Форум » На самом деле было так » Кромвель и Карл Стюарт » Ответить

Кромвель и Карл Стюарт

Джоанна: Потихоньку начинаю таскать сюда те материалы, которые есть у меня на эту тему. Все желающие, пожалуйста, присоединяйтесь... Это копия смертного приговора, вынесенного королю Карлу Первому. Третья подпись принадлежит Оливеру Кромвелю.

Ответов - 46, стр: 1 2 3 All

Арамисоманка: Книга о Кромвеле http://zzl.lib.ru/catalog/10_k.shtml

Лея: 30 января – день казни короля Карла I Стюарта. По Грегорианскому календарю это произошло 9 февраля 1649 года, но Англия тогда еще жила по Юлианскому календарю (в протестантских странах Грегорианский был принят позже, чем в католических) Поэтому в Англии память короля по-прежнему чтят 30 января, а церемонии проходят в Banqueting House (Банкетном зале), здании, в своем роде, уникальном. Во-первых, это единственное здание, оставшееся от грандиозного Уайтхолла, который, по замыслу Генриха VIII должен был стать «величайшим королевским дворцом во всем христианском мире». Дворцовый комплекс, увы, сгорел во время пожара 1698 года, но Банкетный зал уцелел. Во-вторых, это здание в неоклассическом стиле построено по проекту выдающегося архитектора Иниго Джонса. В третьих, потолок в Banqueting House расписан великим Рубенсом. Но, что главное, именно из окна этого здания приговоренный к смерти король Чарльз (Карл) I вышел на эшафот. На месте окна сейчас – барельеф с изображением казненного короля, а под ним – вход в здание. Именно около этого входа (под эшафотом) должен был находиться граф де Ла Фер, когда Карл с ним прощался и произнес легендарное слово Remember!.. В 2013 году ваша покорная слуга была в Лондоне и, помимо других достопримечательностей, посетила Banqueting House. Хотя он находится в центре города, о нем, увы, мало кто помнит, перед ним не выстраиваются очереди туристов, как в Тауэре или в Вестминстерском Аббатстве. Тем не менее, в Банкетном зале, как и в других исторических зданиях, регулярно даются «научно-популярные» спектакли, приобщающие население к истории и традициям страны. Например, в Хэмптон-Корте, когда я там была, перед дворцом расхаживал «Генрих VIII» в сопровождении двух из своих шести жен. А в Banqueting House проходило представление, посвященное «маскам»: полу-спектаклям – полу-балетам, которые пользовались большой популярностью среди знати в XVI-XVII веках. Актеры играли роли королевы Генриетты-Марии и Иниго Джонса, который был не только архитектором, но и постановщиком большинства «масок» при дворе Карла I. Я, конечно, постояла у входа в здание – под барельефом короля, на том месте, где должен был находиться граф де Ла Фер. Точка, где пересекаются миры – современность и прошлое, реальность и вымысел...

stella: Лея, а вы смотрели "Власть и корона" (правда, это в русском варианте)? Это фильм о Карле 2. Так вот, он начинается тем, что будущий король находится на месте графа, под эшафотом, и именно к нему обращается с последними словами король Карл.


Лея: stella пишет: вы смотрели "Власть и корона" (правда, это в русском варианте)? Это фильм о Карле 2. Stella, да, я смотрела этот телефильм, вернее, его (сильно сокращенный) вариант для американского телевидения, который назывался The Last King: The Power and The Passion of King Charles II (Последний король: власть и страсти короля Карла II). Насколько я помню, там не совсем понятно, реально ли принц Чарльз находился под эшафотом, когда казнили его отца, или это кошмар, который молодого короля преследует. В любом случае, кадры впечатляющие.

stella: Лея , мне Лис его подкинула, у нее шок был, когда она начала смотреть.))

Кэтти: Лея , спасибо за напоминалку и за то, что поднлились своими личными впечатлениями и ощущениями. Это - самое интересное.

Лея: Кэтти пишет: поднлились своими личными впечатлениями и ощущениями. Это - самое интересное Кэтти, спасибо! Ощущения, когда я находилась в Банкетном зале и когда стояла у его входа, под бюстом короля (кстати, хочу саму себя поправить, это не барельеф, а именно бюст, вставленный в стену, и под ним - мемориальная доска), действительно были удивительные и неповторимые: будто ты ощущаешь теплое дыхание прошлого. Или будто твои фантазии облекаются в плоть и кровь, и ты можешь к ним прикоснуться...

Лея: На днях я набрела в интернете на очень интересную информацию: в 1655 году в Англии, в разгар правления Кромвеля и за пять лет до Реставрации Стюартов, была издана книга “A Queen’s Closet Opened” («Открываем шкаф королевы»), написанная, скорее всего, личным секретарем Генриетты-Марии Уолтером Монтегю. В сущности, это была книга рецептов королевы, причем в первой части давались рецепты медицинские, а во второй и третьей – кулинарные. Книга имела большой успех и выдержала 10 изданий. Интересны, ИМХО, несколько моментов: 1 Роялисты, отнюдь не отказавшиеся от намерения реставрировать монархию, по-видимому, хотели реабилитировать в глазах англичан королеву и преподнести ее как образцовую хранительницу домашнего очага. Ведь пропаганда пуритан, напротив, преподносила Генриетту чуть ли как главную злодейку периода Гражданской войны: «королева-папистка», католичка, бой-баба, державшая мужа под каблуком, к тому же – фривольная француженка, носившая открытые платья и охотно участвовавшая в придворных спектаклях – «масках». 2 Название книги обыгрывает скандальный сборник «A King’s Cabinet Opened», изданный противниками короля после роковой для роялистов битвы при Нейзби. Тогда, в числе прочего, были захвачены личные бумаги короля, свидетельствовавшие о том, что Карл готов был воспользоваться услугами ирландцев и даже иностранцев в борьбе со сторонниками парламента. Некоторые из этих писем и вошли в упомянутый сборник, который должен был показать народу, что король – изменник и предатель, способный отдать страну на разграбление чужеземцам. 3 В то время как сама Генриетта прозябала и голодала во Франции, книгу с ее рецептами читали (а приготовленные по ним блюда смаковали) состоятельные англичане, среди них – разбогатевшие буржуа, желавшие подражать аристократии во всем, в том числе – в кулинарии. Ирония судьбы...

stella: В пьесе "Мушкетеры" королева Генриетта выглядит действительно если не бой-бабой, то очень смелой и решительной женщиной.

Лея: stella пишет: В пьесе "Мушкетеры" королева Генриетта выглядит действительно если не бой-бабой, то очень смелой и решительной женщиной. Stella, да, я помню А она действительно была бой-бабой (в хорошем смысле этого слова), несмотря на крохотный рост и хрупкость - достойная дочь Генриха IV!

Лея: Еще один интересный факт, связанный, правда, не с Карлом I, но с династией Стюартов. Традиция чаепития неотъемлема в нашем представлении от английской культуры и английского образа жизни. Но на самом деле этой традиции Британия обязана еще одной «королеве-папистке» - Екатерине Брагансской, супруге короля Карла II и дочери короля Португалии Жуана IV. По одной версии, первое, что сделала, ступив на английскую землю, молодая королева (уставшая и продрогшая после морского вояжа), - попросила подать ей чашку чая, привычного для нее напитка. Англичанам этот напиток, конечно, был известен, но особой популярностью он не пользовался, поэтому Екатерине пришлось довольствоваться «добрым английским элем» По другой версии, среди сундуков с приданым Екатерины была коробка с чайными листьями и надписью Transporte de Ervas Aromaticas (Перевозка ароматных растений), сокращенно T.E.A., и якобы именно эта аббревиатура стала названием напитка (что, конечно, не соответствует истине ). Так или иначе, Екатерина осталась верна своему любимому чаю, а знатные леди, поначалу относившиеся к «старомодной чужеземке» свысока, не смогли не поддаться обычной человеческой слабости – стремлению подражать коронованным особам и быть в числе их приближенных. И вскоре вокруг Екатерины образовался кружок дам, с удовольствием приобщавшихся к экзотическому напитку – тем более, что при чаепитии использовалась восхитительная фарфоровая посуда! А придворный поэт Эдмунд Уоллер даже написал ко дню рождения Екатерины стихи, в которых подчеркивал, что лучшей из королев и лучшей из трав англичане обязаны «этой смелой нации» (португальцам)

Лея: 6 февраля 1665 года в Лондоне родилась будущая королева Анна – последний представитель династии Стюартов на английском престоле. Интересно, что ровно через 20 лет, 6 февраля 1685 года отец Анны, Джеймс (Яков) II был провозглашен королем Англии после смерти его брата Карла II. Сама Анна унаследовала престол (от своей сестры Марии и ее мужа Вильгельма III) 8 марта 1702 года, а официально была коронована 23 апреля, в День Святого Георгия. Через 5 лет, в 1707 году Англия и Шотландия образовали единое государство, так что Анна считается первым монархом Объединенного Королевства. В жилах Анны текла не только королевская кровь - она была дочерью Джеймса Стюарта (в то время герцога Йоркского) и его первой жены, Анны Хайд, дочери знаменитого Эдварда Хайда, лорда Кларендона. Кстати, именно в годы правления Анны творили великие писатели Даниэль Дефо и Джонатан Свифт, и именно в эти годы происходит действие некоторых знаменитых книг, среди них - «История Генри Эсмонда» Теккерея и «Человек, который смеется» Гюго . А вот действие "Одиссеи Капитана Блада" Сабатини начинается во время правления Джеймса II, в 1685 году.

Лея: Еще одно совпадение - нынешняя королева Великобритании Елизавета II тоже взошла на престол 6 февраля 1952 года, 70 лет назад. По времени пребывания на троне она обогнала свою тезку Елизавету I и даже "вечную" королеву Викторию

Лея: Парадоксы английской истории 15 марта 1672 года король Англии, Шотландии и Ирландии Карл (Чарльз) II Стюарт выпустил Декларацию о религиозной терпимости (the Royal Declaration of Indulgence), которая расширяла права и свободы религиозных меньшинств в стране: католиков и протестантов-нонконформистов (то есть, сектантов-пуритан, чьи верования не совпадали с учением официальной Англиканской церкви). Сэр Орландо Бриджеман, сын англиканского епископа и известный юрист, который занимал должность Лорда-хранителя Большой печати, отказался ставить эту самую печать на Декларации, считая, что она слишком либеральна по отношению к католикам, и даже ушел в знак протеста в отставку. Парадоксально, но Бриджеман, роялист, в свое время посвященный в рыцари Карлом I, воевавший на его стороне в годы гражданской войны, а после реставрации принимавший участие в процессах над цареубийцами-пуританами, в данном случае проявил большую нетерпимость по отношению не к пуританам, а к католикам, которым казненный король, женатый на француженке- католичке Генриетте-Марии, симпатизировал. В 1673 году, под нажимом парламента (оплота свободы слова и совести ), Карл II отказался от Декларации и принял вместо нее так называемый Test Act, согласно которому на государственной службе могли состоять лишь последователи Англиканской церкви. Спустя много лет брат Карла, Яков (Джеймс) II, католик по вероисповеданию, пытался выпустить аналогичную Декларацию, и именно это «попустительство по отношению к католикам» послужило одной из причин Славной революции 1688 года, которая скинула Джеймса с трона и посадила туда его дочь-протестантку Марию (Мэри) вместе с ее супругом Вильгельмом Оранским (Вильямом III). Вильяма и Мэри на троне сменила ее сестра Анна - последний британский монарх из династии Стюартов.

Лея: Сегодня – день рождения выдающегося фламандского художника Антониса Ван Дейка (22 марта 1599 – 9 декабря 1641), который в течение почти 10 лет был придворным живописцем английского короля Карла (Чарльза) I и оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в Великобритании. Ван Дейка, ИМХО, можно назвать творцом портретной галереи «Унесенных ветром»: именно он написал прекрасные портреты английских аристократов, многие из которых впоследствии погибли в годы Великого восстания (гражданской войны 1642-1651 гг.), а также - королевской четы, малолетних принцев и принцесс, королевы Генриетты-Марии И, конечно, портреты самого Карла I, которые сыграли определенную роль в создании «образа короля» после его казни. На этих портретах невысокий, субтильный Карл предстает в виде человека, сочетающего в себе величие сюзерена с жертвенностью и одухотворенностью Христа. Король-рыцарь, король-мученик. Более того, по мнению некоторых современников Ван Дейка, художнику удалось отразить (вернее, предсказать) трагическую участь короля. Символично, что Ван Дейк стал придворным живописцем Карла в 1632 году, когда начался период его «единоличного правления», который одни англичане считали веком мира и процветания, а другие – эпохой «застоя» и тирании. А скончался Ван Дейк в декабре 1641 – почти за год до начала гражданской войны. В 2016 году ваша покорная слуга посетила выставку работ Ван Дейка в Frick Collection, которая называлась «Анатомия портрета». Там я впервые увидела поразивший меня черно-белый этюд, который, возможно, послужил основой для какого-нибудь из парадных портретов короля. Этот этюд, ИМХО, изображает не столько сюзерена, сколько друга Ван Дейка, Чарльза Стюарта, любителя и покровителя искусств, знатока и толкователя Шекспира. В то же время этюд, даже в большей степени, чем упомянутые парадные портреты, позволяет предугадать трагическую судьбу короля – человеку с таким лицом лучше не рождаться принцем и не всходить на трон... Но именно этот человек мог сказать следующее: – Моих друзей? – сказал Карл I, грустно качая головой. – У меня нет больше друзей, кроме вас троих: старого друга, никогда не забывавшего меня в течение двадцати лет, и двух других, дружба которых не старше недели, но которых я никогда не забуду

Лея: Несколько дней назад, в связи с днем рождения Ван Дейка, я писала о Карле I, отметив, в числе прочего, что такому человеку, как он, лучше было не рождаться принцем и, тем более, всходить на трон. Так вот, именно 27 марта (1625 года) 24-летний Принц Уэльский Чарльз Стюарт стал королем Англии, Шотландии и Ирландии Карлом I. Он сменил на троне своего отца Якова (Джеймса) I. Через год, 2 февраля 1626 года, Карл был коронован в Англии, в Вестминстерском Аббатстве но, так как Стюарты были родом из Шотландии, земляки Карла настаивали на отдельной коронации в "Северном царстве", как тогда называли Шотландию. Коронация состоялась спустя семь с лишним лет, 18 июня 1633 года в Эдинбурге, во дворце Холирудхаус, который известен также, как Замок Холируд и для многих знатоков истории и литературы (в частности, любителей творчества Стефана Цвейга) ассоциируется с бабушкой Карла, Марией Стюарт, чью трагическую участь он разделил. Спустя еще много лет, как известно, "Шотландец клятву преступил, за грош он короля сгубил"...

stella: Карл изначально не предназначался для трона. Хилый мальчик, он жил в стороне от двора, он поздно начал ходить и говорить. Наследник престола был красив, умен, блестящ, он был надеждой Якова. Он обещал стать великолепным правителем, но - увы... то ли тиф, то ли еще какая-то болезнь унесла его за пару дней. И тогда на сцену вывели Карла, вынужденный в одночасье взвалить на себя бремя, к которому его не готовили.

Лея: Да, старший сын Якова I Генри, которому не суждено было стать королем Генрихом IX, мог быть, по мнению многих современников и историков, идеальным монархом. Не помню точно, кто это сказал, но фраза меткая: "Генри должен был стать королем, а Чарльз - арт-директором". Кстати, Карл искренне оплакивал брата, который был его героем и кумиром - несмотря на то, что часто дразнил маленького и хилого Чарльза и даже издевался над ним. В частности, шутил, что Чарльзу надо стать епископом, чтобы сутана скрыла его кривые ноги. Однако времени, чтобы подготовиться к роли короля, у Чарльза было достаточно - Генри скончался в 1612 году. Переносясь из реальности в вымысел, можно заметить символичный факт : вскоре после того, как Карл стал королем, в апреле 1625-го, в Париже впервые встретились все четыре человека, которые, спустя почти 24 года, чуть было не спасли злосчастного монарха от позорной казни...

Grand-mere: Сходная история у сыновей Генриха 7 Артура и Генри; даже, как ни парадоксально, последствия для страны того, что власть досталась "золотому мальчику", оказались не менее тяжкими. И во что превратила власть этого самого мальчика?..

Лея: Grand-mere пишет: И во что превратила власть этого самого мальчика?.. Grand-mere, вы правы, "золотой мальчик" превратился в разбухшего от излишеств тирана, которого называют "Английским Сталиным". Кстати, первая жена Генриха VIII, Екатерина Арагонская (мать Марии Кровавой), была вдовой его брата Артура. И именно этот факт Генрих впоследствии использовал, чтобы расторгнуть брак с ней и жениться на Анне Болейн (матери Елизаветы I).



полная версия страницы