Форум » На самом деле было так » Рождество, Новый год и прочие официальные праздники » Ответить

Рождество, Новый год и прочие официальные праздники

Джулия: Здесь - информация о праздновании, обрядах и обычаях, связанных с конкретными большими праздниками.

Ответов - 11

Джулия: Рождественские ели Вечнозеленое дерево издревле было символом жизни среди зимы. Древние римляне украшали свои дома ветками, отмечая Новый год. Обитатели Северной Европы срезали зимой вечнозеленые деревья и размещали их дома в горшках. Тертулиан, живший во 2 веке, осуждал тех христиан, которые отмечали зимние празднества или украшали свои дома лавровыми ветвями в честь императора: «Пусть они осеняют тех, для кого огни ада являются неизбежными. Ветки, обреченные вскоре на сожжение, являются предзнаменованием их собственной участи». В начале Средних веков распространилась легенда, согласно которой, когда Иисус родился среди зимы, каждое дерево повсюду на земле чудесным образом стряхнуло с себя лед и снег и выпустило зеленые побеги. В то же время христианские миссионеры, проповедовавшие среди германских и славянских народов, стали искать более мягкие подходы к их культурным обычаям. Согласно одной из легенд 8 века, миссионер Бонифаций после того, как срубил дуб, посвященный богу Тору и использовавшийся для человеческих жертвоприношений, указал взамен ель как символ любви и милости Божьей. Наиболее вероятной представляется теория, что рождественские ели получили широкое распространение от средневековых представлений на библейские темы, которые поначалу были частью церковного служения. Они демонстрировали историю Творения. Райский сад был представлен деревом с висящим плодом. После запрета спектаклей в 16 веке люди стали устанавливать «райские деревья» в своих домах. Они назывались «райками». Их часто увешивали печеньем, символизировавшим евхаристию. И теперь печенье используется в Германии как елочное украшение. Обычай получил популярность в 17-18 веках, вопреки протестам духовенства, которое выражало недовольство тем, что символ отвлекает внимание людей от истинного вечнозеленого дерева – Иисуса Христа. Но это не помещало кое-где устанавливать рождественские ели даже внутри храмов. Вокруг дерева часто размещали деревянные «пирамиды» – множество полочек, уставленных свечами, по одной на каждого члена семьи. Такие пирамиды свечей стали предшественниками фонариков и украшений на современных рождественских елках. Немало времени потребовалось для того, чтобы елка стала ассоциироваться с подарками. Хотя легенда связывает обычай рождественских подарков с дарами волхвов, принесенными Иисусу, реальная их история более сложна. Как и деревья, обмен подарками был первоначально римским обычаем, связанным с днями зимнего солнцестояния, которые отмечались как праздник. Хотя позднее празднование Рождества вытеснило языческие торжества, традиция преподнесения подарков продолжалась. Часто подарки дарили анонимно.

Джулия: Общие сведения о празднике Во Франции праздник Рождества отмечают как минимум с середины IV века. Именно 354 годом датирована заметка о Рождестве в древнем "Хронографе". Французы — католики, поэтому празднуют Рождество 25 декабря, до Нового года. РОЖДЕСТВО - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря (в Православной церкви - 25 декабря по старому стилю). Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis. Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста. В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642-1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов. Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm' ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах. Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране.

Джулия: Неотъемлемая традиция празднования рождества - это «рождественские ясли» (вертеп), которые изображают сцену рождения Христа. Устанавливают их в церквях и в частных домах. В Марселе, в Экс-ан-Провансе, Обане многие мастера изготавливают и расписывают вручную фигурки святых (сантоны). Традиция эта - общеевропейская. Согласно легенде, основателем ее был святой Франциск Ассизский (Saint Francois d'Assise). Ясли, созданные в Праге в 1562 году, известны как первые в мире. Что касается Франции, то первые ясли, окруженные двадцатью деревянными позолоченными статуями, до сих пор можно увидеть в церкви Шаурса (Chaource), в департаменте Об (Aube). Долгое время рождественские ясли устанавливали только в церквях, пока аристократические семьи не стали устанавливать их в своих домах, а затем и богатые буржуа переняли этот обычай.


Джулия: Рождественский ужин Каждая французская провинция имеет свои кулинарные особенности и предпочтения: * На северо-востоке Франции во главе стола, как правило, гусь. * В Бургундии - индейка с каштанами. * Бретани - лепешки из гречихи со сметаной. * В Париже - устрицы, лобстеры, паштет из гусиной печени (как правило, в виде рождественского полена). * В Провансе рождественский ужин символически отмечен 13 десертами, обозначающими Христа и 12 апостолов. Рождественское полено Широкой популярностью во Франции пользовалась рождественская традиция изготавливать из древесины рождественское полено, Буш дё Ноэль. Традиция существует во всех провинциях примерно с 12-13 веков. Это полено поджигалось с помощью щепок, оставшихся и хранимых в доме с прошлого Рождества. Существует поверье, что зола после сжигания рождественского полена охраняет дом от несчастий в течение года. Издавна французы прятали золу в белье для того, чтобы уберечь себя, своих близких и родных от несчастных случаев. Полено поджигали самый старший и самый младший член семьи. Перед этим малышу (как правило, лет трех) доверялось донести полено до очага. Дурной приметой считалось, если ребенок ронял полено. А в некоторых провинциях в рождественское полено клали подарки для детей. В настоящее время эти традиции соблюдаются лишь символически: во многих домах на праздничных столах можно встретить фигурки Буш дё Ноэль. Кроме того, в форме Буш дё Ноэль выпекаются праздничные торты и рулеты.

Джулия: В разных регионах Франции рождество празднуют по-разному. Большинство провинций отмечают рождество 25 декабря. Однако, в восточных и западных областях Франции, рождественский сезон начинается 6 декабря, в день Святого Николаса. А в некоторых регионах – с приходом Богоявления (la fête des Rois – дословно с фр. праздник Королей. Здесь имеются в виду Волхвы, которые принесли дары Иисусу) – одного из важнейших праздников рождественского периода. В большинстве стран Богоявление (la fête des Rois) отмечают 6 января, в то время как в некоторых областях Франции он отмечается в первое воскресенье нового года. Традиционные рождественские десерты Франции: Ля Буш де Ноель (La bûche de Noël) – пирог в форме полена, с шоколадом и каштанами. Пирог символизируют древесину, щепки, которые жгли в период от Рождественского сочельника до Нового года в Перигоре; традиция уходит корнями к языческим праздникам Галлов, населявших когда-то территорию Франции. Ля Буш де Ноель получило повсеместное распространение во Франции только в XIX веке! Ле Пен Календо (Le pain calendeau) – готовят обычно на юге Франции. Рождественский каравай, часть которого отдают бедным. Ля галлет де Руа (La Galette des Rois). Готовят на праздник Богоявления (см. выше). Круглый пирог разрезают на части, а ребенок, который сидит под столом (его называют "маленький король" или "ребенок солнца"), говорит, кому достанется кусочек. Раньше в пирог запекали боб и тот, кому достался кусочек с бобом, становится Королем или Королевой и может выбрать себе Королеву или Короля для пары.

Джулия: Собственно, рождественский гусь. Естественно, рецепт уже современный, но большая часть продуктов была доступна и в интересующие нас эпохи. Кстати, специально для Рождества была выведена специальная порода гусей - тулузская. Гусь тулузской породы может достигать 12 кг! Ингредиенты: гусь (около 4 кг), гусиная печень, 500 г хлеба (багета), 500 г итальянских колбасок из сырого фарша, 1 луковица, 1 зубчик чеснока, 1 яйцо, 200 г каштанов, 300 г изюма, 100 г красного вина, сливочное и оливковое масло, петрушка, тимьян, гвоздика по вкусу. Приготовление: Замочите изюм на сутки в вине. Гуся очистите от жира, извлеките печень, отделите крылышки и обжарьте их в сковороде, после чего уложите туда же всего гуся и обжарьте, посолите и поперчите. Печень тоже обжарьте. На той же сковороде обжарьте лук и чеснок. Для начинки нарежьте колбаски и обжарьте с луком до готовности, добавьте порубленную печень, изюм и целые каштаны. После этого добавьте раскрошенный хлеб, яйцо и пряности. Наполните гуся начинкой и срезанным с него жиром, смажьте птицу сливочным маслом, поместите в духовку, разогретую до 200С, и запекайте около 90 минут, периодически поливая соком.

Джулия: Милая провансальская традиция, идущая с времен Средневековья. Во время рождественского ужина на стол, покрытый тремя скатертями, ставят три свечи и три чаши с ростками пшеницы — эти символы Пресвятой Троицы являются залогом благополучия в следующем году. По поводу "тринадцати десертов". Часть книг утверждает, что этот обычай появился в XIX веке, часть говорит, что гораздо раньше - с XV. Видимо, разница опять же в провинциальных традициях. Вот как трактуют значение "тринадцати десертов" в том же Провансе. Тринадцать десертов символизируют Иисуса и двенадцать апостолов, приглашенных на тайную вечерню, их состав различен в разных деревнях, даже в разных семьях. Вот некоторые из них: «масляная помпа» — сладкий пирог, который приготавливают с использованием оливкового масла и апельсина, «четыре нищих» — десерт из двух сухофруктов — изюма, инжира и двух типов орехов — грецкого и миндаля, цвета этих четырех компонентов соответствуют цветам монашеских одеяний из ордена нищенствующих (кармелиты, доминиканцы, францисканцы и капуцины). И что замечательно — отмечают там Рождество аж до Сретенья (2 февраля).

Джулия: С 1 по 6 января проводятся "Пиры Дураков". В средние века в городах и селениях, самый глупый, по всеобщему признанию, житель получал титул "Господин Беспорядка" и являлся главой рождественских увеселений. Его приказы были обязательными для исполнения.

Камила де Буа-Тресси: Ох, ничего себе... И не знала, что так было.

stella: Все подарки закончились у его прадеда. Честно говоря ,у меня была мысль ,что все праздники в нашем понимании начались намного позже.А до этого дальше молебна и не пошло. Может простой люд это отмечал с большей душой-у него -то ,в отличии от королей ,праздники были в цене.

stella: Ребенка ,за исключением Атоса ,люди воспринимали ,не иначе ,как существо несовершенное.



полная версия страницы