Форум » Не только по Дюма » Школьные мемуарки » Ответить

Школьные мемуарки

Grand-mere: В будничной работе учителя очень много -КИ: дневниКИ, тетрадКИ, оперативКИ, планерКИ, методичКИ, различные разработКИ... Вот я и подумала: пусть будут мемуарКИ... Еще раз убедилась, как затрагивает тема школы присутствующих, и снова засомневалась: я хотела просто поделиться воспоминаниями о каких- то памятных минутах своей работы, которую очень любила; здесь нет никаких советов и рекомендаций, тем более заочных; тем более, что школа за истекшие годы изменилась.Добавлю: Калантэ, полностью согласна с Вашей оценкой ситуации в образовании. Ну вот почему губительная роль ЕГЭ ясна всем, кроме тех, кто их внедряет?.. И дело, Камила, даже не в том, что часть с "крестиками" убрали; все равно "шаг вправо, шаг влево - попытка..." и карается баллами, поэтому многие учителя (про всех говорить не буду) вынуждены не учить, а натаскивать; добавьте к этому нарастающий вал отчетности - станет ясно, почему образовательный процесс становится все более казенным, а престиж профессии падает, соответственно и идут в нее.. Моя бывшая коллега, ОЧЕНЬ хороший учитель, недавно горько пошутила:" Сегодня в школе дети мешают работать с документацией." Стелла, Вы говорите о родительской забастовке. Был период, когда мне приходилось работать в классах с наполняемостью 53-57 человек. Парты впритык к доске, и все равно кое-где сидят втроем, учитель ходит бочком, духота...Список на журнальную страницу не вмещается, приходится листочки подклеивать. А такую стопку тетрадей проверить, а дневники перекидать?.. Выжили, но вспоминается с содроганием. Ленчик, Вам я все-таки рискну дать совет - может, именно потому, что еще не завтра ему следовать: когда придет время, выбирайте не школу, а УЧИТЕЛЯ. Для начальных классов считаю э то самым важным . В наилучшей школе,как на грех ,может набирать класс не лучший учитель, а в самой обычной, возможно, работает профессионал высокого уровня, пусть и не титулованный. Звания не показатель. Я знаю учителя высшей категории, говорящего:"Ложи," - но глядящего на всех свысока. Пообщаетесь с родителями, с самим учителем, прислушаетесь к своей ИНТУИЦИИ. Школу в дальнейшем можно и поменять, когда девочка подрастет, а первый учитель "раз - и на всю жизнь." И относительно домашнего (семейного) образования: на мой взгляд, у него много плюсов, но ребенок искусственно задерживается в тепличной атмосфере - школа же как бы должна помочь вписаться в социум.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Калантэ: stella - о Господи! Риталин! Да его в России вообще изъяли из оборота, и правильно сделали! Прекрасное средство превратить ребенка сначала в болванчика, а потом в психа! Его же к наркотикам приравнивают... Че-то мне Хаксли на память приходит. До сих пор как-то такое ощущение было только от Бредбери, а теперь, выходит, и Хаксли провидцем оказался. Ну-ну. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Остановите планету, я сойду!

stella: Калантэ , мы были в шоке, когда приехали и услышали об этом. Вот до каких маразмов доходят врачи и с ними неучи-педагоги. Я бы, на месте родителей, подавала в суд на тех, кто заставляет применять этот препарат. Но теперь родители стали умней, они и на социальных работников нашли управу. И все это потому, что детей не учат сызмала порядку и самодисциплине. Зато когда попадают эти деточки в армию! Вот там они и получают по полной. Хотя мой супруг смеется: разве это муштра? Это даже не игра по сравнению с тем, как в конце 50-х его гоняли. Что для меня огромный секрет, так это то, какое мастерство проявляют в итоге в боевых частях. И откуда все берется? Сие тайна великая есть.)))))

Диана: Наверно, из желания жить и патритизма. Я не думаю, что для нас ВОВ выиграла муштра.

stella: Диана ,ну, в ВОВ не успели муштровать. Тогда в бой кидали вообще необученных и необстрелянных. Тот, кто выживал, учился по ходу войны. А тот, кто чудом прошел весь этот Ад, вообще были тем, кого уже мало чем проймешь. Я понимаю тех, кто после боев, оставшись в живых, очень часто обращается к Богу. Потому что" пуля дура" и иначе, как чьим-то покровительством трудно себе объяснить, почему остался жив. Да-с, опять в сторону от темы занесло!

Grand-mere: Стелла пишет: Иначе они его в класс не пускают Нет, у нас учитель не имеет права не пускать - любого, даже пришедшего за 5 минут до звонка, все равно считается только опоздавшим. И удалять с урока - лишь себе неприятности наживать. По сути, мер воздействия никаких, кроме убеждения, что, на мой взгляд, тоже не есть хорошо. Однажды подросток "послал" трех учительниц, одна из них написала заявление в тогда еще милицию; был выписан штраф - 100 руб., по 33 за каждую (стоимость 2 булок хлеба). А то, что разговор от школьных тем переходит на другие, естественно: в школе фокусируются все проблемы общества.

stella: Grand-mere , так у вас, кажется, дело еще хуже обстоит, чем у нас по части дисциплины. А наши учителя из бывшего Союза ро сей день в этом плане ставят Союз в пример. Я вспомнила, как у меня в 6-ом классе учительница при всем классе заставила девочку снять нижнюю юбку: бедняга одела ее не по уставу- хотела модной выглядеть. А нижние юбки только вошли в моду.

Диана: stella пишет: в ВОВ не успели муштровать. Тогда в бой кидали вообще необученных и необстрелянных. Я именно это и имела ввиду.

Grand-mere: Стелла пишет: так у вас, кажется, дело еще хуже обстоит, чем у нас по части дисциплины. А наши учителя из бывшего Союза ро сей день в этом плане ставят Союз в пример. Я вспомнила, как у меня в 6-ом классе учительница при всем классе заставила девочку снять нижнюю юбку: бедняга одела ее не по уставу- хотела модной выглядеть. А нижние юбки только вошли в моду. Простите за банальность, но "все познается в сравнении" и "там хорошо, где нас нет". И еще: "Сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет на тебя." Кому-то хватает пары недель, кому-то - месяцев; кто-то, промучившись несколько лет, подумает:"А оно вообще мне надо?" - и уйдет. Да и авторитет - такая вещь, которая нуждается в постоянном обновлении. А вообще учительская профессия очень незащищенная ( бывали совсем дикие случаи - к счастью, не в тех ОУ,где я работала ) и зависимая. Помимо своей администрации, над учителем чуть не каждый начальник. То ДПС "спускает" диктант о правилах дорожного движения - разумеется, срочно, и неважно, что мы изучаем, к примеру, бессоюзные сложные предложеня, а в предложенном дубовом тексте их нет. То пожарники требуют бесед об осторожности с электричеством - а у меня Пушкин, он при свечах писал... (Делать это после уроков? - а если у класса 4 урока, а у меня - 6 ?) То у кинотеатра горит план - организуйте культпоход! Это изнанка профессии. Вот и еще причины, помимо финансовых, почему молодежь неохотно идет в школу. Вспоминаю своего вузовского преподавателя педагогики В. Д. Семенова. Мудрейший был человек; прежде чем подняться на кафедру, много лет преподавал в школе, заведовал детским домом. Так вот, он говорил: "Девушки, помните: жениться на учительнице - подвиг, на словеснике - подвиг вдвойне. А много ли среди мужчин героев?.."( ненормированный рабочий день + бесконечные тетради...) А еще он говорил, что преподавать литературу можно 3 способами: -как искусство слова, -как процесс в его историческом развитии, -как учебник жизни. ( Сейчас, по-моему, остался один: как набирать баллы на ЕГЭ.) Мне изначально казался интереснее второй; со временем, набив шишек и приобретя кое- какой жизненный опыт, поняла: только третий; надо идти от ученика, от того, что ему важно и нужно, сумев привязать к этому течения- направления и метафоры-эпитеты. Если же вспоминать, Стелла, как мы учились... Помните, в конце 60-х в моде были двухцветные колготки эластик? Мне привезли такие из Москвы - строгого рисунка, бежево-коричневые. Надела на 1 сентября - и заработала замечание... И все равно своих школьных учителей вспоминаю с теплотой и благодарностью.

stella: Это такие, в ромбик колготки? Я, правда, тогда уже уехала учиться в Москву, а нам, студентам художественного училища, многое разрешалось.)))) Тогда Слава Зайцев вместе со своим другом , актером Бабятинским, каждый день заходили за женой Бабятинского в училище, где она вроде бы училась... ( Это тот актер, что играл Дориана Грея). И Зайцев, тогда еще мало кому известный, сшил себе и Бабятинскому черное пальто-френч до пола и точно такое же, но оранжевое, для его жены. У всех троих были черные , мушкетерские , шляпы. Помещение училища до революции было борделем, со множеством комнат по обе стороны коридора. Лестницы там были крутые, а юбки были супер-мини. При том, что пальто были макси. Однажды мой отец, случайно глянув на студентку снизу , вынужден был, как Наполеон( ) отправить ее домой одеться. даже он, художник, не вытерпел такой разнузданности. Так что и в пору моей молодости всяко бывало. )))) А жена Бабятинского( в девичестве Козлова), стала потом вместо художника манекенщицей. Я ее случайно увидела по телевизору уже будучи в Израиле. Она была в молодости изумительно красива. Что с ней сотворил модельный бизнес! Но преподаватели у меня именно там, в училище, были потрясающие. Я говорю не только о спецпредметах; там были и словесники( ведь там учились и на базе 8 и 10 классов), и математик и все общеобразовательные предметы. Я к тому времени уже окончила 11 классов, отработала 3 года и все равно за компанию ходила на многие уроки. Здорово вели свои предметы педагоги. Многое я слышала впервые - у нас, почему-то, не все было в программе. Ну, а сама по себе обстановка творчества и поиска была во всем. Какие у нас были капустники! А вечера какие! После скукотищи Киевской школы это было, как открытие нового мира. Тогда Москва была моим Парижем. А педагоги у нас веселились со студентами на равных.

Диана: Дамы, а продолжайте-ка вдвоем! Так еще интереснее.

stella: Диана , нам только дай волю поскрипеть. Вообще-то я редко вспоминаю молодость, мне, вроде и сейчас не скучно)))), но за компанию многое припоминается. Трактир после "Королевской площади" ?

stella: Grand-mere , один из предложенных способов обучения : как школа жизни, мне многое объяснил. Видимо, это приходит с годами, потому что в этих двух словах для меня сформулировали вы всю трилогию. Я только сейчас до конца осознала, что для меня это была и осталась школа жизни. В основном, конечно," Виконт". Нет для меня( лично для меня) книги трагичнее и честнее. Наверное, потому, что четверка для меня уже полвека реальные люди.

Grand-mere: Стелла пишет: Виконт". Нет для меня( лично для меня) книги трагичнее и честнее. У меня точно такое же ощущение. Но вот замечаю за собой, что воспоминания становятся все более важной составляющей моей жизни, они зачастую ярче, чем впечатления действительности.

Grand-mere: "Ведь принимаются экзамены совсем не так, как их сдают..." Часть 1. Поверьте, принимать экзамены куда страшнее и труднее, чем их сдавать, особенно когда делать это предстоит впервые, причем преподавала год, а отвечать надо за пять. У меня было два восьмых класса, р. яз. сдавался в обязательном порядке - сочинение и билеты. И был такой С., которому уже минуло 18, спокойный, добрый, работящий, но... Ему изначально нужна была спецшкола, однако, раз вовремя туда не определили, приходилось переводить из класса в класс, вот и переводили, порой оставляя на второй год - ясно, что это помочь не могло. А теперь надо было выпускать из школы... Я этого С. за год видела считанные разы, когда кл. рук. ( М. П., математик, маленький, шустрый и ехидный мужичок, чем-то похожий на Р.Быкова) за руку приведет в класс. С. посидит минут 15, поднимет руку: - Выйти мОжнО? - (характерный такой говорок). Уйдет - и снова на месяц. ...Когда сдавали математику письменно, часть заданий - чтобы на "3" хватило - ему просто дали списать. Затем - геометрия устно; местные сдавали с утра, а интернатские (я там воспитателя подменяла) - после обеда. Сидим мы на крылечке, трясемся, теоремы повторяем, С. - довольный - из школы возвращается. - Ну что, сдал? -Сдал! -Как сдал? -ХОрОшО! - и дальше пошел. Я потом М. П. спрашиваю, как же все было, а он только рукой машет и за сердце хватается. Позже рассказали... Конечно ни о теореме, ни о задаче и говорить не стоило; решили попытать счастья на определениях. "Что такое треугольник?" - начертили на доске фигуру; С. сообразил, что "3 угла". "А это что?" - показали куб (помните, были такие наборы деревянных фигур для уроков черчения). -ДеревО! -Правильно, дерево... Молодец, иди! - он ушел в полной уверенности, что сдал "хОрОшО". А дальше - сочинение, первый в жизни экзамен, который я принимаю. Как сейчас помню: пасмурно, дождь моросит, два класса сидят в двух кабинетах, я между ними бегаю. Вскрыли конверт с темами ( "Они защищали Родину" и "Героическое прошлое и славное настоящее родного края" - навсегда врезалось).Начали работать - С. все нет. М. П. сбегал за ним домой, разбудил - ну заспался человек под дождь, привел. Сидит С., в окно смотрит, а время идет... - С., начинай писать! -Дак чО, щО успею... Я побегаю-побегаю - и опять к нему: - С., ты хоть тему выбрал? - Дак я не знаю, кОтОру... -Все пишут первую, она легче, пиши и ты ее. Переписал - с ошибками - тему с доски, опять сидит... -С., ты почему не пишешь?! -Дак я не знаю, щО писать... -Про войну писать надо. Ты про войну что- нибудь знаешь? -НЯ знаю... -Мы на уроках "А зори здесь тихие" читали - слышал?.. -НЯ слышал... -В клубе кино показывали "В бой идут одни "старики" - смотрел?.. -НЯ смотрел... Ну что ты будешь делать?! А завуч улыбается (сейчас я понимаю, что подсказывала, а тогда казалось - издевается: -Не научили писать сочинения - диктуйте... Собралась с силами, прикинула в уме фразы попроще, снова подхожу: -С., бери ручку, пиши то, что я буду говорить ( он выполняет). "Русские люди любят свою Родину..." С., ты почему не пишешь?!! -Дак я забыл, как буква "ры" пишется... Тут меня просто к стенке приклеило...Постояла, отклеилась, показала, как писать "ры", и дальше продиктовала на страничку ( при норме 4-6). С устного экзамена на время его ответа я просто вышла... ...Потом часто встречала С. в городе. Трудился дорожым рабочим. Увидит меня - издали еще разулыбится...

stella: Grand-mere , вы точно к своим попали, к Дюманам. Да, так вот и я - про экзамены. Сдавали мы физику в 11 классе. У меня с учительницей были нелады с самого начала: нашла коса на камень. Уже потом, когда я готовилась в вуз, мама мне нашла репетитора, так он за 2 недели мне объяснил все, что эта ... не смогла за три года втолковать. Я поставила многоточие потому, что ее больше волновали мальчики -старшеклассники, чем попытка донести до нас смысл урока. Все в классе, кому физика нужна была для поступления, имели репетиторов, и им ее уроки были ни к чему. Я страдала на определенных разделах физики, а некоторые мне нравились и я и лекции по ним проводила. Однажды она решила меня завалить. Тема у меня была о ядерной физике, о достижениях ее и проблемах. Готовилась я с удовольствием, набрала материала и даже предложила задавать вопросы. Физичка стояла под дверью и слушала, но в классе стояла тишина, а потом стали спрашивать по теме. Короче, она в конце пары зашла в класс и сказала, что " вынуждена поставить мне "5". Эта пятерка спасла меня от "3" в году. Но был еще экзамен на аттестат. И я вытягиваю билет номер"1". А у нас была девица, которая еле тянула. Видимо, у нее была договоренность с физичкой, что она выучит только первый билет, а та ей его обеспечит. И мне в наглую предложили тянуть другой билет. Тут уж я взорвалась и категорически отказалась это делать, пока не завалю тот, что вытянула. Тогда ассистент, посмотрев повнимательнее на все( а он был потрясающий преподаватель, гордость школы), заявил, что он лично примет у меня экзамен. И задачу мне дал свою, не ту, что полагалась. Он меня с полчаса гонял по курсу, теорию я знала. А задача оказалась из раздела. который у меня отлично шел. Лично поставил мне " отлично" и потом еще долго улыбался, встречая на улице. Как вытягивали эту двоечницу - не знаю. Я ответила первая и ушла.

Диана: Ой, мне под ваши мемуарки из своей жизни эпизоды вспоминаются... Времен после школы. ВУЗ, работа. В школе была иная песня. Но это, наверно, одной мне интересно: уже не ретро-эпоха, начало нынешнего века.

stella: Диана , мне интересно: я ведь была уже в совсем другой среде.

stella: Grand-mere - вот она, быстротечность жизни. Мы с вами уже их эпохи ретро! А ведь для меня ретро : это 10-20 годы 20-го века.)))) Это молодость моих родителей. А для молодых это конец девяностых. Помню, когда отправляла сына в школу, думала, что закончит он ее на переломе веков. Помню Миллениум, как невозможность осознать этот перелом. И вот уже 15 лет нового века прошло. А время летит вперед с ужасающей скоростью. Причем с ощущением, что кольцо огня вокруг мира сжимается.

Grand-mere: Стелла пишет: вы точно к своим попали, А зачем бы я пошла к чужим?... вот она, быстротечность жизни. Я в раздел поэзии выложу стихи на эту тему, очень мне близкие. Диана пишет: Но это, наверно, одной мне интересно Мне тоже интересно - "людей неинтересных в мире нет"...

Grand-mere: "Ведь принимаются экзамены совсем не так, как их сдают..." Часть 2. Сложилось так, что заканчивать положенную после института 3-летнюю отработку мне довелось уже в другой деревне; даже называть ее не буду - типичное "пьяное царство". Я не забыла тех своих учеников, помню многие эпизоды жизни и работы там, но все воспринималось несколько иначе - может, потому, что ни школа ( а она была старая, со скрипучими деревянными лестницами и железными печками в каждом классе), ни ученики уже не были ПЕРВЫМИ. Пожалуй, самое важное вот в чем: в Серебрянке я работала со старшими и училась дружить, не впадая в панибратство; здесь мне дали 4 класс, с которым отношения складывались... ну, не материнские, но как-то так... Особо рассказывать - о чем?.. Как местный подгулявший молодняк ночью "вынес" дверь квартиры, где мы, две молодые учительницы, жили (а милиция - в соседнем селе)?..Как перед Новым годом ушел в загул истопник ( а мороз под -40, а дети к утреннику готовятся), и нам с соседкой выпало предпраздничное дежурство: в 3 часа ночи через сугробы грести к школе и растапливать печи?...Или как я вывезла своих деток в театр (смотрели "Сын полка"), и один ооочень непосредственный мальчик оценил: "Здесь даже интереснее, чем в цирке!" ...Но я хотела про экзамены. В выпускном классе преподавала педагогиня редкого занудства, носившая заслуженное прозвище "Тоска зеленая". И был в классе некий Г., большую часть своей жизни проведший на конном дворе. Так вот, на устном экзамене ему, как на грех, достался один из самых трудных вопросов -"Принципы распределения слов по частям речи" - и ,как на смех, для морфологического разбора - слово "лошадь". О принципах пытать было бесполезно. Другая бы спросила, глагол это или СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, может, Г. и угадал бы. Но "Тоска" томно вопросила: -"Лошадь" склоняется или спрягается? - и получила в ответ: -Запрягается! Тут уж я, ассистент, под стол сползла...



полная версия страницы