Форум » На самом деле было так » Образование англичанки в XVII веке » Ответить

Образование англичанки в XVII веке

Adel: Возможно, кому-то будут интересны фрагменты из книги: Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Серия "Pax Britanica". СПб.: Алетейя. 2001 г. 247 стр.

Ответов - 12

Adel: Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Женское образование впервые зародилось за пределами Англии. Оно имело свою предысторию. Издавна женщина рассматривалась в обществе как более слабый (и не только в физическом отношении) пол. Ее уделом было беспрекословное подчинение представителям «сильного» пола. Одним из первых в защиту женщин выступил Платон. Свою теорию «платонической любви» он посвятил именно женщине, «мудрой в чувствах, как и во многом другом». **1 В «Республике» он утверждал, что женщины должны принимать участие в управлении государством наравне с мужчинами, исполняя те же функции в обществе, что и они, даже защищая отечество, и потому им необходимо дать такое же образование, какое получают их братья и мужья. **2 Однако лучший ученик Платона — Аристотель уже выражал общераспространенное мнение о том, что мужчина должен управлять, а женщина подчиняться. И потому о равном образовании полов не может быть и речи. **3 В Древней Греции девочек обучали чтению и письму дома, тогда как их братья посещали гимназии. Учителями девушек становились матери, а после замужества — их мужья. Как правило, афинские девушки намного хуже образованы, нежели юноши. Чаще всего их обучение ограничивалось лишь навыками чтения и письма. Обычно женщин готовили к домашней деятельности. Так, Ксенофонт не сомневался в том, что «для женщины пристало оставаться дома». **4 В Древней Спарте главным для женщины считалось рождение здорового потомства, поэтому воспитание девушек имело своей направленностью по преимуществу физическое их развитие. Древние римлянки были образованы намного лучше, чем гречанки. Их образованием занимались не только матери, но и учителя, которые обучали их братьев. Появляются и первые женщины-воспитательницы. Детей разного пола в семьях воспитывали совместно. Подобная традиция совместного обучения будет позаимствована у древних римлян в эпоху Возрождения. Женское образование в Древнем Риме не отличалось разнообразием. Известная древняя эпитафия о традиционном занятии римлянок гласила: «Сидела дома, пряла шерсть». **6 Разумеется, подобная деятельность не требовала от женщины каких-либо особых знаний. В более поздние периоды истории Рима в домах богатых граждан девушек стали обучать литературе и музыке. Женщины начали также заниматься изучением философии и юриспруденции. Бывали случаи, когда образованные римлянки становились клерками, стенографистками, учительницами, докторами философии и медицины, а также государственными секретарями. Некоторые римские матроны впервые заговорили об эмансипации. **7 Для детей плебса в стране стали открывать школы.

Adel: В IV-V вв. монастыри начали активно заниматься образованием богатых римских матрон и вдов. Св. Иероним, человек неординарный, интересовавшийся древнегреческими переводами, написал трактат «Письмо об образовании девушки» (405 г.). Это произведение в защиту женского образования он посвятил одной из своих учениц — Паоле. Трактат содержал рекомендации о том, как ей следовало воспитывать и обучать свою дочь. Св. Иероним считал необходимым обучение девушки грамоте. На его взгляд, делать это следовало совместно с другими детьми, чтобы «стимулировать рвение ученицы к учебе». Если девочка ленится, то бранить ее за это не следует, похвала же будет лучшей наградой за ее успехи. «Позволь дочери радоваться, когда она первая в учебе, и печалиться, если она отстает, — писал Св. Иероним. — Главное — не делай для нее занятия неприятными». **8 Важную роль в образовании девушки должна играть, на взгляд священнослужителя, конечно же, религия. «Заставляй дочь ежедневно повторять тексты из Священного Писания, — наставлял он Паолу. — Когда же девочка подрастет, то сопроводи ее в церковь, и пусть Дева Мария станет для нее примером для подражания». Большое внимание в своем трактате Св. Иероним уделял нравственному воспитанию девушки. Он предостерегал мать от любых нежелательных контактов дочери с людьми, которые могут оказать на нее «дурное влияние», а также от мужской компании. Он считал, что девушке не следует уходить куда-либо из дома одной. Даже в церковь ее должна сопровождать мать. Св. Иероним не обошел своим вниманием также внешний вид девушки. Он не советовал ей украшать шею жемчугами, а пальцы — золотыми кольцами ради того, «кому обещана» — жениха. «Вместо драгоценностей и шелка пусть твоя дочь полюбит манускрипты Святого Писания, в которых найдет для себя наставления на истинный путь», — констатировал священник. **9 Главное для девушки, считал Св. Иероним, это сохранить свою невинность. Он давал также рекомендации относительно питания молодой особы. Ее пища должна быть простой и скромной: овощи, хлеб, немного рыбы. Никакого вина. Короче говоря, девушка «должна быть немного голодна, когда начинает читать или молиться, либо распевать псалмы». Не забыл автор трактата упомянуть и о тех, кому предстояло заняться женским воспитанием и образованием. На его взгляд, в учителя следовало подбирать людей «знающих и достойных», которые обучат греческому и латыни. Однако главная роль в воспитательном процессе остается за матерью. «Ты должна быть ее учительницей и являть собой пример для подражания, — наставлял Паолу Св. Иероним. — Полагаю, что своим примером ты обучишь дочь лучше, чем с помощью любых слов». Трактат Св. Иеронима явился, по сути, одним из первых произведений, которое защищало не просто женское образование, но образование светское. Данное произведение, гуманистическое по своему характеру, являло собой своеобразный шедевр европейской педагогической мысли раннего средневековья.

Adel: В VI—XI вв. во многих странах Европы укрепилась монастырская система образования. Каких-либо сведений о формальном внецерковном образовании, по мнению американской исследовательницы Ф. Сток, не существовало. **10 (Внемонастырское мужское образование началось с указа Карла Великого в 787 г. о создании приходских школ.)**11 Дочери знатных людей помещались в монастыри, чтобы получить там минимальные познания в области религии. Их обучали настоятельницы, которые зачастую сами едва умели читать, и священнослужители. Учебная программа монастырей включала в себя чтение, письмо, пение, минимальные познания в грамматике и арифметике, несколько уроков рисования с целью обучения учениц украшать переписываемые ими рукописи религиозного содержания. Нередко девочек обучали также простейшим медицинским навыкам. Вплоть до XII в. большим достоинством монастырского образования являлось использование в учебном процессе латыни в качестве разговорного языка, что позволяло девушкам знакомиться с древней поэзией, а также писать на латыни. Однако светская литература очень быстро была потеснена литературой религиозного характера. В XII в. положение женщины в феодальном обществе ряда европейских стран претерпело заметные изменения. Женщина получила «сравнительно обширные права не только юридического и имущественного характера, но особенно в области чувств». В этот период возникает культ Дамы, который становится «необходимым элементом куртуазной рыцарской культуры» **12 Прекрасная Дама, вдохновляющая авторов рыцарских романов и трубадуров, конечно же, должна была быть женщиной образованной, чтобы вызывать утонченное и возвышенное чувство любви и преклонения со стороны своего Рыцаря. Социально-политические изменения, свершившиеся в Европе в ХIV-XV вв., привели к изменению роли женщины в обществе. В Испании и Италии женское образование было интегрировано в общую культуру государств, и среди студентов и профессоров университетов уже нередко можно было встретить женщин. Во Франции широкую известность приобрела ученый и поэтесса Кристина Пизанская (1362—1429), убежденная сторонница интеллектуальной свободы для женщин. **13 Американская исследовательница Дж. Келли связывала зарождение феминизма именно с появлением ее работ. В Англии же подобной традиции женского образования, как на континенте, не существовало. Начиная с 400 г. и по 1539 г. в стране сохранялось монастырское обучение. Церковь владела монопольным правом контроля над образованием, и никто не смел обучать без разрешения епископа. И лишь Реформация, проведенная королем Генрихом VIII, положила конец как монастырям, так и монастырскому образованию.


Adel: 2. ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Возрождение и Реформация XVI в. заложили в Европе «основы современного знания как в области естественных и точных наук, ... так и в сфере гуманитарной... мысли». **14 Заметные перемены в эпоху Возрождения произошли и в системе образования. Гуманисты признавали ценность образования, утверждая, что оно ведет к добродетели. Чем лучше образован человек, считали они, тем более он добродетелен. Ученые-гуманисты первыми признали необходимость женского образования. Большой вклад в развитие теорий, обосновавших необходимость женского образования в Англии в XVI в., внесли такие выдающиеся ученые, как Томас Мор, Хуан Луис Вивес и Эразм Роттердамский. Великий гуманист Томас Мор (1478—1535) впервые озаботился проблемой женского образования, когда женился на очаровательной семнадцатилетней девушке. Поначалу он пытался заинтересовать ее музыкой и книгами, просил повторять содержание прослушанных в церкви проповедей. Однако подобные требования Мора вызывали недоумение у его супруги, поскольку в доме своих родителей она общалась только со слугами и учение было ей в новинку. Очень скоро юная леди стала скучать на занятиях, которые проводил с ней супруг, а затем и вовсе отказалась подчиняться его требованиям. Когда же Мор попытался урезонить свою жену, заставив ее сесть за книги, та ударилась в слезы и даже пригрозила, что покончит с собой, если и впредь ее будут принуждать к учебе. Тогда молодой супруг решил нанести визит родителям жены. По прибытии к родственникам Мор оставил жену в обществе ее матери и сестер, а сам уединился с тестем. Поделившись своими сложностями в семейной жизни, Мор услышал в ответ следующее: «Я отдал свою дочь тебе, и она теперь полностью в твоей власти. Если же жена не подчиняется, то ты вправе ее научить уму-разуму силой». **15 Однако молодой супруг заявил, что предпочел бы повлиять на жену скорее с помощью авторитета отца, нежели столь крайними мерами. Тесть согласился побеседовать с дочерью. Он пригрозил, что отдаст ее в услужение к свирепому господину, если она не переменит своего поведения по отношению к мужу. Угроза отца подействовала, и семейная жизнь супругов постепенно наладилась. Их брак оказался счастливым. Они родили четверых детей: сына и трех дочерей. Всем детям Томас Мор дал классическое образование. Он нанял для них лучших учителей по латинскому и греческому языкам, философии, астрономии и математике. Кроме того, Мор самолично контролировал образовательный процесс своих детей. Когда он уезжал из дома по делам, то просил детей писать ему письма на латыни, в которых те сообщали бы о своих успехах в учебе. Мор переписывался и с учителями своих детей. Наставника дочерей Уильяма Госпеллу он самолично инструктировал: «На первом месте должна стоять добродетель, знания — на втором, необходимо прежде всего привить девушкам уважение, богопочитание, милосердие ко всем, а также христианское смирение». **16

Adel: Среди детей Мора своими талантами выделялась его любимая дочь Маргарет. Она освоила греческий и латынь, изучила философию, астрономию, физику, арифметику, логику, риторику и музыку. Она высказывала глубокие и серьезные суждения. Мор гордился успехами дочери, ее незаурядными способностями и показывал письма, написанные Маргарет, своим ученым коллегам. Выйдя замуж, Маргарет не оставила своих научных занятий и, в частности, латинских переводов. Так, она перевела на английский язык произведения Эразма Роттердамского. Когда Маргарет ждала ребенка, отец написал ей, что хотел бы иметь внука, но если родится девочка, то пусть она станет «такой же образованной и добродетельной», как и ее мать, и что «такую девочку он предпочел бы троим мальчикам». **17 На взгляд Мора, «образованность и добродетель предпочтительнее всех сокровищ короля». Его личный опыт убеждал в том, что умственные способности женщин ничуть не уступают мужским, а зачастую и превосходят их. Он недоумевал, почему образование не распространяется в равной мере на оба пола. Ученый утверждал: если женщина по своей природе «строптива и порождает больше сорняков, чем плодов», то исключительно в силу недостатка образования. Томас Мор призывал заниматься воспитанием и образованием женщин «более усердно». **18 Другой известный гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1466-1536) являлся другом Томаса Мора. Он нередко гостил у него в доме. Знакомство с семейством Моров заставило Эразма признать, что женщины должны быть образованы так же, как и мужчины. Он написал трактат «Образованная юная леди», в котором показал, как образование помогло отстоять одной молодой даме право на собственную духовную жизнь. Гуманист не одобрял заточения девушек в монастырь. Он считал, что женское образование направлено на то, чтобы сделать из девушек хороших жен и матерей. Вместе с тем, он отвергал право женщин на преподавание, считая «противоестественным» для них контроль над мужчинами. **19 Признанной носительницей гуманистической традиции образования женщин стала также первая супруга короля Генриха VIII Екатерина Арагонская. Ее мать — испанская королева Изабелла Кастильская сама была женщиной высокообразованной, знала несколько языков, в том числе и латынь. Для своих четырех дочерей она приглашала лучших профессоров университета. Неудивительно, что Екатерина Арагонская еще в детстве легко читала на латыни и других языках. Она восхищалась трудами Эразма и даже настояла, чтобы он написал трактат «О христианском браке», в котором защищал женское образование. Когда Екатерина Арагонская прибыла в Англию, она была тепло встречена лордом-канцлером Томасом Мором. Большой заслугой английской королевы на ниве женского образования стало привлечение в качестве наставника ее дочери, будущей королевы Марии Тюдор, известного испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса.

Adel: Хуан Вивес (1492-1550) получил образование в университете Валенсии, затем посещал лекции Эразма Роттердамского, а в 1523 г. прибыл в Англию, чтобы послушать лекции в Оксфордском университете. Получив приглашение от Екатерины Арагонской и заняв место учителя дочери Генриха VIII, Вивес написал ряд памфлетов в защиту женского образования, а также учебник, предназначенный для Марии Тюдор, который позднее был использован для обучения других детей короля, будущих правителей Англии из династии Тюдоров — Эдуарда VI и Елизаветы I. Самым известным произведением Вивеса в защиту женского образования стал трактат «Наставление для христианки», написанный на латыни и переведенный на английский язык в 1529 г. Трактат выдержал более 40 переизданий и был переведен на испанский, английский, голландский, французский, немецкий и итальянский языки. Однако наибольшую известность произведение Вивеса приобрело в Англии, где набирала силу кампания в защиту образования аристократок. Английская знать в XVI в., подобно знати других европейских государств, приходила в упадок. Ее все больше теснили представители средних классов, буржуа, укреплявшие день ото дня свои позиции во всех сферах жизни. «Новые дворяне», не всегда знавшие грамоту, потянулись к знаниям. Этот процесс затронул и аристократок. В книге «Наставление для христианки» Вивес заявлял, что главное предназначение женщины — быть хорошей женой и матерью и что девушек надо готовить к этой роли заблаговременно. Вивес соглашался с Эразмом в том, что женщины не должны быть учительницами, но уверял, что первой наставницей для дочери должна стать ее собственная мать. Девочкам необходимо научиться чтению книг, которые известны «добродетельными наставлениями», а также переписыванию текстов из Библии или работ философов. Для чтения Вивес рекомендовал произведения Платона, Цицерона, Сенеки. Большое внимание в трактате уделено религиозному воспитанию девушек. Давая советы девушкам относительно того, какую литературу им следует читать, Вивес в то же время заявлял, что большую часть времени они все же должны уделять домашней работе, а не учебе. «Мужчины заняты в стране и за ее пределами как собственными, так и общественными делами, — писал он в "Наставлении", — поэтому они нуждаются в чтении многих книг и детальном и продолжительном их изучении. Что же касается женщин, то для них главное — честность и целомудрие, и если они об этом заботятся, этого вполне достаточно». **20 Так Вивес подготавливал своих читательниц к необходимости нравственного воспитания. Он посвятил немало страниц трактата проблеме целомудрия женщины, сохранения девичьей чести. Гуманист предостерегал девушек от любых контактов с мужчинами. Он считал, что девушки должны заблаговременно готовить себя к браку и в юности вести аскетический образ жизни: пить одну воду и есть простую пищу. Это позволит, на его взгляд, избавить девушек от лени. Он считал, что их ум и тело должны всегда быть заняты молитвой, работой по дому, чтением книг. Покидать дом следует лишь только для посещения церкви, да и то в сопровождении кого-либо из домашних, не привлекая при этом внимания посторонних. В своем трактате Вивес касался трех периодов в жизни женщины (девичества, замужества, вдовства), для каждого из которых описывал соответствующую манеру поведения, стиль одежды, характер взаимоотношений с родными и друзьями. Книга Хуана Вивеса «Наставление для христианки» стала первой в Европе книгой, посвященной женскому образованию.

Adel: В другой своей работе «План обучения девушек», посвященной принцессе Марии Тюдор, Вивес давал конкретные рекомендации методики обучения латинскому языку. «Начинать лучше с переписывания коротких текстов и их перевода на латинский язык, — советовал ученый. — Вначале выбирайте простые тексты, но постепенно усложняйте их, с тем, чтобы встречались все формы речи. Сочетайте тексты религиозного характера с забавными и веселыми сюжетами». **21 Для обучения принцессы разговорной речи на латинском языке Вивес предлагал пригласить трех-четырех компаньонов, полагая, что «учиться в одиночестве плохо». При этом ученый предостерегал, чтобы среди приглашенных не было таких учеников, от которых принцесса могла бы узнать или услышать такое, что «заденет ее нравственность». Далее Вивес останавливался на списке литературы, которую рекомендовал для чтения принцессе. Книги, к которым надлежит обращаться принцессе, должны формировать у нее «правильный образ мышления», а также соответствующую разговорную речь. В числе авторов Вивес называл Цицерона, Сенеку, Плутарха, Платона (прежде всего, его произведения о государственном управлении), Св. Иеронима, Эразма — и «Утопию» Т. Мора. Проблема нравственного воспитания и образования женщин была поднята Вивесом в его трактате «Обязанности мужей» (1529г.), переведенном на английский язык в 1550 г. В этой книге, предназначенной для мужской аудитории, автор рассуждал о преимуществах образования женщин и защищал их способности более откровенно, нежели в своих предшествующих трудах. «Женщина, как и мужчина, является разумным созданием, — писал он, — и имеет ум, который можно усовершенствовать или ухудшить. Разве хорошо, если женщина лишена образования?» Христианские принципы требуют, чтобы женщины «обучались и наставлялись, как и мы, мужчины». В то же время Вивес делал различия между полами в учебном плане. На его взгляд, женщины должны читать философские работы и, при желании, поэзию. «Что же касается знаний грамматики, логики, истории, управления и математики, то все это непригодно для женщин и должно оставаться привилегией мужчин».**22 Вивес уверял, что хорошо образованная женщина станет «наградой и приобретением» для мужа, поскольку его дом будет умело управляться, дети «наставляться в устоях добродетели», а сам он будет жить в мире и согласии со своей супругой. Ученый считал, что образованная жена — это не служанка или компаньонка для мужа, но его «преданный помощник, мудрый и сердечный друг». **23 Произведения Мора, Эразма и Вивеса оказали заметное влияние на формирование в Англии светской традиции женского образования. Примечательно, что гуманисты ратовали за предоставление образования не только аристократкам, но и представительницам средних классов. Разумеется, интерес гуманистов к образованию женщин объяснялся скорее прагматическими соображениями, нежели заботой об их интеллектуальном развитии. Ведь образованная женщина становилась не только достойной спутницей своего супруга, но и его толковой помощницей в бизнесе, рачительной домоправительницей, а также добродетельной матерью, способной воспитать хороших детей. Но поскольку вся деятельность женщины ограничивалась в ту пору ее домом и хозяйством, то даже приверженцы гуманизма не выказывали намерения предоставить ей такое же образование, какое получал мужчина. Образование женщин в XVI в. ограничивалось лишь освоением грамоты, азов домоводства и религиозными наставлениями. Классические языки и музыкальное образование были доступны лишь немногим аристократкам. Вместе с тем, в Англии уже стали появляться и высокообразованные леди.

Adel: 3. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ОБРАЗОВАННЫХ АНГЛИЧАНОК Годы правления младшей дочери Генриха VIII — королевы Елизаветы Тюдор (1558-1603) историки окрестили «золотым веком» образованных дам. **24 И неудивительно, ведь сама королева по праву пользовалась репутацией высокообразованной женщины. Ребенком она уже была развита не по годам и проявляла большие способности к учебе. В 11 лет Елизавета вручила королеве Екатерине Парр собственноручно выполненный перевод с латинского поэмы «Зеркало грешной души» на 128 страницах. Текст поэмы был обрамлен в шелковую обложку, которую принцесса самолично вышила. К управлению страной Елизавета готовилась загодя и основательно. Ежедневно по три часа она проводила за изучением истории. Занятия включали также уроки астрономии, математики, логики, философии, архитектуры, поэзии. Елизавета хорошо знала латынь и греческий, свободно изъяснялась на французском, испанском и итальянском языках. Став королевой, Елизавета пользовалась любой возможностью, чтобы поговорить с послами разных стран на их родном языке. Она много читала. Вместе со своим наставником — известным педагогом Роджером Эшемом, она прочитала все труды Цицерона, Ливия, а также древнегреческие трагедии и многочисленные религиозные трактаты. Утренние часы Елизавета посвящала чтению Нового Завета на греческом, затем переходила к Платону и трагедиям Софокла. Она отличалась также музыкальными способностями. По признанию ее наставника, никто из женщин не мог превзойти Елизавету в знаниях. **25 Кроме всего прочего, королева прекрасно вышивала, и говорили, что в рукоделии, как и в искусстве писать письма, она не знала себе равных. Гуманизм XVI в. изменил средневековое отношение к женщине, по крайней мере, к представительницам высших социальных слоев. В эпоху правления Елизаветы некоторые дамы из аристократических семей, приближенные ко двору, были неплохо образованы. Они не только читали на греческом и латинском языках, но и свободно говорили на французском и итальянском, а также пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах — лютне и спинете. Незаурядными способностями и тягой к знаниям прославилась внучка Генриха VII Джейн Грей. Еще в шестилетнем возрасте она изучила латинский, греческий, итальянский, испанский и французский языки. Спустя несколько лет овладела еще и древнееврейским, древневавилонским и арабским языками.

Adel: Разумеется, подобные высокообразованные дамы, как Елизавета Тюдор или Джейн Грей, встречались в эпоху Тюдоров крайне редко и были скорее исключением, нежели правилом. Американская исследовательница Хильда Смит насчитала всего 15 леди, которые отличались высокой образованностью. Среди них были дочери Томаса Мора, сэра Энтони Кука и герцога Сомерсета. **26 Чаще всего высокообразованными дамами становились те, которые были приближены ко двору королевы. Однако бывали случаи, когда ко двору брали девушек из знатных родов, не очень сведущих в науках. К примеру, леди Бриджит Маннерс попала 13-летней девушкой ко двору Елизаветы. Она не знала грамоты и не получила никакого образования, кроме музыкального (умела играть на лютне). Однако ее положение придворной дамы обязывало, и юная аристократка стала всему понемногу обучаться у своих приятельниц. Так королевский двор постепенно обретал черты неформального образовательного центра для аристократок. В правление Елизаветы женское образование рассматривалось как составляющая часть культуры Возрождения. Образованных женщин общество уважало, восхищаясь их интеллектуальными способностями. В 1561 г. вышел в свет перевод трактата итальянского гуманиста Б. Кастильоне «Книга о придворном», в котором автор предлагал иной идеал женщины — домохозяйки и домоправительницы, не слишком усердной в грамоте, но искусной в музыке, танцах и рукоделии. Идеал образованной женщины постепенно стал заменяться идеалом домохозяйки, которая во всем подчинялась своему супругу. Известный немецкий реформатор Мартин Лютер (1483 — 1546) сформулировал идею о месте и роли женщины в обществе предельно кратко: она должна «оставаться дома, вести хозяйство и рожать детей». **27 Подобный постулат находился в полном соответствии с канонами протестантской религии. Протестантская церковь стремилась утвердить свои позиции в образовательной системе, в результате чего уровень женской образованности в стране заметно понизился. Если в XVI в. знание латыни или греческого, чтение в подлиннике произведений Платона и Аристотеля, по замечанию английского ученого Л. Стоуна, «добавляло шарма аристократке», то в конце XVII в. Платон уже мало кого интересовал. **28 После смерти королевы Елизаветы, ценившей образованных женщин, отношение к ним в обществе претерпело заметные изменения: вместо былого восхищения образованные дамы стали подвергаться насмешкам. Таким образом, как мы могли убедиться, традиция женского образования впервые была заложена древними цивилизациями. В средневековой Европе образование женщин из высших классов осуществлялось по преимуществу монастырями, и лишь в эпоху Возрождения появляется светское образование. В Англию гуманистическая традиция женского образования была привнесена благодаря испанской принцессе Екатерине Арагонской, а также деятельности гуманистов Т. Мора, X. Вивеса, Эразма. Реформация, проведенная Генрихом VIII, положила конец монастырскому образованию аристократок. Яркой страницей в истории женского образования в средневековой Англии стало правление королевы Елизаветы Тюдор. И хотя число высокообразованных англичанок в ту пору исчислялось единицами, однако отношение общества к ним претерпевало серьезные изменения. Образование женщин постепенно становилось жизненно важной потребностью для раннебуржуазного общества Англии.

Adel: ПРИМЕЧАНИЯ: **1 Stock Ph. Better than Rubies. A History of Women's Education. New York, 1978. P. 20. **2 Plato. Republic // Women from the Greeks to the French Revolution. Stanford, 1980. P. 11, 16. **3 Aristoteles. Ethics; Idem. Politics. **4 Цит.по: Stock Ph. Op. cit. P. 21. **5 Демков М.И. История Западноевропейской педагогики. М., 1912. С. 38. **6 Там же. С. 106. **7 Women from the Greeks to the French Revolution... P. 55-56, 67. **8 St. Jerome. Letter on a Girl's Education // Women from the Greeks to the French Revolution... P. 91. **9 Ibid. P. 95. **10 Stock Ph. Op. cit. P. 23. **11 Perspectives on Feminist Political Thought in European History. Lnd., 1998. P. 9. **12 История Европы. Т. 2. М., 1992. С. 653. **13 Perspectives on Feminism Political Thought in European History. Lnd., 1998. P.9 **14 История Европы. Т. 3. M., 1993. C. 6. **15 Ballard M. The Story of Teaching. Norfolk, 1976. P. 69. **16 Smith H. Reason's Disciples Seventeenth-Century English Feminists. Urbana, 1982. P. 45. **17 Ibid. P. 46. **18 Stone L. The Family, Sex and Marriage in England. 1500-1800. Lnd., 1977. P. 203. **19 Stock Ph. Op. cit. P. 50. **20 Vives J.L. Instruction of a Christian Woman // Women from the Greeks to the French Revolution. ..P. 183-185. **21 Vives J.L. A Plan of Studies for Girls (for the Princess Mary) // Women from the Greeks to the French Revolution... P. 185. **22 Vives J.L. The Duties of Husbands // Women from the Greeks to the French Revolution... P. 187-189. **23 Ibid. P. 189. **24 Smith H. Op. cit. P. 48. **25 Ascham R. Elizabeth the Student // Women from the Greeks to the French Revolution...?. 215. **26 Smith H. Op. cit. P. 40. **27 Stone L. Op. cit. P. 203. **28 Ibid. P. 204.

Надежда: где полную версию книги можно скачать??

Джулия: Думаю, что нигде. Но заказать "бумажный" экземпляр на "Алибе" еще можно. Ее периодически предлагают к продаже.



полная версия страницы