Форум » На самом деле было так » Неизвестная Франция. "Каго" » Ответить

Неизвестная Франция. "Каго"

jude: Читаю книгу Грэма Роба "Открытие Франции" (спасибо NN c Дюмании за ссылку). Книга оказалась очень интересной. Автор пишет о таких моментах, на которые нечасто обращают внимание в исторической литературе. Мне особенно понравились главы про поверья крестьян и про диалекты. А глава про "каго", действительно, стала открытием, потому что раньше я об этом "народе" ничего не слышала.

Ответов - 4

jude: Каго - проклятый народ Франции "Он увидел, что дама была молода и красива. И эта красота тем сильнее поразила его, что она была совершенно необычна для Южной Франции, где д'Артаньян жил до сих пор. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками". (с) "Три мушкетера", глава "Три дара г-на д'Артаньяна-отца" На самом деле, бледных белокурых людей со "светлыми, до странности светлыми голубыми глазами" в Гаскони было достаточно (на Юго-Западе Франции они составляли около 10% населения), только вот относились они к тем, кого считали нечистыми. Помимо евреев (в тех областях, где им позволено было селиться), цыган и так называемых "сарацинов" - смуглых людей неясного происхождения, которые по уверениям местных жителей клялись Аллахом, во Франции была еще одна презираемая группа - каго (cagot) - в некоторых словарях это слово переводится как "лицемеры" . Жили они в Гаскони, Беарне, Наварре и Бретани. А также на испанских землях. Называли их везде по-разному: гасконцы - гаэ или гафе, баски - агот, жители Лангедока и Анжу - капо, а бретонцы - какё или каку. Найти каго можно было на окраине почти каждого города и каждой деревни в юго-западной части Франции. Самое раннее упоминание о каго относится к 1000 г. н.э. Кто они такие до сих пор неизвестно. Существует несколько теорий. Согласно одной, каго - потомки вестготов. Сами каго в письме Папе Льву X в 1514 г. называли себя потомками еретиков-катаров. Были гипотезы, что это потомки римских легионеров, посланных в Галлию лечиться от проказы, или крестоносцев, заразившихся той же болезнью. Однако в текстах указов прокаженные и каго упоминаются как разные категории людей. Кроме того, когда в 1600 году каго Тулузы потребовали проверить их кровь, чтобы доказать, что они ничем не отличаются от своих соотечественников, врачи признали их совершенно здоровыми людьми. Некоторые думали, что каго - потомки сарацинов, перешедших на сторону Карла Великого (что, имхо, не вполне согласуется с описанием их внешности). Наконец, есть версия, что каго - потомки гильдии плотников. Грэм Роб пишет, что каго были, в общем-то, обыкновенными французами. Большинство их носит те же самые фамилии, что и прочее население страны. Однако эта группа подвергалась, пожалуй, даже худшим притеснениям, чем евреи и цыгане. Мужчинам-каго было запрещено заниматься какой-либо работой, кроме изготовления веревок и плотницкого ремесла. Они не служили в армии. За попытку обрабатывать землю еще в середине XVIII в. их могли покалечить. Женщины-каго обычно были повивальными бабками и считались весьма искусными в этом деле. Каго были обязаны носить отличительный знак в форме красной утиной лапы. Штраф за отсутствие знака - 5 су, а еще за это могли сорвать одежду. Во время мессы каго не имели права сидеть рядом с остальными прихожанами и должны были входить в церковь через отдельную дверь. Облатку на причастии им подавали на конце длинной деревянной ложки. Каго не могли брать святую воду из общего сосуда и даже просто набирать воду из общего колодца - за это можно было лишиться руки. Доходило до абсурда - каго запрещалось касаться голыми руками перил моста или появляться на людях босыми. Считалось, что они оскверняют землю, по которой ходят. Каго хоронили на отдельных кладбищах. С ними избегали вступать в брак. Конечно, исключения были, но еще в конце XVIII в. такой семье приходилось очень нелегко. В 1788 году сеньор, чье имение было неподалеку от города Люрб женился на девушке-каго. Его младший брат, местный священник, подал на него в суд и выиграл процесс. До XVII в. с каго не брали налогов, так как их деньги считались нечистыми. Каго стали платить налоги при Людовике XIV и Кольбере, который постоянно искал способы пополнить казну. Кстати, если верить Википедии, Кольбер - одно из родовых имен каго. Официально "нечистых" приравняли к прочим подданным, но фактически это ничуть не изменило их положение. Елизабет Гаскелл писала в книге "Проклятая раса" (это документальное произведение), что каго, приходившие в ближайший город на заработки, должны были покинуть его до захода солнца. Им нельзя было заходить в кабаки и трактиры. Женщины-каго могли делать покупки в городе только по понедельникам. Наказание за нарушение - побои. По законам Бретани, если бретонцы становились крестными ребенка-каго, то к ним следовало относиться, как к каго. Про каго ходили страшилки. Поговаривали, что они владеют заклинаниями и могут сглазить. Согласно одному свидетельству XIX в. каго из местечка Réouilhès, между Лурдом и Сен-Пе, восстали против жителей Лурда, победили их с помощью магии (Елизабет Гаскелл), убили и потом играли их головами в шары. В Беарне существовало поверье, что на новолуние и полнолуние с каго случаются приступы безумия. Иногда каго обвиняли в каннибализме. Бретонцы верили, что у каго в Страстную пятницу сочится кровь из пупка. В Бретани считали, что этот народ происходит от евреев. Рассказывали также, что у каго одно ухо больше другого, или нет мочек на ушах, между пальцами есть перепонки, а на голове растет младенческий пух вместо волос. К слову, в американском английском (а многие каго иммигрировали в Америку) есть понятие cagot ear - уши со сросшимися мочками. По другим поверьям, младенцы-каго появлялись на свет хвостатыми (одной из детских забав было прикрепить к одежде каго овечий хвост и убежать). Каго якобы источали невыносимое зловоние. А еще поговаривали, что там, где ступает каго, увядает трава. А если каго подержит в руке спелое яблоко, оно высохнет, словно его хранили в погребе всю зиму. Но вот совершенно иное описание каго: "Говорят, что агот - самый красивый из мужчин: светлые волосы, белая кожа и глаза синего цвета... Неужели, чтобы быть красивым, надо быть аготом?" - жалоба баскской девушки, которую отец разлучил с женихом. У каго, по описаниям, были светло-синие или серо-зеленые глаза и блеклая кожа. В конце XIX в. стали появляться свидетельства о странных отклонениях во внешности этих людей. Они ведь заключали браки, в основном, только в своей среде. Начиная с XVI в. каго тщетно пытались добиться справедливости. Папа Лев X постановил, что к ним надо относиться точно так же, как и ко всем братьям во Христе. В 1681 г. парламент Ренна объявил незаконным преследование каго. Но, к сожалению, все указы остались лишь на бумаге. Еще в 1830 г. в городе Борс мэра-каго заставили уйти с должности. Последние упоминания о дискриминации каго относятся к началу XX столетия. Изображения Фонтан Сен-Блез, откуда каго брали воду (Баньер-де-Бигорр, Пиренеи). Это, правда, уже новый, построенный в 1904 году на месте старого. Отдельная дверь для каго (Аррас-ан-Лавдан, Пиренеи). Каго приходилось нагибаться, чтобы войти в церковь. Сосуд для святой воды, предназначенный для каго (Беарн) Источники: статья из французской Википедии http://gabriellagiudici.it/montesquieu-e-i-cagots/ Гюго о каго http://www.france-pittoresque.com/spip.php?article7568 http://www.loucrup65.fr/pgie2821.htm Elizabeth Gaskell "An accursed race"

jude: Во французской Википедии также говорится (со сслылкой на эти источники: Jean-Emile Cabarrouy, Les cagots, une race maudite dans le sud de la Gascogne : peut-on dire encore aujourd'hui que leur origine est une énigme? и «Connaissez-vous les cagots?»), что беарнские плотники-каго участвовали в строительстве Собора Парижской Богоматери. Каго не служили в армии, однако принимали участие в осадах как рабочие. Среди профессий каго в статье перечислены: лесорубы, кузнецы, бондари, ткачи, гробовщики, могильщики, палачи. Что-то мне вспомнился палач, казнивший Карла I в "Двадцать лет спустя". Нет я не хочу сказать, что Миледи и ее сын имели какое-то отношение к каго. :) В окрестностях Лилля, где, согласно "Трем мушкетерам", воспитывалась Анна де Бейль, этот народ не селился. Просто внешность Мордаунта - точь-в-точь описание каго у Грэма Робба. :) Он был бледен, но это была не та матовая бледность, которая красит лицо, а какая-то болезненная желтизна. Его короткие волосы, чуть видневшиеся из-под шляпы, были светло-русые; бледно-голубые глаза казались совсем тусклыми. (с) "Двадцать лет спустя", глава "Монах" По описаниям, которые приводит Гаскелл, каго, напротив, выглядят здоровыми людьми: "Высокие, крепкие, белокожие, с румянцем на щеках. Правда, некоторые отмечают, что у каго - тяжелый взгляд". Кроме того, каго могли быть хирургами. А вот производить продукты питания на продажу или молоть зерно (и даже просто зайти на мельницу) они не имели права.

jude: О тайных языках Грэм Робб в главе о диалектах упоминает о тайном языке свиста, основанном на беарнском диалекте. «Жители деревни Аaс, которaя нaходится у подножия горы Коль-д'Обиск, нaд курортом О-Бон, имели свой собственный язык свистa, про который не знaли дaже в соседних долинaх, покa в 1959 году он не был упомянут в телевизионной прогрaмме. Пaстухи, которые проводили летние месяцы в одиноких хижинaх, придумaли этот язык из рaзрывaющих ухо сигнaлов громкостью 100 децибел, которые были слышны нa рaсстоянии больше 2 миль. Этим языком тaкже пользовaлись женщины, рaботaвшие нa полях вокруг деревни, и в нaчaле XX векa он, видимо, был нaстолько рaзвитым, что с его помощью можно было сообщить содержaние местной гaзеты. Последние известные случaи его использовaния относятся ко временaм нaцистской оккупaции, когдa местные пaстухи помогaли беженцaм-евреям, бойцaм Сопротивления и потерпевшим aвaрию летчикaм перейти через грaницу в Испaнию. Сегодня несколько человек в Аaсе еще помнят, кaк слышaли этот язык, но никто не может воспроизвести его звуки, и его никогдa не зaписывaли». (с) Кажется, нечто подобное было и у каго из заброшенного замка Мовзен. Замок был построен каго для Гастона Феба в 1380 году и принадлежал графам де Фуа и де Бигорр. Последним его владельцем был Генрих IV. После того, как графство Бигорр вошло в состав Франции в 1607 году, в замке никто не жил, и он постепенно приходил в упадок. Там и поселилась община каго. Элизабет Гаскелл пишет: They made themselves not very agreeable neighbours, as they seemed to enjoy their reputation of magicians; and, by some acoustic secrets which were known to them, all sorts of moanings and groanings were heard in the neighbouring forests, very much to the alarm of the good people of the pure race; who could not cut off a withered branch for firewood, but some unearthly sound seemed to fill the air. "Они [каго] были не очень приятными соседями. Казалось, им нравилось, что их считают колдунами. Каго были известны какие-то акустические секреты: в окрестных лесах раздавались разные стоны и скрипы, что весьма тревожило добрых людей, принадлежащих к чистой расе, которые не могли собирать хворост: воздух тут же наполнялся потусторонними звуками". Что это были за "акустические секреты"? Был ли это язык или просто способ напугать непрошеных гостей? Неизвестно. В начале XVII в. разгневанные соседи напали на каго из замка Мовзен и перебили всех. Источники: Грэм Робб "Открытие Франции" Elizabeth Gaskell "An Accursed race" http://fr.wikipedia.org/wiki/Ch%C3%A2teau_de_Mauvezin - замок Мовзен статья из Википедии (есть упоминание о постройке замка) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Бигорр_(графство) - графство Бигорр. Кстати, столица графства - Тарб.

Диана: Жаль-то как! Вечно и всегда истребляют инаковость, а потом потомки гадают - что и почему.



полная версия страницы