Форум » Клуб вдумчивых читателей » "Профили" персонажей мушкетёрской трилогии » Ответить

"Профили" персонажей мушкетёрской трилогии

R.K.M.: Уважаемые коллеги! Случается такое - думается, тут многие со мной согласятся :)) - при прочтении произведения фикрайтерского искусства возникает ощущение "Не верю! Это не, к примеру, Атос/Арамис/Миледи/etc. Он НЕ ТАКОЙ!" Наиболее вероятное объяснение - у каждого в процессе и по результатам прочтения формируется индивидуальный "концептообраз" персонажа и книги в целом. Сколько читателей, столько и "видений". Какой-то из этих индивидуальных взглядов на персонаж и отражён в рамках фанфика. Только и всего, казалось бы. Однако, и при написании, равно, как и при прочтении произвидения жанра "фанфикшн" не следует забывать, что таковое является заведомо вторичным по отношении к параметрам, заданным каноном. Следовательно, адекватное создание и, что немаловажно, восприятие фика, автохтонных персонажей в нём, возможно только при глубинном проникновении в смысловую структуру канонического текста, при поэлементном анализе структуры образов канонических персонажей, их личностных и межличностных характеристик, мотивов, обусловленных каноном. Попытки формирования набора характеристик определённых персонажей мушкетёрской трилогии были предприняты в этой же рубрике, в теме "НАСТОЯЩИЙ фанфик про Арамиса...", однако, к сожалению, не получили развития. В данной теме предлагается попытаться коллективными усилиями сконструировать личностные "профили" персонажей "мушкетёрской" серии (в первую очередь, конечно, самих мушкетёров :)) ) - возможно, результаты подобного анализа-синтеза помогут выявить дополнительные характеристики, о которых не приходилось раньше задуматься ни авторам, ни читателям. Это, в свою очередь, позволит расширить индивидуальные схемы восприятия персонажей как при прочтении исходных текстов, так и при создании и прочтении фанфик-творений.

Ответов - 107, стр: 1 2 3 4 5 6 All

katalina: R.K.M. Это в смысле "спасение утопающих - дело рук самих утопающих"? Вспоминается также близкое по смыслу: - Фанфик писать буду. - Зачем? - Читать нечего.

R.K.M.: katalina пишет: Это в смысле "спасение утопающих - дело рук самих утопающих"? Ну, вроде того :)) Собственно, в некотором роде для спасения "утопающих" в смысловых дебрях мушкетёрских канонических текстов авторов и читателай данная тема изначально и задумывалась

Лейтенант Чижик: katalina пишет: - Фанфик писать буду. - Зачем? - Читать нечего. Моя позиция Я бы с огромным удовольствием почитала любые анализы текста, а не только соционический анализ персонажейАстрологический анализ персонажей вам встречался? Хотя я при взгляде на него резко уверовала в соционику :)))


katalina: R.K.M. Собственно, в некотором роде для спасения "утопающих" в смысловых дебрях мушкетёрских канонических текстов авторов и читателай данная тема изначально и задумывалась Это так, но хочется побольше, побольше :)) Лейтенант Чижик Тут где-то и встречался. Но я в астрологии совершенный ноль, так что оценить не смогла :).

Лейтенант Чижик: katalina, я в астрологии ноль всё же чуть отошедший от совершенства, поэтому анализ мне слегка не понравился. (R.K.M., дальше можно не читать ) Вопрос к тем, кто в соционике рассекает получше меня: мушкетёров затипировали и по паре монографий на эту тему написали. А слуг?

katalina: Лейтенант Чижик Не видела ни одной попытки слуг типировать. А мысль интересная :)

Лейтенант Чижик: katalina Тогда вперёд ;)

Джулия: Лейтенант Чижик пишет: Вопрос к тем, кто в соционике рассекает получше меня: мушкетёров затипировали и по паре монографий на эту тему написали. А слуг? Были чокнутые, которые типировали. И получили прелестную картинку. Гримо - Робеспьер, как и сам Атос. У Дюма описан настолько яркий пример общения тождиков-Робов, что дальше некуда. Планше - классический представитель социотипа Гюго. Мушкетон - опять общение тождиков. Дюма, как и Портос. Базен - а вот тут интересно. Ибо не вполне четко читается. Кто-то говорит, что Бальзак. Сенсорик - стопроцентно. Но показная склонность к благочестию и желание контролировать дела своего господина настораживают. К тому же Базен - единственный, кто позволяет себе воспитывать своего барина. И вопрошаю я знающих людей: а уж не Драйзер ли это?

Шушерка: katalina пишет: Я бы с огромным удовольствием почитала любые анализы текста, а не только соционический анализ персонажей. Вот только почти ничего не нашла :(. Мы во время каникул сидели в библиотеке и изучали всякие справочники по литературным героям, монографии и прочую литературу, где есть упоминания про персонажей Дюма. Книг мало, почти все они очень старые. Большинство статей глупые и слишком с уклоном в политику. Например, в одной статье Атоса назвали "типичным представителем старой феодальной верхушки". Анализируют только характер д`Артаньяна, очень однобоко. И то только в связи с его прототипом. Попалась еще книга про графа Монте-Кристо, но там были выдраны страницы. Про гугенотскую трилогию я искала, но ничего не нашла.

Anna de Montauban: Шушерка пишет: Например, в одной статье Атоса назвали "типичным представителем старой феодальной верхушки". А про Арамиса наверняка было написано что-нибудь в духе "типичный представитель римско-католической церковной номенклатуры, использующий свое положение для обмана народа и личного обогащения..."

Лейтенант Чижик: Anna de Montauban пишет: "типичный представитель римско-католической церковной номенклатуры, использующий свое положение для обмана народа и личного обогащения..."

katalina: Да, что Гримо - Роб, сомневаться не приходится . И с тем, что Мушкетон - тождик Портоса, тоже. Вот насчет Планше у меня сомнения, что он Гюг. Что сенсорик и экстраверт - да, но вот что он этик - очень сомневаюсь. Хотя надо бы все-таки повнимательнее к нему присмотреться. Но что дуала я в нем не вижу - это 100%.

katalina: Anna de Montauban Они б еще и не такое написали :))

Джулия: Anna de Montauban пишет: А про Арамиса наверняка было написано что-нибудь в духе "типичный представитель римско-католической церковной номенклатуры, использующий свое положение для обмана народа и личного обогащения..." Я ту статью тоже читала. Там были отдельно упомянуты только д`Арт и Атос. Д`Арта разбирали как честолюбивого искателя приключений, и в основном проводили параллели между историческим прототипом и литературным персонажем. Атос всплывал в теме пару раз: как нравственный идеал для юношества (про пьянство умолчим), и как "типичный представитель...".

Лейтенант Чижик: Джулия пишет: нравственный идеал для юношестваХороший нравственный идеал! Бедное юношество...

R.K.M.: Лейтенант Чижик пишет: Хороший нравственный идеал! В самый раз, видимо, для юношества образца ХХ-XXI века (учитывая пьянство, хулиганство в Амьене и РошЛябейль ). Опередил время... :)))

Sfortuna: *услышав про "нравственные идеалы" и "типичных представителей", прячется под стол*

M-lle Dantes: katalina пишет: - Фанфик писать буду. - Зачем? - Читать нечего. Знакомо) Как-то маме нечего было читать, я на полном серьёзе предлагала ей новые фики)

Джулия: Вот еще ссылочка, кто не видел: http://www.utro.ru/articles/2004/06/28/323518.shtml Тайны мушкетеров: кем были Атос, Портос и Арамис Не так давно мир облетела весть о том, что в земле одного из садиков голландского Маастрихта предположительно найдены останки знаменитого д'Артантьяна. Газеты охотно перепечатывали сенсационную новость. И хотя в первоначальном сообщении говорилось лишь о том, что найденные скелеты, скорее всего, принадлежат древним римлянам, публикация не обошлась без видимой пользы: очень и очень многие с удивлением узнали, что литературный д'Артаньян – реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж. Шарль де Батц де Кастельморе, ставший под конец жизни капитаном-лейтенантом королевских мушкетеров и немедленно после того принявший имя "графа д'Артаньяна" (по одному из владений своей матери; что касается титула, то официально шевалье д'Артаньяну его никто не жаловал, в связи с чем к его потомкам уже в XVIII столетии были серьезные претензии со стороны геральдической службы короля Франции), погиб при осаде Маастрихта: пуля противника попала ему в голову. Тогда, в далеком июле 1672 г., его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени мы знаем, что практически сразу же в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д'Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Не часто "у подножия стен" городов хоронили людей, литературная слава которых была способна обессмертить самую их жизнь, какой бы рядовой она ни была. В мире изданы десятки биографий д'Артаньяна. В советское время сведения об этом герое можно было почерпнуть из популярной книги Бориса Бродского "Вслед за героями книг". В наши дни на русский язык переведена блестящая работа Жана-Кристиана Птифиса "Д'Артаньян". Однако если об остроумном гасконце все же многое известно, то его литературные товарищи по оружию и друзья по застолью представляются уж точно выдуманными персонажами. Атос, Портос и Арамис – это что-то вроде "до, ре, ми": тут даже порядок перечисления нельзя изменить до того монолитна конструкция. Между тем верные товарищи д'Артаньяна так же реальны, как и их знаменитый компаньон. Не будь Дюма, историки-архивисты вряд ли бы занялись поиском этих, что и говорить, незаметных персонажей величественной истории Франции XVII века. Ведь на то, чтобы отыскать следы их существования, понадобилось более 100 лет. Да что там говорить – сам Дюма полагал, что всех троих не существовало. Их имена он, конечно, не выдумал – они взяты из того же источника, которым знаменитый романист пользовался при создании своей трилогии: "Мемуаров г-на д'Артаньяна", написанных плодовитым "мемуаристом" Гатьеном Куртилем де Сандра. Последний хорошо ориентировался в реалиях первой четверти – середины XVII столетия и, возможно, слышал имена все трех "мушкетеров" еще в бытность свою на службе короля (уйдя с которой, занялся написанием от чужого имени скандальных "мемуаров", разоблачающих нравы двора). У Куртиля это были не три друга, а три брата, которых д'Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д'Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", – пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам". Романист, а точнее команда его помощников и консультантов, подбиравших для писателя фактологический материал, не верили, что Атос, Портос и Арамис не выдумка Куртиля де Сандра. В литературном еженедельнике La Pays Natal в 1864 г. Дюма написал: "Меня спрашивают, когда именно жил Анж Питу... Это вынуждает меня сказать, что Анж Питу, так же как и Монте-Кристо, так же как Атос, Портос и Арамис, никогда не существовал. Все они просто признанные публикой побочные дети моего воображения". Однако уроженцы Беарна Атос, Портос и Арамис не просто жили – их странные фамилии были действительно их настоящими фамилиями. Недаром один из самых известных пересмешников той эпохи Жедеон Таллеман де Рео (отрывки из его "Занимательных историй" в 70-е гг. вышли в СССР в серии "Литературные памятники") с иронией отмечал, что от имен беарнских мушкетеров "собаки дохнут". Купеческая "косточка" Как известно, в своем вступлении к "Трем мушкетерам" автор ссылается на якобы найденную рукопись, озаглавленную "Воспоминания графа де Ла Фер о некоторых событиях, происшедших во Франции к концу царствования короля Людовика XIII и в начале царствования короля Людовика XIV". Из дальнейшего повествования следует, что упомянутый граф и есть наш Атос. Подразумевалось, что граф де Ла Фер, убивший свою жену (Миледи), мог скрыться от правосудия под серым плащом мушкетера. Сеньория Ла Фер много раз фигурирует на страницах исторических хроник и генеалогических коллекций Франции. Некий сеньор Мило де Ла Фер (ум. ок. 1057 г.) был родоначальником известного феодального дома де Монлери. В XIII в. поместьем с таким названием владела дочь герцога Бретонского Иоланда; в первой четверти XIV в. де Ла Фер из семьи Шатийонов породнился с Лотарингским герцогским домом; а в середине XVI в. среди прочих титулов Людовика I Горбатого, герцога де Конде (1530-1569), мы обнаруживаем сеньории Валери и Ла Фер. Впрочем, к настоящему Атосу этот титул никакого отношения не имеет. Деревушку Атос-Аспи и сегодня можно найти только на самой подробной карте Франции. Она расположена на правом берегу горной реки Олорон, между Совтер-де-Беарн и Ораасом. Когда-то здесь был замок – в нем наверняка и родился Атос. (К сожалению, замок не сохранился – сгорел в 1943 году.) В XVI столетии господский дом принадлежал совтерскому капеллану Аршамбо де Силлегу. Его наследником был некий Жан д'Атос, сын Жаклин де Силлег, впоследствии ставший врачом короля Генриха II Наваррского. Семейства д'Атос и де Силлег постепенно "одворянивались", а заодно и богатели, подвизаясь в местной торговле. Вначале они получили титул "купец", затем "дворянин" и, наконец, стали "монсеньорами". Этот последний титул носил в 1597 г. Пейротон де Силлег д'Атос. В начале XVI века некто по имени Андриан де Силлег д'Атос, владелец Отвьеля и Казабера, женился на демуазель де Пейрэ, дочери "купца и присяжного заседателя" в Олороне и двоюродной сестре г-на де Тревиля. Да-да, того самого Тревиля (или Труавиля), капитана-лейтенанта королевских мушкетеров. От этого союза где-то между 1615 и 1620 годами родился наш Атос. Его полное имя звучало так: Арман де Силлег д'Атос д'Отвьель. Троюродному племяннику капитана мушкетеров было грех не воспользоваться открывавшимися перспективами: около 1641 г. он вступает в роту де Тревиля. В то время это была обычная практика – стоило кому-нибудь из безвестных "дворянчиков" зацепиться на сколько-нибудь заметную должность при дворе, как к нему тут же слеталась толпа родичей. Неизвестно, как сложилась бы судьба Атоса, проживи он дольше. В свидетельстве о его смерти, занесенном в регистрационные книги парижской церкви Сен-Сюльпис, сказано: "Препровождение к месту захоронения и погребения преставившегося Армана Атос Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии, найденного вблизи от рынка на Прэ-о-Клер". Формулировка этого лаконичного текста почти не оставляет сомнения, что бравый Атос умер вследствие тяжелого ранения, полученного на дуэли. Исаак, потомок Авраама... В парижском музее Карнавале выставлена как символ эпохи короткая сабля. Надпись гласит: "Принадлежала г-ну дю Валлону де Брасье де Пьерфон". Кем был данный господин – неизвестно, но точно не тем самым Портосом. Наш мессир Портос, точнее, Исаак де Порту, происходил из беарнской дворянской протестантской семьи. Его дед Авраам был распорядителем обедов (тогда это называлось "офицером кухни") при наваррском дворе – так что аппетит литературного Портоса, так сказать, имеет исторические корни. Его отец, также носивший имя Исаак, служил нотариусом при Беарнских Провинциальных штатах. Он женился на демуазель де Броссе и имел от нее дочь Сару. Овдовев, в 1612 г. сочетался вторым браком с Анной д'Аррак, дочерью Бертрана д'Аррака из Гана. Став богатым землевладельцем, отец нашего героя пользовался покровительством благородного сира Жака де Лафосса, королевского наместника в Беарне. В 1619 г. Исаак де Порту выкупил за 6 тыс. франков у Пьера де Л'Эглиза сеньорию Кантор. В 1654 г. поместье было продано – на этот раз за 7 тысяч франков Франсуа д'Андуэну. "Портос" был младшим из его троих детей. По сохранившимся записям историки знают дату и место его крещения – 2 февраля 1617 года. Следующий документально доказанный факт его биографии – вступление в гвардейский полк Дезэссара. А вот был ли Портос мушкетером – большой вопрос. Историкам, похоже, вообще мало что известно о начале его военной карьеры; гораздо больше сведений о его старшем брате, Жане де Порту. Некоторое время тот был инспектором войск и артиллерии в Беарне, а затем стал секретарем при Антуане III де Грамон-Тулонжеоне (в романе Дюма "Десять лет спустя" другом виконта де Бражелона становится граф де Гиш – сын того самого Грамона).. В 1670 г. герцог де Грамон объявил о смерти "месье де Порту" – т.е. Жана де Порту. Что касается Исаака де Порту, то он досрочно вышел в отставку и уехал в Гасконь. Возможно, это было следствие полученных на войне ранений. В 50-х гг. он занимал незаметную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс: эту должность обычно давали недееспособным военным. Портос был женат – к сожалению, мы не знаем имени его жены. Его старший сын Арно родился около 1659 г. (а умер в 1729 г.). Герой Александра Дюма погиб под тяжестью огромной скалы в Бель-Иле, что в Бретани. Реальный Портос умер менее помпезно – 13 июля 1712 г. в По от апоплексического удара в возрасте 95 лет. Его второй сын, Жан де Порту, стал военным моряком. Еще несколько поколений потомков Портоса верно служили Франции на военной и административной ниве. Его правнучка Элизабет де Порту в апреле 1761 г. вышла замуж за шевалье Антуан де Сегюра, ставшего позже губернатором Советерра. Несостоявшийся барон дю Валлон был бы доволен: его семья породнилась со старинными французскими дворянскими родами. Аббаты-драчуны Сельское поместье Портоса в Ланне находится неподалеку от долины Баретту, в которой находится аббатство Арамиц, светским аббатом которого был третий из наших мушкетеров. В расположенной рядом деревеньке Арамиц и сегодня живет всего несколько сот человек. Дюма делает ловкого Арамиса, шевалье д' Эрбле, полуаббатом-полумушкетером, одновременно участвующим и в интригах и в военных действиях, епископом Ванна, генералом ордена иезуитов и, наконец, испанским грандом, герцогом Аламеда... Анри д'Арамиц родился около 1620 года. Он принадлежал к старинному беарнскому роду – наверное, самому дворянскому из всех трех (точнее четырех, учитывая не вполне чистое дворянское происхождение самого д'Артаньяна). В 1381 г. граф Гастон-Феб де Фуа пожаловал Жану д'Арамицу одноименное аббатство, которое стало наследственной собственностью рода. Во время религиозных войн Арамицы участвовали во всех схватках в Нижней Наварре. Некий капитан гугенотов Пьер д'Арамиц заслужил в этих стычках репутацию бретера. Он был женат на Луизе де Согюи, от которой имел трех детей: Феба, Марию, вышедшую замуж за Жана де Пейрэ и ставшей, таким образом, матерью будущего графа де Тревиля (опять все сходится на бравом капитане), и Шарля, женившегося на Катрин де Раг. После смерти старшего брата Шарль стал главой рода. Он-то и был отцом Анри. Будучи двоюродным братом капитана мушкетеров, Арамис в 1640 г. вступил в его роту. Десять лет спустя мы встречаем его в родных краях, где он в феврале 1650 г. женится на демуазель Жанне де Беарн-Бонасс. В апреле 1654 г., намереваясь вернуться в Париж, он составляет завещание. Через два года он опять приезжает в Беарн, где через 18 лет и умирает. Арамис оставил трех детей: сыновей Армана и Клемана и дочь Луизу. Французский историк Птифис не исключает, что д'Артаньян мог быть знаком с Атосом, Портосом и Арамисом: беарнцы и гасконцы образовывали в Париже маленькие закрытые кланы. Но никто из них, тщетно пытавшихся стать в жизни кем-то большим, чем был на самом деле, и представить себе не мог, что их смешные для современников имена олицетворят в умах потомков такие понятия как удаль, дружба и честь.

Лейтенант Чижик: R.K.M. пишет: В самый раз, видимо, для юношества образца ХХ-XXI векаДля юношества XXI века проказы графа - детские забавы! Вот если бы он перед тем, как супругу вздёрнуть на ближайшем дереве позвал побольше народу, вместе с этим народом долго пинал её ногами, снимая сие на телефон, а потом рассовал бы видео по всему Интернету, да ещё знакомым бы разослал - это был бы образец, определивший время. А так!.. Мелочи :)))



полная версия страницы