со слов дочери смогу говорить. Но, насколько слышу - пока дело не слишком сдвинулось и причина, мне кажется, одна: детей не умеют заставить быть внимательными. Слава богу, с всякими таблетками для повышения внимания и прочей дрянью стало получше- родители взбунтовались. А у нас очень сильны родительские комитеты. И еще важно, как выглядит учитель- чисто внешне. А это, как правило, зрелище малопривлекательное. Поскольку климат очень жаркий, свобода одежды немалая. А девочки и мальчики развиваются рано. так что - есть на что посмотреть.))))

Grand-mere: Железная маска, разумеется, меня по-прежнему интересует все, связанное со школой; я не теряю связи с коллегами. Хорошо, что Вам и сыну повезло с первым учителем. Пусть везет и дальше! Но при переходе в среднее звено проблемы все равно появятся; будьте к этому готовы и не торопитесь рубить сплеча. Бывало, что дети приходили из начальной школы с "4" и "5", не умея работать с книгой, не зная алфавита и т. д., а родители противопоставляли "добрую" прежнюю учительницу и "строгих" нынешних; надеюсь, это не Ваш случай. В привилигированных школах мне работать не доводилось, хотя и звали на заре их основания; я ответила, что для этого нужно иметь надежный тыл, а у меня сплошная круговая оборона ( в смысле семей ных обстоятелств). Свои, в чем-то специфические, проблемы есть и там, но одно неоспоримо: мат. база лучше. Не могу сделать однозначный выбор и между молодыми учителями и стажистами. У первых - энтузиазм (не у всех ), у вторых - опыт, но и усталость. Все индивидуально. Вопрос о престиже профессии очень неоднозначен; материальная сторона - лишь одна из составляющих. Стелла, мне трудно судить о системе образования в вашей стране. Новым показалось упоминание о "химии" - что за оно? Мы своим, бывало, рекомендовали глицин как стимулятор умственной деятельности. А что мои воспоминания - мемуары и книга, не соглашусь, хотя и благодарна Вам за оценку; просто "записки на полях" под настроение.

Grand-mere: Фарс с лирикой. Серебрянская школа была новостройкой с паровым отоплением, при ней своя котельная. А истопник, как водится, по неделе обмывал получку. Учителя- мужчины дежурили, чтобы не вышла из строя система, но в кабинетах все равно было холодно, сидели в верхней одежде. А у меня в 8 классе тема "Любовь и дружба в лирике Пушкина". Стараюсь настроить класс, рассказываю об отношениях Пушкина с Керн (других версий посвящения тогда не знала ), в зачарованной тишине начинаю читать: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...- взрыв хохота!.. Я в растерянности... Оборачиваюсь - за моей спиной в приоткрытой двери нарисовался истопник : засаленный ватник, у шапки одно ухо вверх, другое вниз, недельная щетина, сизый нос... - Чичас тттепло бббудет... Да простит меня Александр Сергеевич, с тех пор я не могу читать эти строчки вслух, сразу встает перед глазами это "виденье"... А другой подобный случай уже сама не захотела упустить. ...Мы с Т. А., математичкой, много лет работали в паре, приятельствовали, ребята видели и понимали наши отношения. Мы могли тихонько, без стука, войти друг к другу на урок в "свой" класс - пошептаться с кем-то из ребят... отдать дневники... И вот говорю я с ее 11 классом, что в творчестве молодого Маяковского звучит протест против окружающей действительности, начинаю читать: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; - открывается дверь и входит Т. А. Далее я обращаюсь непосредственно к ней: Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Класс лежит. Т. А. молча открывает и закрывает рот и так же молча выходит. На перемене возмущается: "Ты какие слова на меня говорила?" - "Да я Маяковского читала..." Потом она пыталась "отомстить", напустив мне на журнал огромного мохнатого паука, но не вышло - я не завизжала, так как знала, что он резиновый. А ребятам сколько радости от этих приколов! Убеждена, что учителя и ученики должны видеть друг в друге людей,а не безликих субъектов. С этим вроде никто не спорит, но на практике бывает не всегда.

stella: Если не ошибаюсь, это лекарство называется "рецин". оно вызывает торможение и ребенок становится тихий и шелковый.

Grand-mere: Дамы, подскажите, пожалуйста, как обуздать комп? - я отбиваю красную строку, а он при отправке все сливает.. Посмотрела недавно российский сериальчик "Сельский учитель". На мой взгляд, что- то в нем есть... Если отбросить мелодраматическую составляющую сюжета и допустить, что деревня со времен моей юности изменилась (хотя мне кажется, что режиссер приукрасил), то все-таки останется атмосфера любви и энтузиазма.

stella: Grand-mere, как мне когда-то объяснили, это особенность " Борды". Хорошо хоть прямую речь не съедает. А то у меня и такое бывало. Пока пост не отправлен, в нем все соблюдено. А после отправки- читать проблема.

Ленчик: Grand-mere, красную строку никак не обуздать, к сожалению. Да, особенность "борды". Каюсь, я редиска. Надо активно копать с поимками и переездом на другую "базу". Но к моменту, когда я могу начать копать, меня так укатывают, что уже самой в пору закапываться...))) stella пишет: Если не ошибаюсь, это лекарство называется "рецин". Ой! Надеюсь, что вы ошибаетесь и речь таки о глицине. Потому что рицин - это токсин такой растительный вроде. Но хорошо с него точно не будет.

stella: Точно, не глицин.Может, ретанин. Я и свои- то лекарства не всегда помню, но про этот препарат говорили и говорят и поныне немало. Для гиперактивных детей. Но израильские детки, как правило, невыдержаны все. Еду на днях в автобусе. Впереди, лицом ко мне, сидит слоноподобный религиозный папаша с мобильником у уха. Рядом - отпрыск лет 8-9. Крутится на сидении, как ужонок на сковородке, с ногами лезет на кресло. В конечном итоге всем своим весом бухается мне на ногу. И он и папаша делают вид, что ничего не произошло. Если бы это было чадо лет до пяти, ничего бы не сказала. Но меня возмутила реакция папаши- он даже не дернул сына сесть спокойно. Как говорил, так и говорит. Тут уж я взорвалась: не в ноге же дело, в конце -концов. У меня от злости всегда проявляется отличный иврит- вот я им и выдала на весь автобус. Папаша выслушал - и никакой реакции- только продолжил говорить с кем-то, но уже на французском. Сынуля , правда, сел смирно и только на меня глазом косил. Перед выходом из автобуса папаня спросил: " А что, собственно, произошло?" " А то, что ваш ребенок воспитан как поросенок"- выдала я на французском уже папаше. И все остались при своих. )))))

Диана: stella, ну тут уже папаша тоже хам. "Что произошло", "ничего страшного не произошло" люди произносят, когда на ногу наступили им, а не они. В остальных случаях эту фразу произносит только чмо. Какового, я вижу, развелось и у вас и у нас одинаково много.

Grand-mere: Спасибо за пояснения насчет красной строки, а то я самоедством страдала. Ленчик, а может, и не надо никуда копать, "от добра добра искать"?.. Стелла, наверное, применение любой химии носит рекомендательный характер?.. - У нас детям даже прививки ставят лишь с письменного согласия родителей. А случай в транспорте ну точно - "вырастет из сына свин..."

stella: К величайшему сожалению, учителя, которые не умеют справиться с учеником, мешающим в классе, требуют , чтобы он принимал реталин. Иначе они его в класс не пускают. Сейчас, благодаря бунту родителей, стали его применять поменьше, но рекомендательный характер, как вы сами понимаете - это относительное понятие. Прививки, естественно, с согласия родителей, но у нас целые районы ( религиозное население и арабы с бедуинами) тоже не спешат их делать: уповают на божье соизволение. Естественно, там возникают эпидемии.

Калантэ: stella - о Господи! Риталин! Да его в России вообще изъяли из оборота, и правильно сделали! Прекрасное средство превратить ребенка сначала в болванчика, а потом в психа! Его же к наркотикам приравнивают... Че-то мне Хаксли на память приходит. До сих пор как-то такое ощущение было только от Бредбери, а теперь, выходит, и Хаксли провидцем оказался. Ну-ну. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Остановите планету, я сойду!

stella: Калантэ , мы были в шоке, когда приехали и услышали об этом. Вот до каких маразмов доходят врачи и с ними неучи-педагоги. Я бы, на месте родителей, подавала в суд на тех, кто заставляет применять этот препарат. Но теперь родители стали умней, они и на социальных работников нашли управу. И все это потому, что детей не учат сызмала порядку и самодисциплине. Зато когда попадают эти деточки в армию! Вот там они и получают по полной. Хотя мой супруг смеется: разве это муштра? Это даже не игра по сравнению с тем, как в конце 50-х его гоняли. Что для меня огромный секрет, так это то, какое мастерство проявляют в итоге в боевых частях. И откуда все берется? Сие тайна великая есть.)))))

Диана: Наверно, из желания жить и патритизма. Я не думаю, что для нас ВОВ выиграла муштра.

stella: Диана ,ну, в ВОВ не успели муштровать. Тогда в бой кидали вообще необученных и необстрелянных. Тот, кто выживал, учился по ходу войны. А тот, кто чудом прошел весь этот Ад, вообще были тем, кого уже мало чем проймешь. Я понимаю тех, кто после боев, оставшись в живых, очень часто обращается к Богу. Потому что" пуля дура" и иначе, как чьим-то покровительством трудно себе объяснить, почему остался жив. Да-с, опять в сторону от темы занесло!

Grand-mere: Стелла пишет: Иначе они его в класс не пускают Нет, у нас учитель не имеет права не пускать - любого, даже пришедшего за 5 минут до звонка, все равно считается только опоздавшим. И удалять с урока - лишь себе неприятности наживать. По сути, мер воздействия никаких, кроме убеждения, что, на мой взгляд, тоже не есть хорошо. Однажды подросток "послал" трех учительниц, одна из них написала заявление в тогда еще милицию; был выписан штраф - 100 руб., по 33 за каждую (стоимость 2 булок хлеба). А то, что разговор от школьных тем переходит на другие, естественно: в школе фокусируются все проблемы общества.

stella: Grand-mere , так у вас, кажется, дело еще хуже обстоит, чем у нас по части дисциплины. А наши учителя из бывшего Союза ро сей день в этом плане ставят Союз в пример. Я вспомнила, как у меня в 6-ом классе учительница при всем классе заставила девочку снять нижнюю юбку: бедняга одела ее не по уставу- хотела модной выглядеть. А нижние юбки только вошли в моду.

Диана: stella пишет: в ВОВ не успели муштровать. Тогда в бой кидали вообще необученных и необстрелянных. Я именно это и имела ввиду.

Grand-mere: Стелла пишет: так у вас, кажется, дело еще хуже обстоит, чем у нас по части дисциплины. А наши учителя из бывшего Союза ро сей день в этом плане ставят Союз в пример. Я вспомнила, как у меня в 6-ом классе учительница при всем классе заставила девочку снять нижнюю юбку: бедняга одела ее не по уставу- хотела модной выглядеть. А нижние юбки только вошли в моду. Простите за банальность, но "все познается в сравнении" и "там хорошо, где нас нет". И еще: "Сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет на тебя." Кому-то хватает пары недель, кому-то - месяцев; кто-то, промучившись несколько лет, подумает:"А оно вообще мне надо?" - и уйдет. Да и авторитет - такая вещь, которая нуждается в постоянном обновлении. А вообще учительская профессия очень незащищенная ( бывали совсем дикие случаи - к счастью, не в тех ОУ,где я работала ) и зависимая. Помимо своей администрации, над учителем чуть не каждый начальник. То ДПС "спускает" диктант о правилах дорожного движения - разумеется, срочно, и неважно, что мы изучаем, к примеру, бессоюзные сложные предложеня, а в предложенном дубовом тексте их нет. То пожарники требуют бесед об осторожности с электричеством - а у меня Пушкин, он при свечах писал... (Делать это после уроков? - а если у класса 4 урока, а у меня - 6 ?) То у кинотеатра горит план - организуйте культпоход! Это изнанка профессии. Вот и еще причины, помимо финансовых, почему молодежь неохотно идет в школу. Вспоминаю своего вузовского преподавателя педагогики В. Д. Семенова. Мудрейший был человек; прежде чем подняться на кафедру, много лет преподавал в школе, заведовал детским домом. Так вот, он говорил: "Девушки, помните: жениться на учительнице - подвиг, на словеснике - подвиг вдвойне. А много ли среди мужчин героев?.."( ненормированный рабочий день + бесконечные тетради...) А еще он говорил, что преподавать литературу можно 3 способами: -как искусство слова, -как процесс в его историческом развитии, -как учебник жизни. ( Сейчас, по-моему, остался один: как набирать баллы на ЕГЭ.) Мне изначально казался интереснее второй; со временем, набив шишек и приобретя кое- какой жизненный опыт, поняла: только третий; надо идти от ученика, от того, что ему важно и нужно, сумев привязать к этому течения- направления и метафоры-эпитеты. Если же вспоминать, Стелла, как мы учились... Помните, в конце 60-х в моде были двухцветные колготки эластик? Мне привезли такие из Москвы - строгого рисунка, бежево-коричневые. Надела на 1 сентября - и заработала замечание... И все равно своих школьных учителей вспоминаю с теплотой и благодарностью.

stella: Это такие, в ромбик колготки? Я, правда, тогда уже уехала учиться в Москву, а нам, студентам художественного училища, многое разрешалось.)))) Тогда Слава Зайцев вместе со своим другом , актером Бабятинским, каждый день заходили за женой Бабятинского в училище, где она вроде бы училась... ( Это тот актер, что играл Дориана Грея). И Зайцев, тогда еще мало кому известный, сшил себе и Бабятинскому черное пальто-френч до пола и точно такое же, но оранжевое, для его жены. У всех троих были черные , мушкетерские , шляпы. Помещение училища до революции было борделем, со множеством комнат по обе стороны коридора. Лестницы там были крутые, а юбки были супер-мини. При том, что пальто были макси. Однажды мой отец, случайно глянув на студентку снизу , вынужден был, как Наполеон( ) отправить ее домой одеться. даже он, художник, не вытерпел такой разнузданности. Так что и в пору моей молодости всяко бывало. )))) А жена Бабятинского( в девичестве Козлова), стала потом вместо художника манекенщицей. Я ее случайно увидела по телевизору уже будучи в Израиле. Она была в молодости изумительно красива. Что с ней сотворил модельный бизнес! Но преподаватели у меня именно там, в училище, были потрясающие. Я говорю не только о спецпредметах; там были и словесники( ведь там учились и на базе 8 и 10 классов), и математик и все общеобразовательные предметы. Я к тому времени уже окончила 11 классов, отработала 3 года и все равно за компанию ходила на многие уроки. Здорово вели свои предметы педагоги. Многое я слышала впервые - у нас, почему-то, не все было в программе. Ну, а сама по себе обстановка творчества и поиска была во всем. Какие у нас были капустники! А вечера какие! После скукотищи Киевской школы это было, как открытие нового мира. Тогда Москва была моим Парижем. А педагоги у нас веселились со студентами на равных.

Диана: Дамы, а продолжайте-ка вдвоем! Так еще интереснее.

stella: Диана , нам только дай волю поскрипеть. Вообще-то я редко вспоминаю молодость, мне, вроде и сейчас не скучно)))), но за компанию многое припоминается. Трактир после "Королевской площади" ?

stella: Grand-mere , один из предложенных способов обучения : как школа жизни, мне многое объяснил. Видимо, это приходит с годами, потому что в этих двух словах для меня сформулировали вы всю трилогию. Я только сейчас до конца осознала, что для меня это была и осталась школа жизни. В основном, конечно," Виконт". Нет для меня( лично для меня) книги трагичнее и честнее. Наверное, потому, что четверка для меня уже полвека реальные люди.

Grand-mere: Стелла пишет: Виконт". Нет для меня( лично для меня) книги трагичнее и честнее. У меня точно такое же ощущение. Но вот замечаю за собой, что воспоминания становятся все более важной составляющей моей жизни, они зачастую ярче, чем впечатления действительности.

Grand-mere: "Ведь принимаются экзамены совсем не так, как их сдают..." Часть 1. Поверьте, принимать экзамены куда страшнее и труднее, чем их сдавать, особенно когда делать это предстоит впервые, причем преподавала год, а отвечать надо за пять. У меня было два восьмых класса, р. яз. сдавался в обязательном порядке - сочинение и билеты. И был такой С., которому уже минуло 18, спокойный, добрый, работящий, но... Ему изначально нужна была спецшкола, однако, раз вовремя туда не определили, приходилось переводить из класса в класс, вот и переводили, порой оставляя на второй год - ясно, что это помочь не могло. А теперь надо было выпускать из школы... Я этого С. за год видела считанные разы, когда кл. рук. ( М. П., математик, маленький, шустрый и ехидный мужичок, чем-то похожий на Р.Быкова) за руку приведет в класс. С. посидит минут 15, поднимет руку: - Выйти мОжнО? - (характерный такой говорок). Уйдет - и снова на месяц. ...Когда сдавали математику письменно, часть заданий - чтобы на "3" хватило - ему просто дали списать. Затем - геометрия устно; местные сдавали с утра, а интернатские (я там воспитателя подменяла) - после обеда. Сидим мы на крылечке, трясемся, теоремы повторяем, С. - довольный - из школы возвращается. - Ну что, сдал? -Сдал! -Как сдал? -ХОрОшО! - и дальше пошел. Я потом М. П. спрашиваю, как же все было, а он только рукой машет и за сердце хватается. Позже рассказали... Конечно ни о теореме, ни о задаче и говорить не стоило; решили попытать счастья на определениях. "Что такое треугольник?" - начертили на доске фигуру; С. сообразил, что "3 угла". "А это что?" - показали куб (помните, были такие наборы деревянных фигур для уроков черчения). -ДеревО! -Правильно, дерево... Молодец, иди! - он ушел в полной уверенности, что сдал "хОрОшО". А дальше - сочинение, первый в жизни экзамен, который я принимаю. Как сейчас помню: пасмурно, дождь моросит, два класса сидят в двух кабинетах, я между ними бегаю. Вскрыли конверт с темами ( "Они защищали Родину" и "Героическое прошлое и славное настоящее родного края" - навсегда врезалось).Начали работать - С. все нет. М. П. сбегал за ним домой, разбудил - ну заспался человек под дождь, привел. Сидит С., в окно смотрит, а время идет... - С., начинай писать! -Дак чО, щО успею... Я побегаю-побегаю - и опять к нему: - С., ты хоть тему выбрал? - Дак я не знаю, кОтОру... -Все пишут первую, она легче, пиши и ты ее. Переписал - с ошибками - тему с доски, опять сидит... -С., ты почему не пишешь?! -Дак я не знаю, щО писать... -Про войну писать надо. Ты про войну что- нибудь знаешь? -НЯ знаю... -Мы на уроках "А зори здесь тихие" читали - слышал?.. -НЯ слышал... -В клубе кино показывали "В бой идут одни "старики" - смотрел?.. -НЯ смотрел... Ну что ты будешь делать?! А завуч улыбается (сейчас я понимаю, что подсказывала, а тогда казалось - издевается: -Не научили писать сочинения - диктуйте... Собралась с силами, прикинула в уме фразы попроще, снова подхожу: -С., бери ручку, пиши то, что я буду говорить ( он выполняет). "Русские люди любят свою Родину..." С., ты почему не пишешь?!! -Дак я забыл, как буква "ры" пишется... Тут меня просто к стенке приклеило...Постояла, отклеилась, показала, как писать "ры", и дальше продиктовала на страничку ( при норме 4-6). С устного экзамена на время его ответа я просто вышла... ...Потом часто встречала С. в городе. Трудился дорожым рабочим. Увидит меня - издали еще разулыбится...

stella: Grand-mere , вы точно к своим попали, к Дюманам. Да, так вот и я - про экзамены. Сдавали мы физику в 11 классе. У меня с учительницей были нелады с самого начала: нашла коса на камень. Уже потом, когда я готовилась в вуз, мама мне нашла репетитора, так он за 2 недели мне объяснил все, что эта ... не смогла за три года втолковать. Я поставила многоточие потому, что ее больше волновали мальчики -старшеклассники, чем попытка донести до нас смысл урока. Все в классе, кому физика нужна была для поступления, имели репетиторов, и им ее уроки были ни к чему. Я страдала на определенных разделах физики, а некоторые мне нравились и я и лекции по ним проводила. Однажды она решила меня завалить. Тема у меня была о ядерной физике, о достижениях ее и проблемах. Готовилась я с удовольствием, набрала материала и даже предложила задавать вопросы. Физичка стояла под дверью и слушала, но в классе стояла тишина, а потом стали спрашивать по теме. Короче, она в конце пары зашла в класс и сказала, что " вынуждена поставить мне "5". Эта пятерка спасла меня от "3" в году. Но был еще экзамен на аттестат. И я вытягиваю билет номер"1". А у нас была девица, которая еле тянула. Видимо, у нее была договоренность с физичкой, что она выучит только первый билет, а та ей его обеспечит. И мне в наглую предложили тянуть другой билет. Тут уж я взорвалась и категорически отказалась это делать, пока не завалю тот, что вытянула. Тогда ассистент, посмотрев повнимательнее на все( а он был потрясающий преподаватель, гордость школы), заявил, что он лично примет у меня экзамен. И задачу мне дал свою, не ту, что полагалась. Он меня с полчаса гонял по курсу, теорию я знала. А задача оказалась из раздела. который у меня отлично шел. Лично поставил мне " отлично" и потом еще долго улыбался, встречая на улице. Как вытягивали эту двоечницу - не знаю. Я ответила первая и ушла.

Диана: Ой, мне под ваши мемуарки из своей жизни эпизоды вспоминаются... Времен после школы. ВУЗ, работа. В школе была иная песня. Но это, наверно, одной мне интересно: уже не ретро-эпоха, начало нынешнего века.

stella: Диана , мне интересно: я ведь была уже в совсем другой среде.

stella: Grand-mere - вот она, быстротечность жизни. Мы с вами уже их эпохи ретро! А ведь для меня ретро : это 10-20 годы 20-го века.)))) Это молодость моих родителей. А для молодых это конец девяностых. Помню, когда отправляла сына в школу, думала, что закончит он ее на переломе веков. Помню Миллениум, как невозможность осознать этот перелом. И вот уже 15 лет нового века прошло. А время летит вперед с ужасающей скоростью. Причем с ощущением, что кольцо огня вокруг мира сжимается.

Grand-mere: Стелла пишет: вы точно к своим попали, А зачем бы я пошла к чужим?... вот она, быстротечность жизни. Я в раздел поэзии выложу стихи на эту тему, очень мне близкие. Диана пишет: Но это, наверно, одной мне интересно Мне тоже интересно - "людей неинтересных в мире нет"...

Grand-mere: "Ведь принимаются экзамены совсем не так, как их сдают..." Часть 2. Сложилось так, что заканчивать положенную после института 3-летнюю отработку мне довелось уже в другой деревне; даже называть ее не буду - типичное "пьяное царство". Я не забыла тех своих учеников, помню многие эпизоды жизни и работы там, но все воспринималось несколько иначе - может, потому, что ни школа ( а она была старая, со скрипучими деревянными лестницами и железными печками в каждом классе), ни ученики уже не были ПЕРВЫМИ. Пожалуй, самое важное вот в чем: в Серебрянке я работала со старшими и училась дружить, не впадая в панибратство; здесь мне дали 4 класс, с которым отношения складывались... ну, не материнские, но как-то так... Особо рассказывать - о чем?.. Как местный подгулявший молодняк ночью "вынес" дверь квартиры, где мы, две молодые учительницы, жили (а милиция - в соседнем селе)?..Как перед Новым годом ушел в загул истопник ( а мороз под -40, а дети к утреннику готовятся), и нам с соседкой выпало предпраздничное дежурство: в 3 часа ночи через сугробы грести к школе и растапливать печи?...Или как я вывезла своих деток в театр (смотрели "Сын полка"), и один ооочень непосредственный мальчик оценил: "Здесь даже интереснее, чем в цирке!" ...Но я хотела про экзамены. В выпускном классе преподавала педагогиня редкого занудства, носившая заслуженное прозвище "Тоска зеленая". И был в классе некий Г., большую часть своей жизни проведший на конном дворе. Так вот, на устном экзамене ему, как на грех, достался один из самых трудных вопросов -"Принципы распределения слов по частям речи" - и ,как на смех, для морфологического разбора - слово "лошадь". О принципах пытать было бесполезно. Другая бы спросила, глагол это или СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, может, Г. и угадал бы. Но "Тоска" томно вопросила: -"Лошадь" склоняется или спрягается? - и получила в ответ: -Запрягается! Тут уж я, ассистент, под стол сползла...

stella: Grand-mere , запрягается! О, это почти афоризм!

Диана: Пардон, дамы, но брякнуть недолго, а вот писать оказалось некогда. Пишите вы, а я почитывать буду в конце дня. В конце концов, у меня там - ничего значительного...

Диана: Дамы, вы обиделись?

Grand-mere: Диана, разумеется, нет! Да и на что обижаться?... И все-таки я надеюсь, что Вы найдете время и поделитесь тем, что впечатлило Вас. Мы же не глобальные- эпохальные события описываем, а так... о своем, о девичьем... У меня последнее время ноут глючит-зависает, так что вообще не уверена, когда повезет в Интернет попасть.

Диана: У меня завал небольшой серьезный, если честно. Позднее, надеюсь, смогу

Grand-mere: Диана, желаю Вам успешно разгрести все завалы; терпеливо жду Ваших воспоминаний.

Grand-mere: О любимом классе, особом директорском положении и полезных ископаемых. Каждый класс, в котором довелось работать, запомнился "лица необщим выраженьем", каждый по-своему дорог. Но один занимает особое место в памяти и в душе. Так сложилось, что я приняла их в 1 классе в качестве воспитателя продленки; сама тогда ждала ребенка, отношение к семилеткам было... ну, сами понимаете. Потом они прибегали взглянуть на моего малыша, а в 4 кл. я взяла их как предметник и кл. руководитель. Это было на рубеже 80 и 90 - трудное время; я же осталась одна с 2-летним сыном на руках. Класс подкидывал мне проблемы - только успевай разруливать, но при этом стал моей семьей (казалось забытым, а сейчас всплыло: бабушка одного хулигана вызвала меня с урока и протянула закутанную в полотенце тарелку - она блины пекла...а мука, как и все прочее, была тогда дефицитом). Детки мои срывали уроки, прогуливали, дрались - я растаскивала драки, мирила ссоры, просила предметников простить провинившихся и пустить на урок. На педсоветах с переменным успехом пыталась отстоять их от четвертных двоек, "неудов" по поведению и прочих репрессий; сама регулярно получала за них взыскания. Но вот интересно: как открываться на какое-либо мероприятие, так все хотели бы именно с этими "разбойниками и бандитами". (Но я открывалась с ними сама!) Надежные они были. И дружные. С контрольной на перемену не выгонишь даже отличников, давно все решивших, пока не передадут "шпоры" всем тонущим. А как легко и РАДОСТНО мне с ними работалось! Все рождалось на ходу, импровизировалось по вдохновению. Неделя краеведения? - вот перед вами династия Демидовых в самодельных костюмах, но каждый с рассказом о себе. Этнографический месячник? - и в стилизованной русской избе приветствуют гостей "хозяева": отличница и второгодник. Пропаганда здорового образа жизни? - у нас готов живой клип на "Утреннюю гимнастику" Высоцкого.Никого не надо было уговаривать, все хотели участвовать во всем. Умению каждого находилось применение: пляшешь? - ну, ты наш главный козырь! - знаешь 2 сточки из арии? - их в начале и споешь! - восточные единоборства? - то, что надо! "А я? Ну и что, что только сегодня со справки вышел! Ну дайте я хоть за сценой грохну, будто гром!" С родителями тоже не помню недопонимания. Зато помню, как на смотре строя и песни отбивали шаг ( под "Варяга") 37 человек - и каждый в матросском воротнике, которые пошила одна из мам. В конце учебного года приготовились к ремонту класса: известь загашена, краска наведена, - а у меня заболел сын. Ребята с родителями сами все сделали. С годами они становились все самостоятельнее. Коллеги удивлялись, почему я никогда не выхожу на уборку территории; я тоже удивлялась: а зачем? Парни разделены на группы, в каждой есть старший, график составлен. Я потом проверю; пару случайных бумажек и сама подберу; если что-то более существенное, завтра скажу - исправят. Мне не надо было напоминать о праздничных стенгазетах - только любовалась уже висящими. Как-то к концу четверти я растемпературилась - староста подготовила полный отчет по классу и сдала завучу. Как-то незаметно я оказалась за своим классом - как за каменной стеной. Был год, когда работали в две смены: ребенка в садик - в школу - из школы - в садик. А это было время тотального дефицита, карточек и очередей. Вечером в магазин идти бесполезно - там пусто. Просила то одного, то другого купить хлеба и молока. Порой кто- нибудь прибегал сам: "В магазине мыло выкинули (помните, что означало это словечко?), давайте Ваши талоны!" ...Сижу на перемене за своим столом, отметки в журнал выставляю, а ребята, уже 9-классники, надо мной нависают. Вбегает А., меня не видит:" Где наша классная мама?!" А в 11 классе, незадолго до Нового года, захожу перед уроком в кабинет: они все сгрудились за одной партой и при моем появлении затихли, хотя секретов друг от друга мы не таили. Признались и тут: Н. пересказывала "Разгром" - вещь тяжелая, прочитали не все, а оценки за полугодие портить жалко. Так сложилось, что в моем классе преподавали все представители школьной администрации; хорошего мало: дело даже не в том, что класс под "колпаком", а в том, что в роли предметников администраторы ставят себя в особое положение. 25 мая - Последний звонок, накануне - педсовет по допуску, а до этого я должна "сдать журнал" завучу - т. е. он должен быть заполнен всеми. А директор 24 мая проводит годовую контрольную по физике, хотя знает регламент лучше меня. Я не хожу за ней, не трачу ее и свои нервы и время, а просто собственноручно выставляю годовые отметки по физике. На последней линейке ребята поют: Светит незнакомая звезда, Снова мы оторваны от дома, Снова между нами провода, Амперметры и законы Ома... 1 июня пишем сочинение, директор - председатель комиссии. Когда вскрыли пакет, разобрались с темами и начали работать, она достала стопку контрольных:" Пока пишут, я проверю." Ну-ну... Характерно, что ее и мои отметки совпали... ...Через полгода после выпуска зашел навестить школу С. - очень нестандартный молодой человек, как раз попал ко мне на урок в 5 класс. Я на радостях прошу его: -Скажи что-нибудь подрастающему поколению. -Поднимите руки, кто учится на "4" и "5", - а детки еще дисциплинированные, добросовестно поднимают руки - как же ,такой красивый дядя к ним пришел. А дяде море по колено, он же первую сессию в политехе сдал, и он продолжает: -Так вот, забудьте все, чему вас учат: это прошлый век! Чувствую, что С. не туда понесло, и пытаюсь притормозить: -Стоп, а я тогда кто? -А Вы вообще ископаемое! - ...?! -Но - ПОЛЕЗНОЕ! А вот ( имярек) - вообще отвал, пустая порода. ... С тех пор у нас при встречах неизменно поднимается тост "За полезные ископаемые!" И невозможно понять и поверить, что кого-то из них уже нет... Той сорви-головы смуглой девчонки... Того худенького мальчика с огромными, удивленно распахнутыми глазами... Хотя и о последующих годах работы есть что вспомнить, но такого класса у меня больше не было, не было чувства полета... То ли я слишком выложилась, то ли время не располагало к полетам ( по полгода выживали без зарплаты, думали, где бы подзаработать...), то ли система образования стремительно покатилась к бюрократизму... "ВИННЕТУ ВСЕ СКАЗАЛ!"

Диана: ...

stella: Наша школа располагалась в здании бывшей гимназии. Школа 138. Дух гимназии не выветрился окончательно и к 60-м годам. В ней еще преподавал физику и астрономию Глобус. не помню ни фамилии, ни отчества, запомнила только имя и прозвище. Это было чудо: старый холостяк дореволюционной закалки, порядочнейший и умнейший человек, интеллигент из предреволюционных лет, он начал преподавать в этой гимназии и работал в ней лет до 80-и. Он был настоящим, искренним и честным человеком, ему досталось в период космополитизма в 40-50-е годы, но мы это все узнали много-много позже. У нас он вел астрономию, и мы с ним быстро нашли общий язык: мы оба любили Ефремова и Стругацких. Два раза в жизни я сделала шпаргалки: раз на экзамен по математике( не сумела правильно ей воспользоваться) и второй раз - ему на контрольную по спутникам Юпитера. Просто так сделала : я и так все знала на зубок. Он случайно взял у меня с парты коробочку с авторучкой, открыл посмотреть, какая там ручка( машинально, рассказывая очередную тему) и увидел шпору. Господи, как мне было стыдно! Словно я врала ему в глаза. В общем, преподаватели все же были у нас не плохие, надо это честно признать, таких дряней, как физичка было не много. Помню еще скандал в классе 6-7. Мама не могла мне на зиму найти ничего на ноги и пришлось мне купить сапоги импортные. Полусапожки, страшно дорогие по тем временам, но в валянках к тому времени ходили только малые дети и дворники. Маму вызывали к директору. Но что она могла сделать: блата у нас не было, ноги у меня были длинные и худые, на них и импорт не имел вида, а советское..... вообще делало из меня карикатуру. Со временем все привыкли к этим красным сапогам, делавшим из меня светофор: по ним меня с соседней улицы узнавали.)))

Диана: Дамы, прошу прощения, но если сначала мне хотелось написать что-то забавное в ответ на ваши мемуары, а потом в целом в воспоминания удариться, то сейчас вижу, что не могу. У меня даже в соцсетях личная информация почти никому не видна. У меня уже была попытка, вслед за другими участниками форума, размещения фото своих здесь в соответствующих разделах, через некоторое время настолько некомфортно себя почувствовала, что удалила все, что могла. Простите моих личных тараканов.

Grand-mere: ...Была приглашена на школьный праздник. Идет концерт, в котором выступления детей чередуются с видеовставками - теперь же без технических наворотов никуда - у учеников берут интервью на тему "Учителя". Девочку лет 10 спрашивают: - Кто такие ветераны педагогического труда? Она мнется. Ей пытаются подсказать: -Ну, вот ветераны войны воевали с врагами, за это получили награды... А ветераны пед. труда?.. - Наверное, это те, кто много воевал с учениками?..- предполагает девочка. ФИНИТА...

stella: Устами младенца....

Диана:



полная версия страницы