Форум » На самом деле было так » Одежда XVII века » Ответить

Одежда XVII века

Джулия: Уже ушла в прошлое испанская маньеристическая мода, стеснявшая движения и не дававшая волю фантазии. Изменение образа жизни европейцев XVII-го столетия требует легкости и удобства. Еще в начале века появляются камзолы, светлых тонов, а дворяне с наслаждением позируют перед художниками в свободных куртках, изготовленных из шелка и атласа, неразрезанных в талии, с длинными фалдами, пришедшим на смену плотно застегнутой и подбитой ватой испанской куртке. В моде 50-70х создается образ полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов. Мужская открытая куртка с короткими рукавами сильно укорачивается, оставляя на виду приспущенные штаны . Веста пышно отделывалась оборками, бахромой из лент, рюшами, кружевом. Вдоль борта густо нашивались пуговицы и позумент. Между нижним краем весты и поясом штанов просматривались пышные сборки широкой сорочки, отделанной гофрированной оборкой. Последним «писком» мужской моды стала юбка-штаны (невероятно расширившиеся вокруг колен короткие штаны, очень похожие на маленькую юбочку), названная по имени ее изобретателя голландского посла в Париже Рейнграва ван Сальма — ренгравом, или рингрейвом. Из-под нее кокетливо выглядывали изысканные панталоны с тончайшими кружевными манжетами, что делало их обладателя ещё более женственным. Вдоль пояса, по боковым швам, внизу по подолу ренгравы украшают пышной лепной орнаментацией из рюшей, оборок, бантов, кружев. Модную курточку в конце века сменил длинный узкий кафтан с широкими цветными манжетами, плотно обхватывающий фигуру — жюстокóр (от фр. justaucorps — точно по телу), покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати. Он не имел воротника, а по талии опоясывался широким шарфом, который на боку завязывался кокетливым бантом, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Цветовое решение яркое и контрастное, вышивка золотом и серебром. Воротник заменял галстук из белой ткани с кружевными концами. На полах жюстокора делались разрезы — задний был необходим для верховой езды, а боковой — для продевания в него шпаги. Шпагу согласно моде носили абсолютно все дворяне и уже не сверху кафтана, а под ним. Но самым главным новшеством, конечно, стали карманы в виде клапанов. Изобретение карманов было чрезвычайно важным практическим усовершенствованием одежды, ведь до этого времени все мелкие, нужные человеку маленькие вещицы — кошелек, часы и другие — носили у пояса. Под жюстокор надевали камзол — одежду без рукавов и воротника, сходную с жюстокором по покрою и силуэту. Камзол был короче жюстокора на 10-15 см и контрастировал с ним по цвету. С жюстокором носят кюлоты из бархата, шелка, шерсти. Это узкие до коленей штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку. Чаще всего кюлоты делают одинакового цвета с жюстокором. В кюлотах также делали прорезные карманы. «На войне, как на войне» - скованность движений здесь опасна для жизни и военная одежда требует удобства, но нельзя забывать о красоте и изяществе. Под камзол непременно надевали белую рубашку с манжетами, отделанными великолепными очень дорогими кружевами. Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались "кружевные перемирия", чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах. Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были кокетливо украшены дорогими кружевными вставками. Подобная обувь, из тонкой кожи светлых тонов (преимущественно желтого цвета), пришла на смену мужским туфлям. Нередко сапоги были выше колен с широкими голенищами и раструбом, изящными шпорами, которые не снимали даже на балу. Еще одним отличительным признаком новой обуви стали каблуки. Их появление было связано с тем, что тяжелые рыцарские доспехи по мере развития огнестрельного оружия заменялись легкими, не закрывавшими ногу до кончиков пальцев. Нога же в стремени нуждалась в прочном упоре. Сыграло свою роль и распространение езды верхом. Каблуки делали цветными; красные имели право носить только дворяне и лишь на балах, куда, как уже упоминалось, можно было явиться даже в сапогах. Особым шиком среди дворян считалось появиться на великосветском карнавале в разной обуви: одна нога обута в башмак со шпорой, другая — в мягкий сапог с пышным бантом. Кстати, именно в XVII в. обувь, наконец, стали делать на разные ноги, а не на одну и ту же, как раньше. По-видимому, это было связано с появлением высоких каблуков, требующих от обуви большей устойчивости. Во второй половине XVII века дворяне стали носить обувь белого либо черного цвета на высоких, достигавших 7 сантиметров, красных каблуках и толстых пробковых подошвах, обтянутых красной кожей. Предполагают, что моду на такую обувь ввел Людовик XIV, отличавшийся небольшим ростом. Туфли украшали узким бантом на подъеме и шелковой розеткой на носке. На охоту надевали высокие сапоги с раструбами— ботфорты. Шляпа была не только головным убором. Она служила также своеобразным инструментом, с помощью которого мужчина, особенно придворный, выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась — все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности светского мужчины. Во второй половине XVII века очень модными стали меховые муфты, о которых в 1662 году Самуэль Пепис писал, что их носили и мужчины, и женщины. Муфты носили на шнуре. Мужской костюм дополняли очень узкие небольшие (в моде была маленькая рука — первый признак мужской красоты и «породистости») перчатки с раструбами, трость и розетки из лент, которые носили на груди или на плече куртки. В число модных аксессуаров как женских, так и мужских, входили - пояса, украшенные драгоценными камнями, золотой и серебряной бахромой, широкие перевязи, с начала века опустившиеся с бедра до уровня колена, шелковые, серебряные, оловянные и медные пуговицы к костюмам, щегольская трость с набалдашником и часы в виде луковиц. Мужской костюм дополняли шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором; галстук, завязывающийся бантом; и парики, оставившие заметный след в истории моды/ Все большую роль играет домашняя одежда: халат (шлафрок — от нем. schlafrock), домашний колпак и низкие мягкие туфли. Стащено отсюда: http://www.kipar.org/historical-resources/history.html http://everdream.ru/forum/index.php?PHP … board=34.0

Ответов - 115, стр: 1 2 3 4 5 6 All

jude: Рыба, вот это да! Очень интересно!

Рыба: Никогда не мешает задуматься, во что одеть героя своего фика!

Рыба: Тафта прочно ассоциируется со Средневековьем. Пришла она в Европу из Персии и предназначалась для шитья церковного облачения. Но не прошло и 100 лет, тафта завоевала не только души, но и сердца знати. Ещё бы! О, этот благородный мерцающий блеск, эти крупные ломкие складки! Поистине "царская" ткань! Эти свойства определяются тем, что шелковые нити утка и основы сильно перекручены, переплетение - полотняное. Тафта плотная, тонкая, умеренно блестящая, хорошо драпируется, образуя характерные складки-заломы, не обвисает, держит форму. Это её великолепие лучше всего являет себя в больших полотнищах - шторах (да-да, шторах, вот ведь немыслимое расточительство!), накидках, широких юбках, плащах! Взглянем ещё раз на маленького вельможу с картины - вот так и надо, рисуясь, гордо и небрежно завернуться в драгоценную ткань! Тафта? Ну, да, на подкладке... И в разрезах рукавов. И занавесь вон там, сзади... А что такое? А занавесь в интерьере - может, вообще, этакий средневековый фотошоп! Велели художнику изобразить штору из тафты как символ статуса - пожалуйста, все, что ваша милость пожелает! Можно и из бархата, и из парчи! Что, только из тафты, там складки, говорите, легкие? С нашим удовольствием, ваша милость! Есть ещё одна разновидность тафты - "шанжан", ткань из нитей разного цвета. В складках такой тафты образуются волшебные цветные переливы. Название «шанжан» происходит от французского «changeant», что означает «переменчивый». Впервые этот материал упоминается в XVIII веке. Но производство его вполне могло быть налажено и раньше - нет ничего сверхнового в использовании в ткацком деле нитей двух разных цветов!


Рыба: Тафта может быть с набивным рисунком, она хорошо держит краску и не линяет, с вытканным узором, как дамаст, тафта-жатка, она же " креш". Крешированная ткань выглядит довольно необычно, не мнется (куда уж больше!), не требует глажения. Делают её просто - пропитывают какой-то "химией", сминают определённым образом, чтобы получить нужные складки, и отправляют под пресс. После пресса складки уже не расправляются, так и остаются навсегда, только утюга боятся.

stella: У меня юбка точно из такой тафты, как на последней фотографии. Ее не берет на стирка, ни выкручивание, она у меня уже лет 15 - и как новая. Ну, в Израиле вообще вещи не гладят, (разве что - в особо торжественных случаях), но я себе представляю, какая это была радость в те времена, при тех объемах юбок и плащей и отсутствию шкафов для одежды. Вынул из сундука - а наряд, как новенький и не замялся. Да, лиловый камзол Рошфора был явно не из тафты, раз так измялся.

Рыба: Шить из тафты - такая морока! При раскрое ткань не то что сыплется - крошится! От иглы остаются заметные следы, плотно прилегающие нити в ткани сдвигаются и расщепляются, не распорешь лишний раз, исправляя огрехи. Так что, "семь раз отмерь" - это про тафту! Однако нет предела фантазии модников - им мало блеска и переливов, им вышивку подавай! При всей сложности работы с тафтой на ней вышивали шелком, золотом, мелким жемчугом. Вот современная имитация старинных вышивок, на сером - ручная работа. Старинные вышивки на тафте - чаще всего мелкие букеты, завитки, вензеля. Мелкие - потому что ткань под стежками неизбежно стягивается, морщится. При работе под вышиваемый фрагмент с изнанки подкладывали рыхлую льняную ткань, по ней и шили, а потом ткань подрезали и вытягивали по одной нитке, осторожно, чтобы не повредить фон и саму вышивку. Готовую вещь проглаживали при необходимости. Сейчас для таких целей существует водорастворимый флизелин. До чего дошёл прогресс, даже скучно, право! Крупный узор вышивки скрывает основную ткань, которая сама по себе красива, но этот узор... Пусть скрывает!

Рыба: Изделия из тафты при деликатном уходе служат долго, не выцветают. Передаются по наследству... Одна беда - тафта мнется и боится грязи, пятен жира и вина, а от стирки даёт усадку до 10% в длину! Но ничего, дорогой камзол и плащ юного Монмора ещё будет носить младший брат, а там и до близнецов очередь дойдёт. Вот интересно, как они это добро между собой делить будут, кому что? Но эти не подерутся, точно, вон как любят друг друга! Одежду для непоседливых мальчишек вполне могли сшить из бабушкиной пелерины, покрывала или папенькиного старого плаща, уже давшего усадку. По пятому разу не сядет, можно стирать, не беспокоясь, выглядит всё также прилично, а детям не новую же покупать? Перекраивать и перешивать одежду было не зазорно. Да и ткань, в самом деле, драгоценная! На сорванцов не напасешься, это только на картине они такие тихие и благонравные, а на деле - сущие бесенята, да и младшие подрастают! Старинная тафта - исключительно шелковая ткань, позже хлопковая, сегодня вискозная, ацетатная, из прочей синтетики. Дешевая донельзя, но выглядит достойно, как её натуральная предшественница. Продолжение следует...

jude: Рыба, я сижу и восхищаюсь. И самой информацией, и стилем подачи.

Рыба: jude, это...гм... профессиональное... А то сорванцы и бесенята слушать не будут! stella! Насчёт жатой тафты в 1625 году ничего определённого сказать не могу, но вот жатое льняное полотно было! На ночные рубашки самое то!

stella: А чего детям драться из-за одежды? не сами они решали, а родители.)) У нас есть магазины дорогих тканей. Это все - ручная работа, вышивка как на машине, так и обычной иглой, с применением страз, перьев, лент и еще бог знает чего и на чем. (*У вас, я думаю, еще больше таких магазинов). Но цены - фантастические. А еще я в Иерусалиме как-то в Старом городе была в магазине, откуда поставляются парча, тафта для Ватикана. Это вообще фантастика. Эти ткани из Дамаска были, и мастерские эти существовали не одно столетие.

stella: Сейчас, когда ставят фильмы об этом времени, стараются ткани имитировать поточнее. И рубашки, действительно, жатые. Особенно англичане точны в деталях. Рыба , а ведь ткани могли декотировать перед раскроем.)

jude: Рыба пишет: от стирки даёт усадку до 10% в длину! Вот почему моя бабушка, когда шила, всегда стирала новую ткань перед тем, как начать кроить. На производстве этого не делают. И в прошлом году у меня только что купленные летние брюки не только сели в длину, а еще и перекосились во все стороны.(

Рыба: stella! Магазинов-то много, а вот натурального шелка так сразу и не найдёшь! Про цены вообще молчу... Если только по наследству какая тряпочка достанется, опять же...

stella: Я тоже всегда декотировала натуральные ткани перед раскроем. Хотя, многие виды продолжали садиться и после. А тафту в мое время купить было очень сложно: за все время мне удалось себе купить только кусок на ленту на косу, она была нам с мамой не по карману.((

stella: У нас как раз проблемы с натуральными тканями нет : от тончайшего китайского шелка, до натурального бархата на шелковой основе, и доступные цены. Я в магазинах тканей каждый раз получаю инфаркт - хочется все, глаза разбегаются, идеи так и прут, а куда мне это все великолепие?

Рыба: По уму так и надо делать, стирать ткань, вероятно, так и делали, только шелковая тафта могла пятнами пойти от воды и утюга, боязно портить. Но шелк может дать усадку неоднократно, в зависимости от плотности полотна, температуры воды и прочих факторов, бывает, не угадаешь на него! И современные ткани после окраски пропитываются особым составом, от него они как крахмальные, жёсткие. Вот этот состав лучше смыть, чтобы выявить настоящую жесткость или мягкость ткани, и чтобы усадка произошла. А что до штанов... Китайские, небось, не Пифагоровы, что во все стороны равны?

jude: Рыба пишет: Китайские, небось Немецкие. Немецкое качество.

Рыба: Ага! Это дизайн немецкий, а сшито в Поднебесной, где ж ещё?

stella: А мне вот в голову пришла одна мысль: как вы представляете себе стирку платья того периода? Ясно, что стирать обычным способом, в реке или корыте не представляется разумным. Скорее всего, платья просто чистили (в особенности подол), можно это делать и паром. К тому же такие вещи все равно не одевались прямо на тело - и рубашка и корсет не давали пропитаться потом, а вот белье как раз и стиралось, и это тоже было особое искусство прачек.

Рыба: stella! Очень правильная мысль! Платье берегли, потому что каждая чистка могла стать для него последней! Но, думаю, пятна приходилось-таки замывать, а там и до стирки всей вещи недалеко. Разве что с бархатом сложнее. Кстати, "неисправимые" пятна вполне можно прикрыть вышивкой, тесьмой, галуном. Дыры штопались, и это было целое искусство. Дуэли - хлеб старьевщиков и штопальщиков! Бельё стирали часто, поскольку рубашки и меняли часто, у всякого уважающего себя дворянина их было много, бельё вообще считали дюжинами, если не ошибаюсь. В Париже на Сене была плавучая прачечная, очень удобно! Существовал цех мойщиков белья, профсоюз, так сказать, по этому профилю, как и у прочих ремесленников. Мужское и женское бельё стиралось отдельно, мужчинами и женщинами-прачками. Прямо гендерное неравенство какое-то!



полная версия страницы