Форум » На самом деле было так » Красота - страшная сила! » Ответить

Красота - страшная сила!

Джулия: Чем красились, чем душились, как соблюдали гигиену в Европе XVII века. Несколько слов о косметике Само слово “cosmet” греческое, означает оно искусство украшать. Уже в Древней Греции существовала специальная профессия — “космет”. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры. Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики — косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки. У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности. Интересно, что этот обычай сохранился до наших дней у многих народов Африки, Австралии, Южной Америки. Волосы раскрашивают иногда в самые пестрые тона, на лицо и тело наносят татуировку. В Австралии есть племя аборигенов, в котором все мальчики определенного возраста подвергаются следующей операции - у них на лице вырезаются кусочки кожи в виде священных для племени знаков или наносится соответствующая татуировка. Женщины острова Пасхи и сегодня в дни праздников красят волосы в рыжий цвет. Губная помада была обнаружена при раскопках поселений первобытного человека. Состав помады почти такой же, что и теперь,— смесь жира и красящего вещества. Уже первобытный человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней. В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян. Дело в том, что в загробный мир полагалось брать семь сортов притираний и две краски для лица — черную и малахитовую. До наших дней дошла мода египетских красавиц — удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже — черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля. Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Кстати, ногти египтянки красили зеленой краской. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами к Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир льва, а не касторовое масло. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства. В Древнем Египте давно было известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена. До нашего времени дошли папирусы египетских врачей с интереснейшими рецептами косметических средств. Египетские рецепты можно встретить в трудах знаменитого Гиппократа, а позже в народной европейской медицине. Сок алоэ пришел к нам в Европу с Востока. В Японии женщины опрыскивали себя алоэ, смазывали им волосы, чтобы они блестели. В Древней Греции существовал культ физической красоты. Об этом упоминает в своих стихах Гомер, об этом пишет отец медицины Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь. Греческая мифология приписывает Афродите изобретение средств поддержания красоты, а Елене Прекрасной - их распространение. В действительности знакомством с косметикой греки обязаны империи фараонов. В Древней Греции были в ходу белила для лица и черная краска для подведения глаз. Гречанки не просто чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью из яичного белка со светлой смолой. Губы и щеки румянились с помощью сурика. Гречанки широко использовали в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин. О косметических недостатках и кожных болезнях, о косметических средствах много писал Гиппократ. В его трудах можно найти советы и рецепты притираний - для женщин с увядшей кожей, средства для устранения запаха из носа, рта, средства для чистки зубов, для смягчения кожи и устранения пигментных пятен, для ароматизации тела и платья и огромное количество других косметических рецептов. В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черт волос в белые, который удалось найти спустя много веков. Волосы протирались губкой, смоченной мылом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода. Римляне хорошо знали секрет изготовления душистого мыла. Описание способов его изготовления вошло в специальную книгу по косметике, которая появилась в Италии в XIV веке. В нее вошло и много других ценных рецептов. Знаменитый врач древности Гален (130—204 гг. н. э.) создал рецептуру кольдкрема. Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков и косметику для сохранения естественной красоты. В комплект косметических средств восточной женщины входило семь декоративных средств: хна, басма, краска для ногтей, белила, румяна, сурьми (для искусственных мушек), ароматическая смесь “галия” (создатель Гален). Ученик Галена Диокл предписывал гигиенические ванны, массаж, различные масла и мази для смягчения кожи. Их последовгЛ тели давали советы по уходу за волосами, кожей лица, глазами, зубами, носом и руками в специальных трудах. Решающий поворот в отношении к косметике произошел в Италии в эпоху Возрождения. Тогда оформился идеал красоты, который требовал особых стараний по уходу за телом. Жительницы Флоренции, Рима, Генуи выучились чернить глаза, что резко контрастировало с кожей лица и особенно со светлыми волосами. Повсеместно на Апеннинском полуострове дамы пользовались масками: на лицо накладывали тонкий ломоть свежей телятины, вымоченной в дождевой воде. Данте отмечал, что женщина, которая не пользуется кремами, мазями, притираниями, помадами и красками, -исключение из правил. Венецианский рецепт XVI века рекомендовал обтирать лицо губкой с водой и сразу после этого наносить краску. В XVII веке французский двор завел обычай красить лицо по примеру Екатерины Медичи, захватившей из родной Венеции румяна, приготовленные на свинцовых белилах, смешанных с киноварью. Но косметика развивается в основном как декоративная. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства — румяна, пудры, помады, кремы и пасты— завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи. Гримировались и женщины и мужчины. С 1566 г. при дворе нужно было появляться с крашеным лицом и белокурыми завитыми волосами. Особенно процветали румяна во Франции в конце XVII и в первой половине XVIII века; в это время женщина без румян чувствовала себя неодетой. Притиранья в известной степени заменяли умывание, к которому люди того времени не имели особой охоты. Если сравнить выставленные в зале серебра петербургского Эрмитажа рукомойники с выставленными там же кубками, кружками и кувшинами для вина, то невольно удивит, настолько малы сосуды для умывания по сравнению с сосудами для питья. Как далеко заходила водобоязнь во Франции, видно из следующих двух примеров, которых вообще можно было бы привести бесконечное множество. В середине XVII века в Париже появилось сочинение о правилах хорошего тона, в котором автор советует стараться мыть руки каждый день, почти так же часто и лицо. А в церемониале утреннего вставания короля Людовика XIV вообще ничего не говорится об умывании; великолепному королю-Солнцу подавали только слегка смоченное в спирту полотенце, которым он обтирал лицо и руки. Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству. В XVI веке в Париже доктором медицины Парижского университета Андре ле Фурние издается популярная книга “Украшение человеческой натуры и убранства женщин”. В этот же период выходит еще одна книга — “Секреты сеньора Алексиса”, в которой даются рецепты приготовления косметических средств. В середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против “чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались. Косметика была натуральной. Но это не означало, что при этом она оказывала на кожу только положительный эффект. Вот вам пример. В XVII веке в моду вошла рисовая пудра, которой щедро посыпали не только прически, но и лица, шеи, плечи и руки. Появились даже особые шкафы для напудривания. Платье уже одетой для выхода в свет дамы прикрывали специальным чехлом, после чего она входила в шкаф и сыпала на себя пудру. Однако чистый рисовый крахмал упорно не желал держаться на коже, и потому хитроумные косметологи стали добавлять в пудру вещества, повышающие ее вязкость. Прежде всего проверенные временем свинцовые белила и соли висмута с примесью мышьяка. Причем доля ядовитых и нейтральных примесей в рисовой пудре доходила до 50%. Единственным отличием от античного периода оказалось то, что врачи научились диагностировать свинцовые отравления и даже пытались использовать различные противоядия, самым распространенным из которых была маска из молока и корней спаржи. Этой смесью пропитывали хлебный мякиш и накладывали его на лицо. Однако помогали такие маски далеко не всегда, в большинстве случаев врачи были не в силах спасти отравленных косметикой. С конца XVII века и еще более столетия парижанки охвачены «румяной лихорадкой». Косметические средства уже изготовляются не кустарным способом отдельными умельцами, их покупают в роскошных салонах на улице Сен-Оноре в Париже (об этом, кстати, упоминает и Дюма - вспомните текст "Трех мушкетеров"!) Про элементарную гигиену вспомнили несколько позже - уже при дворе Людовика XIV. История сохранила имя придворной дамы — мадам Дю Барии, знаменитой только тем, что она первая начала ежедневно обливаться холодной водой. Ее примеру стали следовать и другие. А вот вам некоторые модные ароматы того времени. Флер-д-Оранж Сегодня цветы для свадебных букетов выбирают исходя из личных пристрастий, моды или советов флориста. А не так давно невеста не могла и помыслить об ином "цветочном" аксессуаре, кроме как о флердоранже. Ныне же этот ароматный символ чистоты и невинности гораздо чаще встретишь в запахе духов, нежели на свадьбе, символом которой он по-прежнему остается. Белые греты померанцевого дерева с изящным французским названием флердоранж на протяжении веков были обязательным свадебным аксессуаром. Олицетворением чистоты и непорочности они стали благодаря легенде о том, как, получив в подарок к свадьбе с Зевсом апельсиновые сады, Гера смогла сделать так, чтобы брачная ночь продлилась... триста лет. Мифическая богиня, обливаясь водой из священного источника и вдыхая запах флердоранжа, вновь и вновь возвращала себе девственность. Так нежные цветы померанцевого дерева на века стали неизменными спутниками невест к алтарю, служа своеобразным гарантом невинности. Флердоранж славен и содержанием уникального масла нероли. Этот знаменитый косметический ингредиент был назван в честь принцессы Нерольской, которая ввела эфирное масло цветов померанца в моду при европейских дворах в XVII веке. Дамы буквально пропитывали себя его ароматом, считая (и не без основания) его сильным сексуальным стимулятором. Современные же косметологи уверяют, что, помимо этого, масло нероли обладает и прекрасным антистрессовым действием. Так что флердоранж обладает еще и практической пользой, помогая новобрачной сохранять спокойствие. Масло нероли входит в состав многих косметических средств, которые увлажняют, успокаивают, разглаживают и оживляют сухую и чувствительную кожу. Сочетание же сексуальности с непорочностью и по сей день вдохновляет парфюмеров всего мира на создание самых изысканных и популярных композиций. Розмарин Основной аромат уютный, теплый, горьковатый, пряный. Оттенки тональности: верхний - пульсирующий; средний - леденцово-древесный; нижний - мягкий, пушистый, бальзамический. В прошлом знания о свойствах целебных растений принадлежало, как правило, особам знатного происхождения. Вот какую запись оставила королева Венгрии, жившая в XIV веке: "Я, донна Изабелла, находясь в возрасте 72-х лет, будучи совершенно больной и разбитой подагрой, целый год использовала рецепт, полученный мною от одного алхимика…; после лечения я почувствовала себя так хорошо, как в годы моей молодости, совершенно выздоровела и обрела силы". В XVII веке волна популярности необычного средства под названием "Вода королевы Венгрии", захлестнула Европу. Её использовали для самых разных целей: пили как лекарство при болезных нервного характера, Людовик XIV использовал её для лечения ревматизма и укрепления памяти, женщины считали "Воду королевы Венгрии" чуть ли не главным косметическим средством. Только в XVIII веке стало известно, что чудодейственные силы этому тонизирующему настою придавал розмарин. Наполеон, зная об этом, начинал свой день с омовения розмариновой водой, которая дарила свежесть и бодрость на целый день. Розмариновое масло было впервые получено в XIV веке алхимиком Рамогом Луллем. Масло розмарина получают из европейского кустарникового растения. Оно обладает свежим, устойчивым, чистым запахом, аромат уютный, теплый, горьковатый. Розмарин обладает спазмолитическим, желчегонным, тонизирующим и антимикробным действием. Масло розмарина служит иммуностимулятором. Это эффективное средство для лечения нервной системы при вегетососудистой дистонии, депрессии, склерозе. Устраняет частые головные боли, улучшает мозговое кровообращение. Успешно борется с переутомлением глаз, повышает остроту зрения. "Трава сердца" розмарин ослабляет явление ишемии, укрепляет стенки сосудов, снимает воспаление при варикозном расширении вен, флебите, геморрое. Масло розмарина обладает обезболивающим эффектом, его назначают при травмах, артритах, ревматизме, болях в мышцах, астме, бронхитах, сильном кашле, простудах, желудочно-кишечных проблемах. Розмарин уменьшает гиперсекрецию кожи, вызывает сокращение пор, выравнивает рельеф кожи. Масло смягчает грубые участки кожи, устраняет ороговевшие, восстанавливает нежность и эластичность эпидермиса. Это сильное противоцеллюлитное средство. Масло стимулирует регенерацию и рост, останавливает выпадение волос, устраняет перхоть. Розмарин - это одно из лучших средств для улучшения памяти. Интересно, что греческие студенты надевают гирлянды из розмарина перед экзаменами, что улучшает умственную активность и нормализует общее состояние. Свежий бодрящий аромат розмарина неоценим как для студентов, так и для офисных служащих, ученых и т.д., т.к. он эффективно восстанавливает силы, устраняет мнительность, неуверенность. Розмарин - неоценимый помощник в изучении иностранных языков, т.к. помогает запоминать иностранные слова.

Ответов - 12

Джулия: В оригинале текста "Трех мушкетеров" Арамис ухаживает за своими руками с помощью миндальной пасты (а не мыла, как в переводе Ксаниной-Вальдман-Лившиц!) Возможно, паста была сделана по одному из рецептов, которые приведены ниже. Забавная такая штука... Пасты изготовляются из содержащих жиры растительных веществ, которые обладают способностью с водой образовывать эмульсию. В них отсутствует малейшая примесь щелочей, и поэтому они являются самыми нежными средствами для кожи лица и рук, для придания ей эластичности и мягкости. Так как все эмульсии, содержащие жир, легко разлагаются и портятся, рекомендуется сосуды с изготовленной пастой закупоривать герметически и сохранять в прохладном месте. Впрочем, достаточно небольшой примеси салициловой кислоты (до 0.5% отвеса консервируемой массы), чтобы предохранить массу от разложения. Миндальная паста Горького миндаля 3 кг Бергамотового масла 300 г Лимонного масла 100 г Алкоголя 2 л Розовой воды 4 г Кладут горький миндаль в сито и опускают его на несколько секунд в кипяток, после чего легко счищается миндальная кожица. Очищенный миндаль тщательно толкут в ступе. Пересыпают в глазированный горшок, стоящий в другом, наполненном кипятком горшке, и обливают миндаль двумя литрами розовой воды, заранее подогретой до кипения. Перемешивание и подогревание продолжают до получения из миндальной муки и розовой воды однородной массы, что узнается по исчезновению белых крупинок. Затем горшок слегка охлаждают, и к смеси прибавляют остаток розовой воды и растворенные в винном спирте эфирные масла. Миндальная ласта должна быть маслообразного однородного состава, что легко достигается тщательным перемешиванием. Медово-миндальная паста Горького миндаля 1 кг Меда 2 кг Миндального масла 2 кг Яичного желтка 30 штук Бергамотового масла 30 г Лимонного масла 20 г Гвоздичного масла 20 г Смешивают яичные желтки, мед и миндальное масло и к этой смеси прибавляют очищенный от кожицы миндаль и эфирные масла. Калодерм Пшеничной муки 4 кг Миндальных отрубей 1 кг Фиалкового корня 1 кг Эссенции из роз 1 л Глицерина 0.4 л Из вышеуказанных продуктов приготовляют род теста, которое разбавляют водой перед употреблением. Глицериновая паста Глицеринового крема 250 г Миндального масла 400 г Розовой воды 350 г Спермацета 100 г Воска 32 г Розового масла 4 г Растапливают воск и спермацет умеренным нагреванием, прибавляют миндальное масло. Тщательно размешивают и добавляют смешанный с розовой водой глицерин и розовое масло, которое можно заменить каким-либо другим хорошо пахнущим маслом. Если препарат приготовлен для лета, то полезно увеличить количество воска на 50%, так как вследствие этого паста получает большую плотность. Спермацет в XVII веке был не только известен, но и широко использовался.

Джулия: И еще про миндаль (извините, маньяк дорвался). Вообще для чего нужно миндальное масло? Богатейший состав масла, его легкая текстура и высокая проникающая способность позволяют использовать масло сладкого миндаля не только в соединении с эфирными маслами, но и в качестве самостоятельного средства для ухода за кожей всех типов и состояний, особенно за чувствительной, нежной, склонной к раздражениям. Оно помогает снять зуд и покраснение, устраняет шелушение, жжение, сыпь и сухость. Из миндального масла получаются отличные питательные маски для ухода за неэластичной и безжизненной кожей. Оно подтягивает и питает кожу, включает механизмы обновления её тканей, обладает восстанавливающим и ранозаживляющим действием, хорошо впитывается и очищает поры. Придает коже здоровый, красивый цвет. Кроме того, оно благотворно воздействует на сальные железы кожи головы (нормализуя их работу) и волосяные фолликулы (ускоряя рост волос). Теплые масляные миндальные маски для рук обеспечивают регенерирующее, ранозаживляющее действие, дают хорошие результаты при лечении огрубевшей, растрескавшейся и воспаленной кожи. Его всего лишь необходимо нанести и слегка растереть. Незаменимо для массажа. Вот еще ряд проблем не только XVII века, которые поможет разрешить масло сладкого (не путать с горьким!) миндаля: сухая и нормальная утомленная, дряблая кожа - оживляет и разглаживает морщинки на теле и лице, особенно вокруг глаз; чувствительная, склонная к раздражению кожа, кожа с видимым сосудистым рисунком на ней - придает бархатистый оттенок и красивый ровный цвет (смягчает, делает нежной и свежей); сухая зрелая кожа - прекрасное средство для увлажнения и регенерации; жирная кожа - балансирует, защищает от микробов; проблемные участками тела, склонные к снижению эластичности - предотвращает появление растяжек во время беременности; огрубевшая кожа - используется при лечении солнечных и бытовых термических ожогов, мелких травм; выпадение волос - является стимулятором роста волос, придает им блеск и эластичность; также, стимулирует рост бровей и ресниц; при болях в ушах - согревающее действие. Во как!

Джулия: Все мы помним из "Виконта де Бражелона", что любимым ароматом принцессы Генриетты была ВЕРБЕНА Вербена лимонная, она же южноамериканская липпия (Lippia citriodora) - это вечнозеленое растение семейства вербеновых, представляющее собой кустарник с большой кроной и мелкими пурпурными цветками. Её родиной являются такие страны Южной Америки, как Перу, Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвай. Культивируют её на юге Франции, в Алжире и Тунисе. Римляне и галлы считали, что это растение исцеляет от всех болезней. Память об этом сохранилась в этимологии разнообразных названий вербены. Слово «вербена» скорее всего происходит от латинского глагола «verberare», означающего «разить». Не исключено однако, что название «вербена» происходит от глагола «vivere» – «жить». Вербену часто использовали в различных ритуалах и религиозных церемониях. Вербена душистая – кустарник, достигающий 2 метров в высоту. Листья заостренные, множество мелких цветков составляют соцветие-колос. Цветет вербена с июля по август. Из высушенных листьев путем перегонки с водяным паром получают вербеновое масло, обладающее сладковатым лимонным запахом и желто-зеленым цветом. Масло, в основном, сконцентрировано в листьях. Обладает антисептическими свойствами. Помогает от мигрени. Вот еще информация о вербене и том, как ее можем использовать мы. Вербена лимонная (латынь) Aloysia triphulla Семейство Вербеновые. Синонимы A. citriodora. Verbena triphylla, Lippia citriodora, L. triphylla. Характеристика: Бледно-оливковая или бледно-желтая текучая жидкость со сладким, лимонно-фруктовым ароматом. Многолетний кустарник высотой до 5 метров с очень ароматными ланцетовидными листьями и мелкими пурпурными цветами. Является родственницей душицы. Синергия: Хорошо смешивается с маслами нероли, пальмарозы, мироксилона, лимона и других цитрусовых. Использование: Лимонную вербену используют так же, как мяту, апельсиновый цвет (нероли) или мелиссу. Помогает при нервных расстройствах и нарушениях в системе пищеварения. Сухие листья применяют для заваривания чая, который обладает освежающим действием и способствует восстановлению печени после неумеренного употребления спиртных напитков. В домашних условиях применяют при спазмах, несварении желудка и застойных явлениях в печенице, нервном напряжении и заболеваниях, вызванных стрессом. Используется в парфюмерии, в частности при изготовлении цитрусовых одеколонов. Эффективно устраняет проявления длительной усталости, усиливает мыслительную продуктивность. Женское эротическое масло, устраняет фригидность. Омолаживает, разглаживает кожу; устраняет потливость. Препятствует спазмированню сосудов головного мозга, улучшает микроциркуляцию, устраняя головную боль, головокружение, тошноту спазматического происхождения. Нормализует артериальное давление при вегето-сосудистой дистонии. Регенерирует ткани после ушибов, гематом, растяжений, переломов. Энергетика: Масло, повышающее удачливости личности, уменьшающее величину дыр и хвостов, помогает исправлять совершенные ошибки, открывая разуму справедливый и благородный выход из неприятной ситуации. Меры безопасности: Из-за высокого содержания цитраля возможны аллергические реакции и фототоксичность. Индивидуальная непереносимость вербены. Дозировки: Ванна - 2 капли. Массаж: 3 капли. Обогащение кремов, тоников, шампуней, гелей для душа: 4 капли. Аромамедальон: 6 капли.


Джулия: Шалфей Латинское название шалфея Salvia – происходит от глагола salvere, означающего спасать, исцелять, что подчеркивает значение этого лекарственного растения. Особенно высоко ценятся антисептические свойства шалфея. Средневековая поговорка гласила: «Человек, почему ты на смертном одре, когда в твоем саду растет шалфей?». Шалфей – полукустарник, достигающий от 20 до 80 см в высоту. Листья неопадающие, бледно-зеленого цвета, покрыты белым пушком. С мая по август появляются крупные лилово-голубые цветки. Шалфей широко распространен в Средиземноморье, но иногда встречается и вдали от побережья. Он относится к лекарственным растениям, используется для наружного применения при лечении ран и ушибов, растяжений и обморожений. Настой шалфея применяется для улучшения роста волос, но прежде всего шалфей известен как антисептик.

Джулия: Лесная сосна Лесная сосна отличается от своей родственницы, морской сосны, снабжающей человека скипидаром и другими продуктами подсочки (искусственное ранение растущих деревьев для получения смолы хвойных пород), розовой корой, более короткими иглами и шишками меньшего размера. В лесной сосне содержится очень много масла, которое получают из почек путем перегонки с водяным паром. Дикорастущая лесная сосна встречается в Альпах и Пиренеях на высоте от 800 до 2 000 метров; в равнинной местности встречаются лишь искусственные насаждения. Лесная сосна растет в Европе и на Севере Азии и достигает 45 метров в высоту. Постоянные листья (иголки) имеют длину от 3 до 6 см. В них, так же как и в почках, содержится масло, добываемое перегонкой с водяным паром. Сосновое масло известно своим антисептическим действием. Применяется внутрь для лечения дыхательных путей.

Джулия: Сладкий апельсин Родиной этого дерева, достигающего высоты от 3 до 13 метров, считается Китай. Листья гладкие, блестящие, овальной формы. Цветки белые, менее ароматные, чем у горького апельсина. Это объясняется тем, что они содержат меньше ароматического масла. Сладкий апельсин – самый распространенный вид из всех цитрусовых (лимон, мандарин, горький апельсин, бергамот и т. д.). Выращивается ради плодов, использующихся в пищевой промышленности, а также для производства ароматического масла, которое получают из кожуры (после отжима фруктов) путем перегонки с водяным паром. Масло обладает достаточно насыщенным желтым цветом. С вызреванием плодов концентрация масла в них понижается. Эссенция сладкого апельсина, известная как «Португальский апельсин», входит в состав многих одеколонов. В качестве антисептика она используется при изготовлении лосьонов и мазей. Благодаря этому свойству, а также приятному запаху апельсиновое масло входит в состав многих косметических препаратов.

Джулия: Перечная мята Существует множество разновидностей мяты и ее гибридов. Во французской фармацевтике особенно популярна перечная мята. Родина мяты – большая часть европейского юга. Мята получила широкое распространение благодаря римлянам, ценившим ее свежесть. В древности считалось, что мята снимает головные боли. Ее обезболивающее действие использовалось при лечении различных недугов: зубной боли, воспаления седалищного нерва, зуда, вызванного крапивницей или экземой, нервного зуда. Подобным же образом использовали мяту и китайские врачи. Перечная мята – многолетняя трава с квадратным в сечении стеблем: отличительным признаком любого растения, принадлежащего к семейству губоцветных. Листья простые, зубчатые. Цветки – пурпурные или белые. Масло получают путем перегонки с водяным паром. Благодаря своему освежающему эффекту, высоко ценится в кондитерской промышленности (конфеты, жевательная резинка), производстве прохладительных напитков. В фармацевтике используется благодаря обезболивающим свойствам: стимулирует нервные окончания, ощущающие холод, тем самым вызывая частичную анестезию. Применяется, в частности, при лечении зуда различного происхождения. Перечная мята также находит применение в современной медицине как антиспазматическое, антисептическое средство, кроме того используется как афродизиак.

Джулия: Лаванда Название этого растения происходит от латинского глагола «lavare», означающего «мыть». В древности греки и римляне использовали лаванду в гигиенических целях – она ценилась благодаря приятному запаху, а также как антисептик. Лаванда принадлежит к большому семейству губоцветных. Это полукустарник, цветущий в июле-августе голубыми цветочками (цвет лаванды: сиренево-голубой), расположенными на цветоносном стебле. Лаванда широко распространена в Средиземноморье – встречаются как дикие заросли, так и культурные насаждения. Масло добывается из соцветий. Также лаванда отпугивает насекомых (моль и клопов) – хранящееся в шкафах белье перекладывают маленькими букетами сухой лаванды.

Джулия: Кипарис Кипарис встречается на всем Средиземноморском побережье в виде защитных лесонасаждений. Однако родиной этого дерева считается Азия: Китай, Иран, Афганистан. В Европу он попал несколько тысяч лет назад. Кипарис может достигать 20 метров в высоту. Латинское название кипариса «sempervirens». Кора серая, с красноватым оттенком; небольшие листики-иголки – треугольной формы. Шишки кипариса содержат танины – вещества, обладающие вяжущим свойством, – а также бесцветную или зеленоватую эссенцию, которая по запаху напоминает скипидар. Кипарисовое масло получают путем перегонки с водяным паром. Оно обладает антисептическими свойствами.

Джулия: Лимон Лимон – практически единственное дерево, на котором можно одновременно увидеть листья, цветы и плоды. Речь, безусловно, идет о дереве, выращенном в теплых краях, например на средиземноморском побережье Франции. Молодое лимонное деревце достигает 5 метров в высоту. Листья довольно крупные, бледно-зеленые. Цветы обладают приятным ароматом и покрывают дерево круглый год. Сбор плодов происходит летом и зимой. Урожай с одного взрослого лимона может составлять до 2 000 плодов. Лимонную эссенцию получают путем перегонки с водяным паром свежей или отжатой цедры. Полученное масло имеет светло-желтый, иногда зеленоватый оттенок и очень приятный запах. Испарения лимонного масла обладают сильнейшим антисептическим действием.

Джулия: Кое-что про духи и одеколон В нашем тысячелетии первым задокументированным свидетельством парфюмерной истории служит патент на продажу духов, выданным Генрихом VI в Париже в 1190 году. Во Франции духи изначально использовались для смазывания перчаток, чтобы перекрыть неприятный запах кожи после дубления. Затем их стали употреблять в качестве «заменителя» мыла и воды. Екатерина Медичи - юная флорентийка, ставшая супругой Генриха II, не могла и не хотела обходиться без духов, пудры и помады, к которым так привыкла у себя на родине, в Италии. Там еще столетием ранее «первая дама мира» Изабелла д’Эсте, по мужу Гонзага, составляла их ароматные рецепты лично («для любовных утех» – особо). А Катарина Сфорца, героически обороняя крепость от Цезаря Борджиа, выписывала издалека душистые мази и притирания для лица и рук. Обогатив знания французов в области косметики и парфюмерии, а заодно привнеся в дамский гардероб панталоны (за которые дикие бургунды сожгли Жанну д’Арк), Екатерина Медичи ввела обыкновение пользоваться чудесной продукцией, не зная удержу. Что не удивительно: в XVI в. ее галантные подданные, принеся из итальянских походов болезнь, без ложной скромности названную «французской», мыться перестали напрочь. Вплоть до того, что экстравагантно купавшаяся по утрам Диана де Пуатье и в 60 лет потрясала весь двор невиданно белой кожей! Ее юные соперницы отчего-то не могли достичь такого эффекта фунтами притираний. Тут возникает таинственный и зловещий образ мэтра Рене, личного парфюмера королевы Екатерины. Шепотом рассказывали, что изготавливает флорентиец не только духи, но и яды. Зловещие слухи не мешали дамам и кавалерам атаковать парижскую лавку Рене, устроенную на Мосту Менял. Они толпились там с утра до позднего вечера, постоянно пополняя запасы «душистого оружия». А оно было не только в виде жидкости, которой натирали тело, опрыскивали волосы и белье. Для придания приятного запаха перчаткам парфюмер приготавливал особую пасту. Ею покрывали расшитые золотом и каменьями аксессуары. Кое-кому, как утверждает легенда, это стоило жизни. В те полные дворцовых интриг времена поговорка «красота требует жертв» получила немало подтверждений на практике. Ну разве погибла бы мать будущего короля Франции Генриха IV Наваррского, если бы не жгучее желание стать красивее и желаннее? По приказу коварной отравительницы Екатерины Медичи мэтр Рене пропитал ядом прекрасные перчатки. Не впервой было флорентийцу выполнять подобные деликатные химические изыскания по поручению своей царственной госпожи. Разумеется, бедная жертва ничего об этом не знала. Она не смогла устоять перед сокрушительным сочетанием красоты и аромата и с удовольствием надела благоухающие перчатки на холеные ручки. Это стало ее последней ошибкой. А при дворе вошло в моду дарить аксессуары «с секретом». Еще одно грандиозное парфюмерное изобретение – одеколон – тоже родилось не во Франции. По поводу этого знаменательного события существуют разные, взаимоисключающие друг друга версии. Одна рассказывает, что рецепт одеколона разработал в XVIII веке аптекарь из Кельна, и поэтому ароматная жидкость получила название кельнской воды. Вторая история одеколона тоже выглядит вполне достоверной. Она гласит, что некий Джованни Пауло Фемини выведал рецепт у настоятельницы флорентийского монастыря Санта Мария Новелла, одному богу известно каким способом. Злые языки поговаривали, что не обошлось без греха. Тоже вполне вероятно. Даже монахини, порой, не могут устоять перед чарами любви. А может быть, произошло так, как утверждает третья версия. По ней рецепт букета из запахов цветов, листьев и кожуры померанца, а также эфирных масел розмарина, лимона и бергамота был подарен сыну кельнского банкира, который, не долго думая, пустил его в производство и значительно приумножил свое состояние. Так или иначе, а столь же простой в исполнении, сколь и изысканный, аромат начал свое победоносное шествие по странам Европы, а потом и по всему миру.

Нейт: Попалось коротенькое видео "Женщины в разные эпохи"



полная версия страницы