Форум » Господин, который редко смеется » Чертенок (цыганская сказка) » Ответить

Чертенок (цыганская сказка)

jude: Название: "Чертенок" (цыганская сказка) Фэндом: цыганский фольклор, "Мемуары графа де Рошфора" Жанр: драма Персонажи: виконт де Рошфор, цыганята, Зора Рейтинг: PG-13 Размер: мини Статус: в процессе Отказ: Лилит Мазикиной и де Куртилю От автора: эта история - про второстепенных героев - Зору и Лачо. [more]Извините, что начинаю третий фанфик, не дописав два предыдущих. Но он обещает быть самым коротким из трех. Насчет Лачо, в предыдущих рассказах он был Лаче. Это моя ошибка. Правильно имя произносится "Лачо".[/more]

Ответов - 30, стр: 1 2 All

jude: Он мне рассказал сказку О юном и дерзком цыгане, Который пришёл к невесте, Когда был гаджо1 убит. (с) Лилит Мазикина "Сказки" Тихо. Слышно только, как потрескивает хворост в костре, да изредка всхрапнет лошадь. Сезара клонит в сон. Он встряхивает головой и отчаянно трет кулаками слипающиеся глаза. - Бэнго, Бэнгоро!2 - канючит малышка Гили, - Цертенок, а, цертенок! - Чего тебе? – лениво отзывается Лачо. - Цертенок, кази сказку, - Гили шепелявит, и вместо «чертенок» у нее выходит «цертенок», а вместо «расскажи» – «кази». - В стародавние времена жила в таборе сирота по имени Раджи, - покорно начинает мальчик, - Родители ее померли, когда она была еще совсем ребенком. Нелегкая доля выпала бедняжке: тетка заставляла Раджи выполнять всю тяжелую работу. Сиротка и воду таскала, и стирала, и кашу варила, а награду получала одни колотушки…3 - Не хоцу-у эту сказку-у, - ноет девчушка, - Она грустная. - А я других не знаю, - ворчит Лачо, подбрасывая веток в огонь, - Погоди, вот, Лила вернется, она – мастерица сказки рассказывать. И куда они с Ило запропастились?! Где-то далеко ухает сова. - Ишь раскричалась, проклятая птица, - цыганенок швыряет ветку в густую темноту. - К покойнику, - серьезно заявляет Рупа, мальчуган лет пяти, - Старики говорят: если сова плачет – жди мертвеца. Сезар зябко ежится и придвигается поближе к костру. Там, за пределами этого маленького кружка света, таится столько опасностей! Сбившихся с дороги путников подстерегают лесные духи, а пустившихся ночью в плавание – заманивают русалки. - Чего нахохлился? – ухмыляется Лачо, - Боязно? Не трусь! Со мной тебя никто не тронет. Меня нечисть завсегда стороной обходит! - Ничего не боязно, - обижается виконт, - Скажи лучше, почему тебя прозвали чертенком? - А у меня глаза голубые. - При чем тут твои глаза? – искренне удивляется Сезар. - Э, сразу видать, что ты не в таборе вырос, - смеется Лачо, - Даже малые дети знают: родился цыган голубоглазым – значит, мать его от черта понесла. - Врешь! – восхищенно вздыхает виконт. - Лежать мне в гробу, если я обманываю! – бьет себя в грудь цыганенок.4 - Расскажи, - просит Сезар, - Ну, Лачо, ну, миленький! - Расскажи! – требуют Бахти, Шуко и Рупа, слышавшие эту историю сотни раз. - Ладно, - милостиво соглашается паренек, - Только, чур, не перебивать! Рассказчик и слушатели теснее прижимаются друг к дружке. Тени пляшут на лицах ребятни, меняя знакомые черты до неузнаваемости. - Так знайте, - страшным шепотом произносит Лачо, - Все, что Вы сейчас услышите, истинная правда. Примечания: 1. Гаджо - нецыган. 2. Бэнг - "черт" по цыгански, бэнго - звательная форма, бэнгоро - "чертенок". 3. Цыганская сказка. 4. Одна из цыганских клятв. (продолжение следует)

stella: jude , у вас точно знакомство в таборе завелось!

jude: stella, почти. Я просто читаю Живой журнал Лилит Мазикиной, а у нее отец - цыган.


stella: Лилит!? Такое имя просто так не дают...

Nika: jude, похоже на начало фильма про ужастики с непослушными детками!

jude: stella, я долго думала, что Лилит - это ее псевдоним. Оказалось - настоящее имя. Мазикина Лилит Михаиловна.

stella: Вот это меня и поразило! Родители точно должны были знать, как по-разному это имя трактуют.

Калантэ: stella - совершенно обычное армянское имя, ни разу не цыганское, дадено в честь какой-то армянской художницы. А демоническая трактовка все равно никому не приходит в голову, Лиля все одно беленькая. :-)

Ленчик: Калантэ, это вопрос ассоциаций. У меня, кстати, ни единой мысли про армян, зато демоница вспомнилась сразу же.

stella: То, что знаю я , так это просто первая жена Адама, которая ему не подошла по параметрам.

jude: К слову, про ассоциацию с именем демоницы Лилит пишет в стихотворении "Имя мое". Имя, действительно, нецыганское, оно либо семитское, либо армянское. О том, что Лилит назвали в честь художницы, я раньше не знала. Вообще, мне очень нравятся ее стихи и проза, за исключением книг по вампирской тематике.

Калантэ: Ленчик , просто я-то Лилю знаю лично, а потому у меня и ассоциации иначе работают. :-)

jude: «Цыгане изначально рабы с рождения». (с) Валашский гражданский кодекс XIX века Далеко-далеко на востоке, отгороженная ото всего мира неприступными горами, поросшими густым лесом, лежит страна Валахия. Край это дикий. И нравы там звериные. Горе тебе, если родился ты цыганом. Фараоново племя валахи за людей не считают. Цыган продают на базарах, будто бессловесную скотину, по одному или целыми семьями. Цыган травят собаками, морят голодом, заковывают в цепи. Мужчин изнуряют тяжким трудом, а женщин и девушек отдают на забаву гостям. Едва младенец издаст первый крик – он уже раб и останется рабом до последнего своего вздоха. - У сыновей и наследников покойного боярина Раду Нико продаются двести семейств цыган. Мужчины большей частью кузнецы, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы. Цена каждого человека назначена дукатом дешевле обыкновенного! – выкрикивает глашатай.1 Смысл этих страшных слов Зора поймет позднее, когда чьи-то грубые руки оторвут ее от материнской юбки, свяжут и бросят поперек седла, словно мешок с тряпьем. А пока она с детским любопытством наблюдает за бойкой торговлей. Вон какой-то богато одетый старик ощупывает мускулы силача Иона, тычет ему в грудь кнутовищем, затем велит открыть рот и смотрит в зубы, точно жеребца выбирает. - Хорош, хорош! – он удовлетворенно кивает и вдруг замечает Зору, - Сколько ты хочешь за малышку? Масленые глазки купца алчно блестят: - Пять золотых, господин. - Чепуха! – хмурит брови старик, - Она не стоит и двух. Кожа да кости! В чем только душа держится?! - Девочка обещает стать красавицей, когда подрастет, - не унимается купец, - Посмотрите, какой у нее свежий цвет лица. А какие губы! Кораллы, а не губы! А глаза! Это же бездонные озера! – торговец суетится, хватает боярина за рукав, но тот брезгливо стряхивает его руку. - Два с половиной – мое последнее слово. - А как поет, а как пляшет! Эй, девчонка, покажи! Сплясать? Пожалуйста! С превеликим удовольствием! Лучшего занятия Зора не знает. Народ расступается, и вот девчушка уже прищелкивает пальцами, притоптывает, поводит плечиком, да покачивает бедрами, будто заправская танцовщица. То завертится волчком, то замрет на месте, то задрожит, словно в экстазе. Невдомек бедняжке, как нелепа, как жалка она в этот момент: оборванная худышка, неумело подражающая движениям взрослых цыганок. Но ей, похоже, и дела нет до насмешливых взглядов зевак. Она танцует не для них, она танцует для себя, для солнечного лучика, пробивающегося сквозь тучи, для воробьев, купающихся в пыли, для листвы, шумящей на ветру. И все творение Господне танцует сейчас вместе с ней. - Довольно! – обрывает Зору старик. Руки девочки безвольно опускаются, сияющий взор – меркнет – точно свечу задули, - Мне нужна помощница по хозяйству, а не попрыгунья. Что-нибудь еще ты умеешь делать, кроме как кренделя ногами выписывать?! – сердитый господин раздраженно похлопывает плетью по голенищу сапога. Отведать плетки маленькой плясунье не хочется, поэтому она начинает торопливо перечислять: - Коров доить умею, гусей пасти, полы скоблить, стирать… - Пятнадцать золотых за того красавца, - боярин указывает на Иона, - и за девчонку, – он швыряет купцу кошель и толкает цыганочку в спину, - Пошевеливайся, проказница. Тщетно будет рыдать мать Зоры, умоляя не разлучать ее с дочерью. Покупатель останется глух к мольбам цыганки. Разве спрашивают суку, тяжело ли ей расставаться с щенками? Поскулит, поскулит, да успокоится. А не успокоится сама – так и успокоить недолго! Примечание: 1. Глава основана на реальных событиях. С 1385 по 1864 год цыгане Валахии поголовно были крепостными и подвергались жестокому обращению. Объявление о продаже рабов - тоже реальное, заимствовано (как и другие исторические сведения) из книги Н. Бессонова и Н. Деметер "История цыган - новый взгляд". Боярин - дворянский титул в Валашском княжестве. Дукаты имели хождение на территории Валашского княжества. (продолжение следует)

stella: jude , для меня это - откровение. Это ничем нее отличалось от того, что творилось на рынках Нового света.

jude: stella, для меня это тоже было откровением, что на территории Румынии процветало классическое рабство, как в Древнем Риме или в Новом Свете. Валахия была тогда под властью Османской империи, так бояре по примеру турок еще и брали себе наложниц и рабов-евнухов.

Диана: Для меня тоже открытие. Как они это терпели??? С их-то тягой к странствиям? Как не сбегали - из страны?

stella: Диана , куда сбежать? Они везде были вне закона.

jude: Диана, поэтому цыганологи и считают, что эта тяга к странствиям - скорее вынужденная: кочевали только западноевропейские цыгане, потому что власти гоняли их с места на место. Восточноевропейских цыган никто не гонял, и они вели полуоседлый или оседлый образ жизни. Занимались ремеслами (тогда, как в Западной Европе они, в основном, гадали, воровали и попрошайничали). А в 14 веке цыган в Валахии, Молдавии и Венгрии обратили в рабство. И за 500 лет крепостной зависимости не было ни одного восстания (а русские крепостные, римские рабы и негры в Новом Свете бунтовали). Меньшинству удавалось бежать в Карпаты, оттуда - на территорию Западной Украины, в Россию. Часть ушла в Болгарию. Но это был очень маленький процент. Большинство даже не пытались бежать. Возможно потому, что наказания за побег были очень жестокими. Валашские бояре просто зверствовали. В России тоже, конечно, были помещики вроде Салтычихи, которая девкам косы драла. Но в Румынии на рабов надевали ошейники (чтобы не сбежали), бросали зимой на лед, сажали на кол.

Ленчик: Раз уж тут у всех откровения случились, можно я тоже вылезу с дурацким вопросом. Почему именно "фараоново племя"? Где-то еще мне вроде бы встречалось эта или похожая формулировка, так и не разобралась тогда, спрошу хоть сейчас :)

Калантэ: Ленчик - помнится, цыган отчего-то уравнивали с египтянами, у некоторых европейских авторов (даже у Уайльда, кажется) - даже называли египтянами в том числе. Ну а египтяне - племя фараона, ага. Вот почему такая ерунда - не знаю.



полная версия страницы