Форум » Не только по Дюма » Школьные мемуарки » Ответить

Школьные мемуарки

Grand-mere: В будничной работе учителя очень много -КИ: дневниКИ, тетрадКИ, оперативКИ, планерКИ, методичКИ, различные разработКИ... Вот я и подумала: пусть будут мемуарКИ... Еще раз убедилась, как затрагивает тема школы присутствующих, и снова засомневалась: я хотела просто поделиться воспоминаниями о каких- то памятных минутах своей работы, которую очень любила; здесь нет никаких советов и рекомендаций, тем более заочных; тем более, что школа за истекшие годы изменилась.Добавлю: Калантэ, полностью согласна с Вашей оценкой ситуации в образовании. Ну вот почему губительная роль ЕГЭ ясна всем, кроме тех, кто их внедряет?.. И дело, Камила, даже не в том, что часть с "крестиками" убрали; все равно "шаг вправо, шаг влево - попытка..." и карается баллами, поэтому многие учителя (про всех говорить не буду) вынуждены не учить, а натаскивать; добавьте к этому нарастающий вал отчетности - станет ясно, почему образовательный процесс становится все более казенным, а престиж профессии падает, соответственно и идут в нее.. Моя бывшая коллега, ОЧЕНЬ хороший учитель, недавно горько пошутила:" Сегодня в школе дети мешают работать с документацией." Стелла, Вы говорите о родительской забастовке. Был период, когда мне приходилось работать в классах с наполняемостью 53-57 человек. Парты впритык к доске, и все равно кое-где сидят втроем, учитель ходит бочком, духота...Список на журнальную страницу не вмещается, приходится листочки подклеивать. А такую стопку тетрадей проверить, а дневники перекидать?.. Выжили, но вспоминается с содроганием. Ленчик, Вам я все-таки рискну дать совет - может, именно потому, что еще не завтра ему следовать: когда придет время, выбирайте не школу, а УЧИТЕЛЯ. Для начальных классов считаю э то самым важным . В наилучшей школе,как на грех ,может набирать класс не лучший учитель, а в самой обычной, возможно, работает профессионал высокого уровня, пусть и не титулованный. Звания не показатель. Я знаю учителя высшей категории, говорящего:"Ложи," - но глядящего на всех свысока. Пообщаетесь с родителями, с самим учителем, прислушаетесь к своей ИНТУИЦИИ. Школу в дальнейшем можно и поменять, когда девочка подрастет, а первый учитель "раз - и на всю жизнь." И относительно домашнего (семейного) образования: на мой взгляд, у него много плюсов, но ребенок искусственно задерживается в тепличной атмосфере - школа же как бы должна помочь вписаться в социум.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

stella: Grand-mere , запрягается! О, это почти афоризм!

Диана: Пардон, дамы, но брякнуть недолго, а вот писать оказалось некогда. Пишите вы, а я почитывать буду в конце дня. В конце концов, у меня там - ничего значительного...

Диана: Дамы, вы обиделись?


Grand-mere: Диана, разумеется, нет! Да и на что обижаться?... И все-таки я надеюсь, что Вы найдете время и поделитесь тем, что впечатлило Вас. Мы же не глобальные- эпохальные события описываем, а так... о своем, о девичьем... У меня последнее время ноут глючит-зависает, так что вообще не уверена, когда повезет в Интернет попасть.

Диана: У меня завал небольшой серьезный, если честно. Позднее, надеюсь, смогу

Grand-mere: Диана, желаю Вам успешно разгрести все завалы; терпеливо жду Ваших воспоминаний.

Grand-mere: О любимом классе, особом директорском положении и полезных ископаемых. Каждый класс, в котором довелось работать, запомнился "лица необщим выраженьем", каждый по-своему дорог. Но один занимает особое место в памяти и в душе. Так сложилось, что я приняла их в 1 классе в качестве воспитателя продленки; сама тогда ждала ребенка, отношение к семилеткам было... ну, сами понимаете. Потом они прибегали взглянуть на моего малыша, а в 4 кл. я взяла их как предметник и кл. руководитель. Это было на рубеже 80 и 90 - трудное время; я же осталась одна с 2-летним сыном на руках. Класс подкидывал мне проблемы - только успевай разруливать, но при этом стал моей семьей (казалось забытым, а сейчас всплыло: бабушка одного хулигана вызвала меня с урока и протянула закутанную в полотенце тарелку - она блины пекла...а мука, как и все прочее, была тогда дефицитом). Детки мои срывали уроки, прогуливали, дрались - я растаскивала драки, мирила ссоры, просила предметников простить провинившихся и пустить на урок. На педсоветах с переменным успехом пыталась отстоять их от четвертных двоек, "неудов" по поведению и прочих репрессий; сама регулярно получала за них взыскания. Но вот интересно: как открываться на какое-либо мероприятие, так все хотели бы именно с этими "разбойниками и бандитами". (Но я открывалась с ними сама!) Надежные они были. И дружные. С контрольной на перемену не выгонишь даже отличников, давно все решивших, пока не передадут "шпоры" всем тонущим. А как легко и РАДОСТНО мне с ними работалось! Все рождалось на ходу, импровизировалось по вдохновению. Неделя краеведения? - вот перед вами династия Демидовых в самодельных костюмах, но каждый с рассказом о себе. Этнографический месячник? - и в стилизованной русской избе приветствуют гостей "хозяева": отличница и второгодник. Пропаганда здорового образа жизни? - у нас готов живой клип на "Утреннюю гимнастику" Высоцкого.Никого не надо было уговаривать, все хотели участвовать во всем. Умению каждого находилось применение: пляшешь? - ну, ты наш главный козырь! - знаешь 2 сточки из арии? - их в начале и споешь! - восточные единоборства? - то, что надо! "А я? Ну и что, что только сегодня со справки вышел! Ну дайте я хоть за сценой грохну, будто гром!" С родителями тоже не помню недопонимания. Зато помню, как на смотре строя и песни отбивали шаг ( под "Варяга") 37 человек - и каждый в матросском воротнике, которые пошила одна из мам. В конце учебного года приготовились к ремонту класса: известь загашена, краска наведена, - а у меня заболел сын. Ребята с родителями сами все сделали. С годами они становились все самостоятельнее. Коллеги удивлялись, почему я никогда не выхожу на уборку территории; я тоже удивлялась: а зачем? Парни разделены на группы, в каждой есть старший, график составлен. Я потом проверю; пару случайных бумажек и сама подберу; если что-то более существенное, завтра скажу - исправят. Мне не надо было напоминать о праздничных стенгазетах - только любовалась уже висящими. Как-то к концу четверти я растемпературилась - староста подготовила полный отчет по классу и сдала завучу. Как-то незаметно я оказалась за своим классом - как за каменной стеной. Был год, когда работали в две смены: ребенка в садик - в школу - из школы - в садик. А это было время тотального дефицита, карточек и очередей. Вечером в магазин идти бесполезно - там пусто. Просила то одного, то другого купить хлеба и молока. Порой кто- нибудь прибегал сам: "В магазине мыло выкинули (помните, что означало это словечко?), давайте Ваши талоны!" ...Сижу на перемене за своим столом, отметки в журнал выставляю, а ребята, уже 9-классники, надо мной нависают. Вбегает А., меня не видит:" Где наша классная мама?!" А в 11 классе, незадолго до Нового года, захожу перед уроком в кабинет: они все сгрудились за одной партой и при моем появлении затихли, хотя секретов друг от друга мы не таили. Признались и тут: Н. пересказывала "Разгром" - вещь тяжелая, прочитали не все, а оценки за полугодие портить жалко. Так сложилось, что в моем классе преподавали все представители школьной администрации; хорошего мало: дело даже не в том, что класс под "колпаком", а в том, что в роли предметников администраторы ставят себя в особое положение. 25 мая - Последний звонок, накануне - педсовет по допуску, а до этого я должна "сдать журнал" завучу - т. е. он должен быть заполнен всеми. А директор 24 мая проводит годовую контрольную по физике, хотя знает регламент лучше меня. Я не хожу за ней, не трачу ее и свои нервы и время, а просто собственноручно выставляю годовые отметки по физике. На последней линейке ребята поют: Светит незнакомая звезда, Снова мы оторваны от дома, Снова между нами провода, Амперметры и законы Ома... 1 июня пишем сочинение, директор - председатель комиссии. Когда вскрыли пакет, разобрались с темами и начали работать, она достала стопку контрольных:" Пока пишут, я проверю." Ну-ну... Характерно, что ее и мои отметки совпали... ...Через полгода после выпуска зашел навестить школу С. - очень нестандартный молодой человек, как раз попал ко мне на урок в 5 класс. Я на радостях прошу его: -Скажи что-нибудь подрастающему поколению. -Поднимите руки, кто учится на "4" и "5", - а детки еще дисциплинированные, добросовестно поднимают руки - как же ,такой красивый дядя к ним пришел. А дяде море по колено, он же первую сессию в политехе сдал, и он продолжает: -Так вот, забудьте все, чему вас учат: это прошлый век! Чувствую, что С. не туда понесло, и пытаюсь притормозить: -Стоп, а я тогда кто? -А Вы вообще ископаемое! - ...?! -Но - ПОЛЕЗНОЕ! А вот ( имярек) - вообще отвал, пустая порода. ... С тех пор у нас при встречах неизменно поднимается тост "За полезные ископаемые!" И невозможно понять и поверить, что кого-то из них уже нет... Той сорви-головы смуглой девчонки... Того худенького мальчика с огромными, удивленно распахнутыми глазами... Хотя и о последующих годах работы есть что вспомнить, но такого класса у меня больше не было, не было чувства полета... То ли я слишком выложилась, то ли время не располагало к полетам ( по полгода выживали без зарплаты, думали, где бы подзаработать...), то ли система образования стремительно покатилась к бюрократизму... "ВИННЕТУ ВСЕ СКАЗАЛ!"

Диана: ...

stella: Наша школа располагалась в здании бывшей гимназии. Школа 138. Дух гимназии не выветрился окончательно и к 60-м годам. В ней еще преподавал физику и астрономию Глобус. не помню ни фамилии, ни отчества, запомнила только имя и прозвище. Это было чудо: старый холостяк дореволюционной закалки, порядочнейший и умнейший человек, интеллигент из предреволюционных лет, он начал преподавать в этой гимназии и работал в ней лет до 80-и. Он был настоящим, искренним и честным человеком, ему досталось в период космополитизма в 40-50-е годы, но мы это все узнали много-много позже. У нас он вел астрономию, и мы с ним быстро нашли общий язык: мы оба любили Ефремова и Стругацких. Два раза в жизни я сделала шпаргалки: раз на экзамен по математике( не сумела правильно ей воспользоваться) и второй раз - ему на контрольную по спутникам Юпитера. Просто так сделала : я и так все знала на зубок. Он случайно взял у меня с парты коробочку с авторучкой, открыл посмотреть, какая там ручка( машинально, рассказывая очередную тему) и увидел шпору. Господи, как мне было стыдно! Словно я врала ему в глаза. В общем, преподаватели все же были у нас не плохие, надо это честно признать, таких дряней, как физичка было не много. Помню еще скандал в классе 6-7. Мама не могла мне на зиму найти ничего на ноги и пришлось мне купить сапоги импортные. Полусапожки, страшно дорогие по тем временам, но в валянках к тому времени ходили только малые дети и дворники. Маму вызывали к директору. Но что она могла сделать: блата у нас не было, ноги у меня были длинные и худые, на них и импорт не имел вида, а советское..... вообще делало из меня карикатуру. Со временем все привыкли к этим красным сапогам, делавшим из меня светофор: по ним меня с соседней улицы узнавали.)))

Диана: Дамы, прошу прощения, но если сначала мне хотелось написать что-то забавное в ответ на ваши мемуары, а потом в целом в воспоминания удариться, то сейчас вижу, что не могу. У меня даже в соцсетях личная информация почти никому не видна. У меня уже была попытка, вслед за другими участниками форума, размещения фото своих здесь в соответствующих разделах, через некоторое время настолько некомфортно себя почувствовала, что удалила все, что могла. Простите моих личных тараканов.

Grand-mere: ...Была приглашена на школьный праздник. Идет концерт, в котором выступления детей чередуются с видеовставками - теперь же без технических наворотов никуда - у учеников берут интервью на тему "Учителя". Девочку лет 10 спрашивают: - Кто такие ветераны педагогического труда? Она мнется. Ей пытаются подсказать: -Ну, вот ветераны войны воевали с врагами, за это получили награды... А ветераны пед. труда?.. - Наверное, это те, кто много воевал с учениками?..- предполагает девочка. ФИНИТА...

stella: Устами младенца....

Диана:



полная версия страницы