Форум » На самом деле было так » Л. Ивонина. Французские министры XVII века и их богатства. » Ответить

Л. Ивонина. Французские министры XVII века и их богатства.

Serg: Л.И. Ивонина. Французские министры XVII века и их богатства. "Новая и новейшая история", №6, 2006 Современный любознательный путешественник во время пребывания во Франции, особенно в Париже, обязательно обратит внимание не только на традиционные места этой "туристической Мекки" - Эйфелеву башню, Лувр, бульвары Османа, Латинский квартал, Версаль и т.д., но и на великолепные здания и замки, связанные с именами знаменитых министров Франции XVII в. А в Лувре сможет узнать, что та или иная картина, скажем, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи или Тициана Вечеллио, попала сюда из коллекции кардинала Ришелье. Нашего путешественника это не удивит, скорее восхитит, но современники французских министров чаще всего относились к их богатству неодобрительно. Французские министры XVII в. действительно были людьми очень богатыми. В принципе, власть была неотделима от богатства. Каких размеров достигало их материальное наследство? Как оно отражало их личные взгляды и вкусы? Почему сочетание власти и богатства вызывало неадекватное отношение разных слоев подданных короля Франции? Существовала ли разница в возможностях накопления материальных благ до эпохи Короля-Солнца Людовика XIV и во время его правления? Попытаемся ответить на эти вопросы на примере характеристики материального наследства первых министров Франции - кардиналов Ришелье и Мазарини и некоторых министров Людовика XIV. Чем владел и что оставил после себя кардинал Ришелье? Для начала несколько слов о нем, как о политике. 13 августа 1624 г. Арман Жан дю Плесси де Ришелье, недавно посвященный в сан кардинала, становится первым министром французского королевства. На этом посту он бессменно пробудет 18 лет, 3 месяца и 20 дней - вплоть до самой смерти. Основой всей жизни кардинала Ришелье были государство, которое он любил и стремился преобразовать, и власть, за которую крепко держался и постоянно боролся. XVII столетие стало для Франции временем перехода от монархии дворянской, аристократической к бюрократической и в социальном плане - смешанной абсолютной монархии. В этом смысле Жан Арман дю Плесси как бы олицетворял свою эпоху, будучи сыном сеньора де Ришелье и Сюзанны де ла Порт, дочери знаменитого парижского адвоката, происходившего из буржуазной семьи. Основными и неизменными задачами первого министра являлись государственная централизация и монополизация власти во Франции, а во внешней политике - ее возвышение и политическая гегемония в Европе [1]. Наследникам легко судить политических деятелей, особенно такого масштаба, как Ришелье. История оспаривала и до сих пор пытается оспорить вклад Ришелье в создание новой Франции. Писатели и драматурги, а вместе с ними и некоторые историки XIX в. именовали Ришелье, в различных вариациях, "диктатором и тираном с двойным характером". Вместе с тем крупный исследователь жизни Ришелье Габриэль Аното высказал убеждение в бесцельности такого "суда": "Лучше стремиться к пониманию того, что он сделал, чем к пустой забаве рассуждений о том, что он должен был сделать" [2]. Современная историография стоит именно на таких позициях. Правда, Аното в немалой степени руководствовался словами самого кардинала: "Что бы человек ни совершил, общество никогда не будет справедливо. Великий человек, достойно служивший своей стране, сродни приговоренному к смерти. Единственная разница состоит в том, что последнего карают за грехи, а первого - за добродетели" [3]. Тем не менее Ришелье отчасти сам был виноват в широком хождении своих посмертных характеристик - имидж, так заботливо создаваемый им при жизни, имел тенденцию со временем стать демоническим. Хотя кардинал весьма преуспел в контроле над общественным мнением в своем государстве, думается, он все-таки несколько переусердствовал в этом направлении. Большинство памфлетов тех лет контролировалось и поддерживалось правительством, а новейшие исторические данные свидетельствуют о том, что Ришелье тайно спонсировал оппозицию и некоторых заговорщиков, чтобы подстегнуть свои реформы. Он регулярно просматривал статьи и задавал их тематику в основанной по его инициативе в 1630-1631 гг. официальной французской прессе ("Le Mercure francais", "Gazette de France"). Создание в 1635 г. Французской Академии имело также и политическую мотивацию. Ее члены фактически являлись слугами Ришелье и перед выступлениями в Академии давали просматривать кардиналу свои речи. Однако соблюсти баланс в условиях, в которых жил и действовал Ришелье, было почти невозможно. Хотя, согласно официальной пропаганде, кардинал был "избран Богом" [4], он был всего лишь человеком. Ришелье воспитывался в скромной обстановке: его замок не отличался величественностью. Будучи епископом Люсонским, он заметил: "У меня очень бедный дом - из-за дыма я не могу зажечь огня. Я боюсь суровой зимы, единственное спасение состоит в терпении. Здесь негде прогуляться: нет ни сада, ни тропинок, ничего; дом - моя тюрьма" [5]. Однако во времена министерства Ришелье его уже никак нельзя было назвать аскетом - под красной кардинальской мантией скрывался отнюдь не монах. Он считался богатейшим человеком Франции и внешне жил довольно расточительно: скупал земли, возводил великолепные дома и собирал произведения искусства. Его резиденция по своему убранству не уступала домам крупных аристократов. Иногда, когда он покидал ее и близлежащая улица наводнялась каретами, случайные прохожие кричали: "Да здравствует король!" [6]. Кардинал постоянно приумножал свое состояние и, не испытывая особых угрызений совести, использовал власть и влияние, чтобы содействовать карьере родственников. Приобретать собственность Ришелье начал только в 1620 г., когда закончилась опала его покровительницы королевы-матери Марии Медичи. Он поочередно купил Лимурский замок (через три года продал его королю Людовику XIII), Буа-ле-Виконт, Флери-ан-Бие, Рюэй недалеко от Парижа (ставший любимой резиденцией), Анжен или Рамбуйе на улице Сен-Оноре, Сийери по соседству с ним, поместья в Шиноне и в Шампиньи-сюр-Вед. Замок Рюэй - творение архитектора Жака Ламерсье и строителя Жака Тирио - был особенно знаменит своими садами с искусственными гротами и оригинальными гидротехническими сооружениями. Творцы Рюэя, также за 15 лет, превратили в грандиозный Дворец кардинала общей стоимостью 400 тыс. ливров и Анжен. Сегодня он известен как Пале-Рояль. Великолепной архитектурой отличался выкупленный и перестроенный Ришелье родовой замок в Пуату: его создатель Ламерсье был явно вдохновлен дворцами Люксембург и Фонтенбло. Первый министр строил здания не только для себя, но и для короля и государства. Примечательно признание кардинала, что он меньше заинтересован в величии своего дома, нежели в величии Сорбонны. Знаменитому учебному заведению Франции, восстановление которого было начато Ришелье в 1626 г. и закончено в 1643 г., предназначено было быть "дворцом теологии и мавзолеем для бренных останков" [7]. Все возводимые Ришелье здания - общественные и личные - постоянно пополнялись произведениями искусства. К созданию Галереи великих людей во Дворце кардинала, портретов коронованных особ и принцев в Лимуре и других замках, скульптур, которых больше всего насчитывалось в замке Ришелье, и к написанию собственных многочисленных портретов кардинал привлекал не только художников и скульпторов с уже установившейся репутацией (Рубенса, Вертело, Бернини), но и молодых людей с признаками таланта - таковыми были Шампань, Лаир, Лебрен. Заметим, что Ришелье был первым во Франции коллекционером произведений искусства в массовом масштабе. Его заслуги как коллекционера, сохранившего для Франции, да и для всего мира, произведения великих мастеров, только начинают оцениваться по достоинству. Инвентаризационная опись из 262 картин, обнаруженная в 1943 г., проливает свет на его коллекцию во Дворце кардинала. При этом в опись не включены картины, составляющие часть здания, к примеру, настенные росписи. Это - портреты в Галерее знаменитых людей и работы Вуэ, Шампаня, Пуссена и Лебрена. Большинство картин в описи принадлежит кисти итальянских художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Корреджо, Беллини, Тициана, Гвидо Ренни, Карраччи и др. Их - 84. Имеются также французские (Шампань, Пуссен, Лебрен), голландские (Рубенс, Пурбюс) полотна и одна работа немецкого художника Дюрера - "Девять муз". В основном, это были пейзажи и картины на библейские сюжеты. Кроме того, среди произведений искусства во Дворце кардинала насчитывалось более 400 фарфоровых изделий стоимостью 1732 ливра, 2 хрустальных изделия стоимостью 5 тыс. ливров, различные предметы быта (одна из трех кроватей Ришелье стоила 45 тыс. ливров и была впоследствии передана шведской королеве Кристине), дюжина гобеленов стоимостью от 3,5 до 32 тыс. ливров. Кардинал располагал и большим количеством серебра и драгоценностей. 54 дюжины серебряных и позолоченных блюд были оценены в 237 тыс. ливров, церковное серебро - в 10 тыс. Драгоценности, перечисленные в описи Дворца, стоили только 58 тыс. ливров. Но здесь надо учесть то обстоятельство, что в случае необходимости коллекция Ришелье, согласно его желанию, могла составить гарантийный фонд государственных займов. В 1640 г. кардинал сообщил, что его серебро и драгоценности в Париже стоимостью 300 тыс. ливров могут использоваться в качестве гарантийного фонда. Поэтому в описи не учтен большой сердцеобразный бриллиант, купленный за 75 тыс. ливров. В целом состояние первого министра приближалось к 20 млн. ливров, из них наличными - 4 млн. [8] Отдельного упоминания заслуживает великолепная библиотека Ришелье, насчитывавшая более 6 тыс. книг. Ее основу составили две коллекции: первая - 800 восточных рукописей, приобретенных французским послом в Константинополе и купленных у его наследников Людовиком XIII, который просто передал их ка

Ответов - 0



полная версия страницы